В СМИ появляются публикации о так называемых критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. В данных публикациях утверждается, что если налогоплательщик подпадает хотя бы под один из опубликованных на Интернет-сайте ФНС России критериев – он становится первоочередным кандидатом на проведение налоговой проверки.
Так ли это на самом деле и что дают эти критерии нам, налогоплательщикам, и непосредственно налоговым органам, сегодня нашему корреспонденту рассказывает и.о. руководителя Управления ФНС России по Республике Карелия, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Е.А. Телепнева.
- Елена Александровна, если мы правильно поняли, речь идет о новом подходе налоговых органов к выбору организаций для проведения выездных налоговых проверок?
- Совершенно верно. Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. До 2008 года они являлись головной болью для налогоплательщика, который не имел никакой информации о том, как планируются проверки, затронет ли очередная проверка именно его фирму.
С 2008 года ситуация кардинально изменилась. Согласно новой Концепции планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, в настоящее время применяется новый системный подход к контрольной работе, понятный для всех и каждого, поскольку процесс планирования проверок впервые стал открытым.
В основе Концепции - принцип двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов. Соблюдая его, первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые - к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
- Вы хотите сказать, что теперь любой плательщик заранее может узнать, становится ли он кандидатом на проведение налоговой проверки?
- Именно это я и хочу сказать. Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков опубликованы на Интернет-сайте ФНС России. Благодаря доступу к такой информации, у любого руководителя есть возможность взглянуть на свой бизнес глазами налогового инспектора, проанализировать результаты хозяйственной деятельности с точки зрения последствий налогового контроля.
- Не можете ли Вы вкратце пояснить нашим читателям суть этих критериев?
Вышеназванным приказом ФНС установила 11 критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Что конкретно подразумевается под этим определением? Если, например, налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности); налогоплательщик отражает в бухгалтерской или налоговой отчетности убытки на протяжении нескольких налоговых периодов или значительные суммы налоговых вычетов по НДС за определенный период; у налогоплательщика опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг); у налогоплательщика выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации – налогоплательщик, подпадающий хотя бы под один из вышеперечисленных критериев, становится первоочередным кандидатом на проведение налоговой проверки.
- Елена Александровна, это все «грехи» налогоплательщиков, которые налоговая «берет на заметку»?
Нет, не все. В поле зрения налоговиков при планировании налоговых проверок попадают также те налогоплательщики, у которых происходит неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы; индивидуальный предприниматель, отражающий суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год; при построении организацией финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели); в случаях непредставления налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности; а также при неоднократном снятии с учета и постановке на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами); при значительном отклонении уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
- А вы не допускаете, что на практике может оказаться, что все эти критерии не имеют под собой ничего серьезного и нарушениями при проверке даже «не пахнет»?
- Как уже показала практика работы налоговых органов республики, наличие вышеперечисленных критериев действительно свидетельствуют о желании налогоплательщика неправомерно сократить платежи в бюджет.
Вот только один из примеров: предприятие «Х», осуществляющее деятельность в сфере оптовой торговли в г.Петрозаводске, попало в списки налоговой инспекции по трем из вышеприведенных критериев. Было принято решение о проведении выездной налоговой проверки. Установив неправомерное применение налоговых вычетов по НДС, налоговики доначислили фирме налогов, пени и штрафных санкций в сумме свыше 7,5 млн рублей.
Новая система планирования проверок позволяет в процессе анализа хозяйственной деятельности предприятия с большой точностью оценить наличие возможных нарушений, что сказывается на повышении эффективности работы налоговых органов.
Приведу еще один из последних примеров: Проанализировав по предприятию ЗАО «А» выплату среднемесячной заработной платы на одного работника и установив, что она ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации (один из факторов риска), налоговые органы приняли решение о проведении выездной проверки данного предприятия. В ходе проведения выездной проверки ЗАО «А» установлено уклонение от уплаты налога на доходы физических лиц и единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование путем сокрытия доходов от налогообложения и наличие у предприятия двойного учета заработной платы работников.
Всего по результатам выездной проверки ЗАО «А» установлена неуплата налогов и сборов на общую сумму свыше 8 миллионов рублей, в том числе налоги – около 6 млн руб., пени – свыше 2 млн руб., штрафы – свыше 400 тыс. рублей.
- На наш взгляд, произошла какая-то путаница: в одних изданиях называют 11 критериев, в других – 12. Так сколько их на самом деле?
- Дело в том, что 12-й критерий утвержден совсем недавно, в октябре, приказом ФНС России от 14.10.2008 г. №ММ-3-2/467 «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.07 г. «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Называется он «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском». Хочу обратить особое внимание налогоплательщиков на этот критерий. Он предлагает плательщикам оценить своих контрагентов и сделки с ними на предмет признаков необоснованной выгоды и предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности. Чтобы плательщику было легче проводить самостоятельно такой анализ, сформированы новые признаки, которые свидетельствуют о том, что ваш контрагент подозрителен: К ним относятся: отсутствие личных контактов между представителями поставщика и покупателя при обсуждении условий и подписании договора; отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность; отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, его складских, производственных, торговых площадей; отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте; отсутствие информации о госрегистрации контрагента в ЕГРЮЛ.
При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды.
- Спасибо за подробный рассказ, Елена Александровна! Надеемся, что наши читатели, ознакомившись с такой информацией, смогут построить свою работу так, чтобы не стать объектом для налоговой проверки. Хотите что-то еще сказать нашим читателям?
- В заключение хочу обратить внимание всех плательщиков, что в настоящее время налоговые органы республики начали работу по формированию планов выездных налоговых проверок на 2009 год. Основой для включения налогоплательщика в план является несоответствие его деятельности перечисленным критериям. Рекомендуем плательщикам оценить свою финансово-хозяйственную деятельность на предмет наличия критериев риска, которые и созданы для того, чтобы стимулировать плательщиков к добровольному отказу от использования незаконных налоговых схем.
Вопросы задавала А.Пекерман
Начать дискуссию