Общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа, принятого по результатам камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) с применением налоговой ставки 0 процентов в части отказа в возмещении из бюджета НДС.
Налоговым органом отказано в возмещении из бюджета НДС, исчисленного по ставке 18 процентов, в отношении работ, выполненных для контрагента общества (транспортировка и переработка нестабильного газового конденсата, помещенного под таможенный режим переработки на таможенной территории Российской Федерации). Отказ мотивирован налоговым органом тем, что согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) указанные операции подлежат обложению НДС по ставке налога 0 процентов.
Как следует из материалов дела и установленных по делу обстоятельств, общество по условиям внешнеэкономического контракта с иностранным лицом обязалось переработать нестабильный газовый конденсат. Не имея соответствующих мощностей, оно заключило договор на транспортировку и переработку сырья с российской организацией, которая в свою очередь заключила договор на выполнение работ по переработке сырья с третьей организацией.
Поместив сырье под таможенный режим переработки на таможенной территории Российской Федерации, налогоплательщик ввез его на территорию Российской Федерации и силами названных организаций переработал, оплатив стоимость работ (услуг) по транспортировке и переработке с учетом НДС по ставке 18 процентов.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением арбитражного апелляционного суда заявленные обществом требования удовлетворены по той причине, что выполнение для налогоплательщика рассматриваемых работ (услуг) облагается НДС по ставке 18 процентов, поскольку сделки на выполнение данных работ (оказание услуг) заключались обществом с привлеченными организациями в рамках отношений на внутреннем рынке, которые не являлись участниками таможенных правоотношений и фактически не применяли таможенный режим переработки на таможенной территории.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа решение суда первой инстанции и постановление арбитражного апелляционного суда были отменены ввиду неполного выяснения имеющих для дела обстоятельств. Дело направлено на новое рассмотрение для установления того, находились ли товары (сырье) в момент переработки в режиме переработки в смысле, придаваемом этому понятию Таможенным кодексом Российской Федерации (далее - Таможенный кодекс).
По итогам нового рассмотрения решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Суд пришел к выводу о том, что применение ставки налога 18 процентов к рассматриваемым операциям неправомерно, поскольку имел место факт переработки нестабильного газового конденсата, помещенного под режим таможенной переработки.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит решение суда первой инстанции, вынесенное по результатам нового рассмотрения отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению общества, оно правомерно предъявило к вычету суммы НДС, уплаченные по ставке 18 процентов сторонней организации, непосредственно оказавшей обществу услуги по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории. Как полагает общество, осуществленные этой организацией операции относятся к реализации на внутреннем рынке.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа констатировал: на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса обложение НДС работ (услуг) по переработке товаров, помещенных под режим таможенной переработки, производится по налоговой ставке 0 процентов.
Поэтому при выполнении (реализации) таких работ (услуг) контрагент согласно статьям 168, 169 Кодекса выставляет покупателю работ (услуг) счет-фактуру с указанием надлежащей ставки НДС - 0 процентов, поскольку налогоплательщики не вправе изменять установленную законодательством о налогах и сборах ставку налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 173 Таможенного кодекса в отношении ввезенных товаров, помещаемых под таможенный режим переработки на таможенной территории, применяется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок, который согласно пункту 1 статьи 177 Таможенного кодекса не должен превышать двух лет.
В силу пункта 1 статьи 185 Таможенного кодекса не позднее дня истечения срока переработки таможенный режим переработки на таможенной территории должен быть завершен вывозом продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации либо помещением ввезенных товаров и продуктов их переработки под иные таможенные режимы.
Таким образом, из смысла данных норм следует, что для применения ставки НДС 0 процентов имеет значение факт нахождения товаров во время переработки в режиме переработки в смысле, придаваемом этому понятию Таможенным кодексом.
Судом установлен, материалами дела подтверждается и обществом не отрицается факт нахождения нестабильного газового конденсата под режимом переработки на таможенной территории во время его переработки сторонней организацией по заказу общества.
Учитывая изложенное, Федеральный арбитражный суд Уральского округа пришел к выводу о правомерности решения суда первой инстанции, так как услуги упомянутой организации, будучи оказанными в отношении товара, находящегося в таможенном режиме переработки, подлежали обложению НДС по налоговой ставке 0 процентов. Следовательно, организация не имела правовых оснований для выставления счета-фактуры с налогом по ставке 18 процентов, а налогоплательщик - предъявлять его к вычету из бюджета.
Таким образом, Федеральный арбитражный суд Уральского округа отказал в удовлетворении кассационной жалобы налогоплательщика и оставил решение суда первой инстанции в силе.
И.М.Добрусин, начальник юридического отдела
УФНС России по Оренбургской области
Начать дискуссию