Налоговые споры

Судебная практика по вопросу ведения лицевого счета

Общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в непринятии мер по исключению из лицевого счета налогоплательщика задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам и обязании налогового органа исключить указанную сумму из лицевого счета.

Общество обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившегося в непринятии мер по исключению из лицевого счета налогоплательщика задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам и обязании налогового органа исключить указанную сумму из лицевого счета.

Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены.

Постановлением арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требований общества отказано.

В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.

Как следует из материалов дела, согласно справке налогового органа по лицевому счету за обществом числится задолженность, в том числе недоимка по налогам, пени, штрафы.

Арбитражным судом приняты решения, которыми признаны недействительными требования и решения налогового органа о взыскании задолженности за счет денежных средств и имущества общества в связи с истечением сроков для бесспорного взыскания.

Полагая, что указанная задолженность подлежит списанию как безнадежная в силу причин юридического характера, а именно в связи с утратой налоговым органом возможности принудительного взыскания, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований общества, суд апелляционной инстанции исходил из отсутствия у налогового органа оснований для исключения спорной задолженности из лицевого счета, поскольку наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, а доказательств иного обществом не представлено.

Согласно пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) недоимка по федеральным налогам и сборам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 59 Кодекса правила, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.

Решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.

Во исполнение статьи 59 Кодекса Правительством Российской Федерации принято постановление от 12.02.2001 № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 № 100).

Налоговые органы осуществляют права, предусмотренные Кодексом, и несут обязанности, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 31 и пункт 2 статьи 32 Кодекса). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (статья 33 Кодекса).

Согласно статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы.

Поэтому у налогового органа, действовавшего в рамках предоставленных ему полномочий, не было оснований удовлетворять заявление общества об исключении из лицевого счета налогоплательщика сумм задолженности по налогам, пеням, штрафам.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.2001 № 100 определены основания, достаточные для признания задолженности безнадежной к взысканию. Пропуск налоговым органом сроков для бесспорного взыскания задолженности с общества к числу таких оснований не относится.

Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов (Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 05.08.2002 № БГ-3-10/411). Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2005 № 16507/04).

Судом апелляционной инстанции установлено, что в лицензирующий орган налогоплательщик не обращался, доказательств отказа в выдаче банковского кредита по причине наличия задолженности не представил, требования об уплате и решения о взыскании за счет денежных средств и имущества, на которые ссылается общество, были предметом рассмотрения в арбитражном суде и по ним вынесены вступившие в законную силу судебные решения.

Таким образом, Федеральным арбитражным судом Уральского округа установлено, что вывод суда апелляционной инстанции о недоказанности обществом нарушения его прав и законных интересов наличием в карточке лицевого счета задолженности по налогам, пеням, штрафам является законным и обоснованным.

 С учетом вышеизложенного, Федеральный арбитражный суд Уральского округа отказал в удовлетворении кассационной жалобы общества и оставил решение суда апелляционной инстанций в силе. 

И.М.Добрусин, начальник юридического отдела
УФНС России по Оренбургской области

Начать дискуссию