1. Бюджетным учреждениям будет предоставлена рассрочка по уплате задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды в соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"
Для бюджетных учреждений (муниципальных и субъектов РФ) предусмотрена реструктуризация задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды (новая ст. 20.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ). Порядок ее проведения должен быть определен Правительством РФ. Реструктуризироваться будет задолженность по страховым взносам по состоянию на 1 июля 2008 г ., а также по пеням и штрафам, которые были начислены на данную сумму до момента принятия решения о реструктуризации. Однако реструктуризация не применяется по пеням и штрафам, начисленным за задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ и по страховым взносам от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Реструктуризация проводится путем предоставления рассрочки: по страховым взносам - до 1 января 2010 г ., по пеням и штрафам - с 1 января 2010 г . по 1 января 2020 г . Особо оговорено, что в случае принятия решения о реструктуризации задолженности и своевременной уплаты средств в ее погашение пени и штрафы начисляться не будут.
2. В течение 2009 г . министр финансов РФ вправе предоставить отсрочку или рассрочку по уплате федеральных налогов
В соответствии с п. 3 ст. 61 НК РФ изменение срока уплаты налогов предусмотрено в виде отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита. С 1 января 2009 г . в гл. 9 НК РФ вносятся следующие изменения.
1) Министр финансов РФ вправе предоставлять отсрочку или рассрочку по уплате федеральных налогов на срок не более пяти лет, если размер задолженности организации превышает 10 млрд. руб. и ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий (п. 5 ст. 63, абз. 3 п. 1 ст. 64 и п. 1 ст. 64.1 НК РФ). Данные обстоятельства компании должны подтвердить документально (п. 2 ст. 64.1 НК РФ) при обращении в Министерство финансов РФ с заявлением о предоставлении отсрочки (рассрочки). Копия такого заявления направляется в налоговый орган по месту учета организации.
Срок для принятия решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) составляет один месяц со дня получения заявления (п. 4 ст. 64.1 НК РФ).
Следует учесть, что на сумму задолженности, по которой министром финансов РФ принято решение об отсрочке или рассрочке (по аналогии с общим порядком предоставления отсрочки или рассрочки, содержащимся в ст. 64 НК РФ), начисляются проценты по ставке, равной 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая действовала в период отсрочки (рассрочки) (п. 5 ст. 64.1 НК РФ). Кроме того, решения об изменении сроков уплаты федеральных налогов министром финансов РФ могут быть приняты только в течение 2009 г . После 1 января 2010 г . таких полномочий у него нет (п. 14 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ).
2) Организациям, выполняющим государственный оборонный заказ, может предоставляться инвестиционный налоговый кредит на основании соглашения, заключенного с уполномоченным органом (пп. 4 п. 1 и пп. 2 п. 2 ст. 67 НК РФ).
3. Уточнен порядок приостановления операций по счетам налогоплательщиков в банках
С 1 января 2009 г . внесен ряд поправок в ст. 76 НК РФ, регулирующую порядок приостановления операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей.
1) Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании не только налога или сбора, но и пеней и штрафов (п. 1 ст. 76 НК РФ).
2) В абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ внесено уточнение, согласно которому на суммы страховых взносов, подлежащих списанию и перечислению в бюджет, процедура приостановления не распространяется.
3) Уточнено, что по валютному счету организации будут приостанавливаться не все операции, а только в пределах суммы, которая указана в решении налогового органа, по курсу ЦБ РФ, установленному на дату начала действия приостановления. Ранее подобные разъяснения давал Минфин России (Письма от 10.11.2008 N 03-02-07/1-459, от 28.03.2007 N 03-02-07/1-140). Следует отметить, что организация-налогоплательщик вправе использовать денежные средства, находящиеся на ее счете в банке, в части превышения суммы, которая указана в решении инспекции о приостановлении, по своему усмотрению (Письма от 09.07.2008 N 03-02-07/1-268, от 21.06.2007 N 03-02-07/1-304).
4) Из п. п. 3 и 8 ст. 76 НК РФ исключено понятие "операционный день". Согласно Положению о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ (утв. ЦБ РФ 26.03.2007 N 302-П), под операционным днем понимается часть рабочего времени, которая определяется кредитной организацией (кроме выходных и праздничных дней). С 01.01.2009 приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного рабочего дня (п. 6 ст. 6.1 НК РФ), следующего за днем представления налогоплательщиком декларации либо получения инспекцией документов, подтверждающих факт взыскания налога, пеней, штрафов.
5) Абзацы 2 и 5 п. 4 ст. 76 НК РФ приведены в соответствие и устанавливают, что решение об отмене приостановления операций по счетам организации вручается представителю банка не позднее дня, следующего за днем его принятия инспекцией. Вручаться оно может не только под расписку либо в электронном виде, но и иным способом, свидетельствующим о дате получения банком такого решения. Таким образом, решение может направляться по почте заказным письмом, а датой его вручения будет считаться день получения банком письма. Такие разъяснения ранее содержались в Приказе ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/824@.
6) Введена новая норма (п. 9.2 ст. 76 НК РФ), согласно которой налоговые органы при нарушении срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков-организаций либо срока направления в банк такого решения уплачивают налогоплательщику проценты за каждый календарный день просрочки. Проценты начисляются на сумму, в отношении которой применялся режим приостановления, по ставке рефинансирования ЦБ РФ (действовавшей в период приостановления операций или срока вручения решения об отмене приостановления). Однако данные положения вступят в силу только с 1 января 2010 г . (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ).
4. Повышены меры ответственности банков за нарушение их обязанностей.
Увеличены размеры штрафов:
1) с 10 до 20 тысяч руб. повышен штраф за открытие банком счета лицу, не предъявившему свидетельство (уведомление) о постановке на учет в налоговом органе, а также за открытие счета при наличии у банка решения инспекции о приостановлении операций по счетам этого лица (п. 1 ст. 132 НК РФ);
2) с 20 до 40 тысяч руб. повышается штраф за несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, изменении реквизитов счета налогоплательщика (п. 2 ст. 132 НК РФ).
Ответственность, установленная ст. 133 НК РФ за нарушение банком срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) о перечислении налога (сбора), а также п. 1 ст. 135 НК РФ за неперечисление в установленный срок налога (сбора) по поручению инспекции, с 1 января 2009 г . применяется также в случае просрочки перечисления авансового платежа, пеней и штрафов.
Непредставление в налоговый орган справок (выписок) о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах налогоплательщиков, а также подача справок (выписок) с нарушением срока или содержащих недостоверные сведения влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч руб. (соответствующее изменение внесено в ст. 135.1 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 76 НК РФ, если инспекцией принято решение о приостановлении операций по счетам, банк обязан прекратить все расходные операции по данному счету, кроме тех, на которые эта процедура не распространятся в соответствии с данным пунктом. В то же время в ст. 134 НК РФ указано, что ответственность банка возникает лишь при перечислении средств со счета налогоплательщика на счет другого лица. С 2009 г . из ст. 134 НК РФ исключены слова "другому лицу". С января 2009 г . неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика влечет ответственность в размере 10 тысяч руб. даже при отсутствии суммы, подлежащей взысканию в бюджет.
Управление ФНС России по Кемеровской области
Начать дискуссию