НДС

Изменения законодательства по НДС, вступающие в силу с 2009 года

Наиболее важные изменения по НДС, вступающие в силу с 01 января 2009 предусмотренные Федеральным законом от 26.11.2008 №224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты».

В конце 2008 года были подписаны федеральные законы,  направленные на совершенствование регулирования отдельных вопросов налогового администрирования, а также порядка исчисления и уплаты НДС. Изменения, вносимые в часть вторую Налогового кодекса, направлены на устранение пробелов в законодательстве в части НДС, создание более комфортного режима налогообложения НДС, упрощение налогового администрирования этого налога и снижение административных расходов налогоплательщиков.                 

Федеральным законом  от 24.11.2008 №209-ФЗ «О внесении изменений в статью 149 части второй НК РФ» расширен перечень организаций, реализация которыми произведенных ими товаров, работ, услуг освобождена от налогообложения НДС В частности в подпункт 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ внесены изменения, согласно которым с 1 января 2009 года от налогообложения НДС освобождается реализация товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы

Наиболее важные изменения по НДС, вступающие в силу с 01 января 2009  предусмотренные Федеральным законом от 26.11.2008 №224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты»:  

1.  НДС и авансы.

1.1. При получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок налогоплательщик обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму НДС (п. 1 ст. 168 НК РФ). То есть при получении предварительной оплаты продавец должен выставить счет-фактуру не позднее 5 календарных дней, считая со дня такой оплаты (п. 3 ст. 168 НК РФ).

1.2. В счете-фактуре, выставляемом продавцом при получении оплаты в счет предстоящих поставок, должны быть указаны (п. 5.1 ст. 169 НК РФ):

1) порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;

2) наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя;

3) номер платежно-расчетного документа;

4) наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;

5) сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;

6) налоговая ставка;

7) сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок.

1.3. Покупатель вправе принять к вычету НДС, исчисленный с предварительной оплаты, на основании (п. 9 ст. 172 НК РФ):

 - счетов-фактур, выставленных продавцами;

- документов, подтверждающих фактическое перечисление сумм оплаты в счет предстоящих поставок;

-  договора, предусматривающего перечисление предварительной оплаты.

2. Вычеты сумм налога, исчисленных при выполнении СМР для собственного потребления, производятся на момент определения налоговой базы, установленный п. 10 ст. 167 НК РФ, то есть на последнее число каждого налогового периода (п. 5 ст. 172 НК РФ).

Напомним, что согласно редакции, действующей до 2009 г., вычеты таких сумм производятся по мере уплаты налога в бюджет.

Переходные положения: суммы НДС, исчисленные налогоплательщиком при выполнении с 1 января 2006 г. до 1 января 2009 г. СМР для собственного потребления и не принятые к вычету до 1 января 2009 г., подлежат вычетам в порядке, предусмотренном ст. 172 НК в редакции, действовавшей до 2009 года (п. 13 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ).

3. Исключена норма, согласно которой при неденежных расчетах (при товарообменных операциях, взаимозачете, использовании в расчетах ценных бумаг) НДС уплачивается отдельным платежным поручением (абз. 2 п. 4 ст. 168 НК РФ).

Переходные положения: При осуществлении с 1 января 2009 года товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг), имущественных прав, принятых к учету до 31.12.2008 включительно, подлежат вычету в соответствии правилами, действовавшими на дату принятия к учету указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ).

4. Изменен перечень документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по экспортным операциям (пп. 3 п. 1 ст. 165 НК РФ).

Так, установлено, что налогоплательщик может представить:

- реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о фактически вывезенных товарах, с отметками пограничного таможенного органа РФ вместо таможенных деклараций (их копий);

-  реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта, с отметками таможенного органа РФ, подтверждающих факт помещения товаров под таможенный режим экспорта, вместо таможенных деклараций (их копий).

 При этом порядок применения  данной нормы будет  определяться  Министерством финансов РФ по согласованию с уполномоченным федеральным органом.

5. Срок представления документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0%, а также момент определения налоговой базы, связанный со сроком представления таких документов, увеличивается на 90 дней в случае, если товары помещены под таможенный режим экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов в период с 1 июля 2008 г. по 31 декабря 2009 г. (ст. 3 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ).

6. От налогообложения НДС освобождается ввоз технологического оборудования, при условии, что его аналоги не производятся в РФ, по перечню, утверждаемому Правительством РФ (п. 7 ст. 150 НК РФ).

Напоминаем: в действующей до 2009 г. редакции предусматривается освобождение от налогообложения НДС ввоз технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.

 7. Налоговый орган вправе по итогам камеральной проверки налоговой декларации принять решения (п. 3 ст. 176 НК РФ):

- о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению;

- об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

Такие поправки в ст. 176 НК РФ позволят налогоплательщику своевременно возмещать НДС в той части, в отношении которой у налоговой инспекции нет претензий.

Внимание: указанные положения применяются в отношении решений, принимаемых после 1 января 2009 г.

 8. Начиная с .01.01.2009 операции  по реализации на территории РФ лома и отходов черных металлов  подлежат обязательному освобождению от обложения НДС. Ранее аналогичные изменения были приняты в отношении операций по реализации лома цветных металлов.

      Федеральным законом от 04.12.2008 № 251-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 164 части второй НК РФ" предусматривается определять налоговую базу при исчислении НДС в отношении операций по реализации автомобилей, приобретённых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для последующей перепродажи, как разницу между ценой реализации автомобиля с учётом налога и ценой его приобретения у физического лица. Данным  законом в статью 154 НК РФ введен новый пункт 5.1, изменяющий порядок определения налоговой базы при исчислении НДС в отношении операций по реализации автомобилей, приобретённых для последующей перепродажи у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками - с 1 января 2009 года она будет определяться как разница между ценой реализации автомобиля с учетом НДС и ценой его приобретения у физического лица. НДС при этом будет исчисляться по расчетной ставке. Напомним, что в соответствии с ныне действующей редакцией статьи 154 НК РФ НДС исчисляется с цены реализации автомобилей, приобретенных у населения (п. 1 ст. 154 НК РФ).

Следует обратить вниманиена то, что вводимый Законом с 1 января будущего года порядок исчисления налоговой базы по НДС при приобретении для перепродажи автомобилей у физических лиц аналогичен действующей норме в отношении исчисления налоговой базы по НДС при приобретении у населения сельхозпродукции и продуктов ее переработки (п. 4 ст. 154 НК РФ). И вероятнее всего, в ближайшем будущем скупщикам авто у населения следует ожидать специальных разъяснений Минфина России о том, кто же такие "физические лица, не являющиеся налогоплательщиками". Напомним, что в свое время финансисты разъясняли приобретателям сельхозпродукции, что для целей исчисления налоговой базы по НДС к указанной категории физических лиц не относятся индивидуальные предприниматели».

Начальник отдела косвенных налогов
 М.Ф.Гайсин

Начать дискуссию