Кассовые операции

Судебная практика по вопросу применения порядка ведения кассовых операций

Судебная практика по вопросу применения порядка ведения кассовых операций. Информирует УФНС России по Оренбургской области.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена проверка общества по вопросам соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полнота учета выручки, соблюдения порядка ведения кассовых операций и организации наличного денежного обращения.

В ходе проверки налоговым органом выявлено расхождение данных выручки бухгалтерского учета (кассовой книги, приходных кассовых ордеров) по сравнению с выручкой фискальных отчетов. В кассу предприятия оприходованы наличные денежные средства, полученные с применением контрольно-кассовой техники АМС-100Ф в сумме, меньшей, чем указана в фискальном отчете.

По результатам проверки налоговым органом вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс), в виде взыскания штрафа.

Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из наличия в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса, доказанности вины общества в его совершении, а также отсутствия признаков малозначительности в совершенном правонарушении.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы общества указал следующее.

Статьей 15.1 Кодекса предусмотрено, что нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 № 40 (далее - Порядок).

Согласно пункту 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

В силу пунктов 22, 24 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

При этом под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.

Для установления факта неоприходования наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой техники, необходимо установить разницу между показаниями контрольно-кассовой техники и кассовой книгой организации.

Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается факт расхождения данных выручки бухгалтерского учета по сравнению с выручкой по фискальным отчетам.

Обстоятельств, свидетельствующих о том, что обществом были предприняты все необходимые и достаточные меры для недопущения административного правонарушения, судами не установлено, из материалов дела не усматривается.

Доводы общества о неправомерном неприменении статьи 2.9 Кодекса не приняты в связи с тем, что данной статьей Кодекса установлено право освобождения судом от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Характер совершенного правонарушения, степень его общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государством интересам, не позволяют сделать вывод о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения и применения положений статьи 2.9 Кодекса.

С учетом вышеизложенного, Федеральный арбитражный суд Уральского округа отказал в удовлетворении кассационной жалобы общества и оставил решение судов первой и апелляционной инстанций в силе. 

И.М.Добрусин, начальник юридического отдела
УФНС России по Оренбургской области

Начать дискуссию