Интервью

«Мы все должны быть готовы к работе в новых условиях»

Интервью заместителя руководителя Управления Олега Ширяева, опубликованное в журнале «Федеральный вестник Прикамья» №10, октябрь 2008 года.
Интервью заместителя руководителя Управления Олега Ширяева

Мы все должны быть готовы к работе в новых условиях

С 1 января 2009 года в бюджетном процессе Пермского края произойдут существенные изменения, одним из нововведений является передача с регионального на местный уровень 70 процентов поступлений от налога на имущество организаций, и 100 процентов транспортного налога. С вопросами о прогнозируемых последствиях принятых решений для бюджета и, самое главное, для простых граждан, редакция журнала обратилась к заместителю руководителя УФНС России по Пермскому краю Олегу Ширяеву.

Олег Владимирович, Вы работаете в налоговой службе. И кому, как не налоговикам, должно быть понятно, какое влияние на формирование доходной части бюджетов окажет принятое решение.

Свое мнение мы представляли еще на этапе его подготовки, поэтому говорю уверенно - решение всесторонне просчитано и обосновано. И положительный итог мы увидим уже в предстоящем году. По крайней мере, хуже не будет, даже не смотря на те сложные процессы, которые сегодня происходят в финансовой сфере.

Уверенность основана на понимании аргументов, которые, по нашему мнению, будут играть здесь определяющую роль. С передачей поступлений транспортного налога на муниципальный уровень окончательно оформилась концепция: «где налогоплательщик проживает, в тот бюджет свои имущественные налоги платит, и из него получает услуги». В итоге обязательно поменяется мотивация, например, физических лиц. А это очень существенно, не смотря на то, что в налоговом администрировании формально не изменилось ничего: кто был плательщиком, тот им и остался, сроки, ставки, льготы – все прежнее, механизм исчисления, предъявления и уплаты – тоже без изменений.

Иными словами, предполагается, что наполнение доходной части бюджета будет происходить, как бы автоматически. Расчет, на так называемый, «местный патриотизм»?

В определенной степени, да. Изменение мотивации участников бюджетного процесса, от рядового налогоплательщика, прошу обратить особое внимание, до главы муниципального образования и выше не может не сказаться на результатах.

В этих условиях, налоговая служба оказывается в совершенно иной психологической ситуации. В дополнение к контрольной функции, повышаются требования к работе по созданию для налогоплательщиков необходимых условий для исполнения обязанностей по уплате налогов. 

Представьте ситуацию. Гражданин, или по Налоговому кодексу – физическое лицо, говорит «хочу заплатить налог, скажите, сколько и как это правильно сделать».

Кому он адресует эти вопросы? Правильно: налоговой инспекции или руководителям местных органов власти.

Готовы мы сегодня к такой постановке вопроса? Не буду говорить за органы власти на местах. В налоговых органах, как показывает практика, пока еще не везде и не всегда.

Понимание этого заставляет руководство Управления принимать дополнительные меры для внесения корректив в свою работу, и не только в свою.

Олег Владимирович, не очень понятна, Ваша последняя фраза: «не только в свою». Что вы имеете в виду?

Ответ в специфике администрирования имущественных налогов. Ведь вся система построена так, что в их исчислении, предъявлении и взыскании участвует значительное количество властных структур и исполнительных органов.

Например, транспортный налог. Для его исчисления, например по автомобилям, мы обязаны использовать информационную базу ГИБДД. От них мы получаем изменения в информационных ресурсах  за каждые 10 дней. При этом учтите, что только в их центральном офисе ежедневно совершается до 600 регистрационных действий.

Возьмите земельный налог. Он исчисляется исходя из информации о кадастровой стоимости земли, которая к нам поступает из органов Роснедвижимости, а также сведений о праве собственности на землю  которую нам представляют органы Росрегистрации и органы местного самоуправления.

Представляете ситуацию – в одном из звеньев происходит ошибка. И все – любой из нас, и Вы, и я, и любой другой, может оказаться в чрезвычайно неприятной ситуации. Мало того, что, например, сумма налога исчислена не правильно, так еще, чтобы найти, где и кем допущена ошибка, а затем ее исправить, сколько нужно потратить сил и времени?

Или возьмите проблему вручения налогоплательщику налогового уведомления. Вопрос ведь тоже не простой. Для справки, за 2008 год транспортный налог в крае мы планируем предъявить более чем по 700 тысячам транспортных средств. Налог на имущество - должны уплатить более 1 млн. 300 тысяч человек, налог на землю – 350 тысяч собственников земельных участков. Мы проводили анализ по 2007 году, по отдельным инспекциям возврат почтовых отправлений до 40 процентов.

Далее в цепочке администрирования – кредитные учреждения, где граждане непосредственно платят налог, затем судебные инстанции, где рассматриваются спорные вопросы, служба судебных приставов, в чьи функции входит работа по исполнению судебного решения в отношении злостных неплательщиков.

Как видим, система администрирования имущественных налогов физических лиц является многоуровневой и чрезвычайно сложной. Налоговые органы оказываются в ней главным ответчиком за ошибки и неточности, допущенные на любой из ступеней. Учитывая это обстоятельство,  руководство Управления приняло на себя определенную нравственную ответственность за выполнение отдельных координирующих функций.

Со всеми, с кем мы совместно работаем, заключены соответствующие соглашения, на постоянной основе проводим встречи и взаимные консультации, немедленно обозначаем возникающие проблемы, учим своих сотрудников, работать совместно с коллегами из других структур, оперативно решать проблемы, возникающие у налогоплательщиков.

В этой работе мы постоянно ощущаем поддержку со стороны Губернатора и Правительства Пермского края.

И я очень надеюсь, что по результатам 2008 года и, особенно в 2009 году, меры, которые нами приняты, позволят улучшить ситуацию.

Олег Владимирович, быть может, есть какие - то пожелания или рекомендации читателям журнала, например в части уплаты имущественных налогов?

Наверное, в коротком интервью это сделать вряд ли возможно, норм и нюансов, которые нельзя упустить, очень много. И за каждым из них мы нужно видеть интересы сотен тысяч людей.

Поэтому перечислю лишь три, на мой взгляд, главных правила, которые всем нам, не зависимо от места проживания, занимаемой должности и чина следует знать и помнить.

Прежде всего, определиться в вопросах регистрации собственности. Например, автомобиль. На чье он имя зарегистрирован, тот и будет налогоплательщиком, тому налоговая инспекция налог и предъявит. При этом первоисточником информации для расчета суммы, подлежащей уплате, является база данных регистрирующего органа, а именно ГИБДД.

Второе, налог уплачивается на основании налогового уведомления, которым налоговая инспекция информирует налогоплательщика об исчисленной сумме, и прилагаемый к нему платежный документ, так называемая форма №4-ПД, в котором указаны необходимые реквизиты платежа. Без этого документа правильно выполнить обязанность, в подразделении Сбербанка, или иного кредитного учреждения, невозможно.

И третье правило, у каждого из нас могут возникнуть вопросы - по сумме к уплате, по льготам, по наличию объекта в собственности, по указанной в уведомлении  задолженности и т.д. Чтобы разобраться в них, нужно знать, куда обратиться. Например, по вопросам исчисления и уплаты – в налоговую инспекцию по месту жительства.

Для работы с налогоплательщиками по имущественным налогам в них сейчас организовано специальное рабочее место, где прием посетителей обеспечивается в течение всего рабочего дня, без обеда. Если потребуется, организуем работу и по субботам. Кроме этого, усилено внимание телефонной справочной службе: телефоны в Управлении 291-01-74, 291-01-20, 291-00-49. Оперативно обновляется информация на нашем сайте WWW.r59.nalog.ru.

Обращаю внимание, что время для решения проблемных вопросов еще есть, так как срок уплаты транспортного налога за 2008 год истекает 15 января 2009 года.

А еще я хочу обратиться к руководителям организаций, предприятий учреждений всех уровней.

Все мы являемся жителями Пермского края, и среди нас нет людей, равнодушных к его настоящему и будущему. Показав пример в исполнении обязанностей по уплате имущественных налогов, и при случае поинтересовавшись, как эту обязанность исполнили подчиненные, мы сделаем для региона и для территории, на которой живем, великое дело.

В связи с этим, хочется выразить огромную признательность руководителям предприятий, таких, например, как «Лукойл - Пермьнефтепродукт», как «Лукойл - ПНОС», выступившим с инициативой, вручать налоговые уведомления своим работникам не по месту жительства через почту, а делать это непосредственно на предприятии, на рабочих местах. Тем самым, повышая надежность доставки уведомлений, а также, снимая необходимость тратить время своего персонала на посещение Инспекции, в случае обнаружения ошибок. Надеемся, что в 2009 году такая практика будет использована более широко.

Валерий Аникин
«Федеральный вестник Прикамья» №10,
октябрь 2008 года

Начать дискуссию