Налоговые проверки

Придет ли к Вам налоговая проверка?

Придет ли к Вам налоговая проверка? О критериях самостоятельной оценки налоговых рисков.
Кому грозит налоговая проверка?
ФНС России раскрывает планы

Федеральная налоговая служба проводит  политику открытого планирования налоговых проверок, направленную на становление диалога с налогоплательщиками. В качестве первого шага ФНС России в 2007 году обнародовала список из 11 Критериев самостоятельной оценки рисков, которые фактически являются критериями отбора для проведения выездных проверок. Используя данные критерии, налогоплательщики имеют возможность проанализировать способы и результаты хозяйственной деятельности и оценить степень вероятности назначения выездной налоговой проверки, а также оценить вероятный объем налоговых претензий по результатам такой проверки. Учитывая  эти принципы при оценке налоговых рисков налогоплательщики могут принять своевременные  меры по их снижению или полному исключению. Это  даст налоговикам возможность отказаться от политики тотального охвата хозяйствующих субъектов налоговыми проверками, и перейти к контролю самых проблемных участков.

После публикации критериев  многие налогоплательщики самостоятельно уточняли свои  налоговые обязательства. В 2007 году   по стране было представлено 913 тысяч уточненных деклараций, а сумма самостоятельно уточненных обязательств составила 84 млрд. рублей. В нашей области налогоплательщики представили почти 12 тысяч уточненных деклараций на сумму свыше 84,5 млн. рублей. Все суммы уточненных обязательств поступили в бюджет в полном объеме без мер принудительного взыскания со стороны налоговых органов.

Федеральная налоговая служба продолжает работу по совершенствованию Концепции  планирования выездных налоговых проверок. Недавно был обнародован  12-й критерий самостоятельной оценки налоговых рисков. Приведем их полный перечень.

1. Налоговая нагрузка у налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
2.  Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
4.  Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
6.  Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
7.  Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
8.  Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
9.  Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
10.  Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (использование наиболее распространенных «схем» (способов) ведения финансово-хозяйственной деятельности, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды). 

Новая система планирования выездных налоговых проверок  позволяет минимизировать вероятность того, что проверка коснется законопослушного налогоплательщика. Ориентируясь на эти рекомендации, налогоплательщик имеет возможность выявить самые уязвимые участки учета и принять необходимые, с его точки зрения, меры. При наличии рисков в деятельности организации он сможет самостоятельно их устранить, уточнив свои налоговые обязательства. Если же налогоплательщик не хочет этого делать по тем или иным причинам, то ему не избежать визита налоговиков.

Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ

Начать дискуссию