Новости ФНС

Обзор региональных СМИ

"Налоговый вестник" № 12, декабрь 2008 года. Обзор региональных СМИ.
"Налоговый вестник" № 12, декабрь, 2008 г. (Опубликован в областной газете «Новый мир» № 259-260 от 27.12.2008 г.)

 
Исчисление ежемесячных авансовых платежей

Разъяснения ФНС России о порядке исчисления ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль организаций исходя их фактически полученной прибыли в 4 квартале 2008 года

В связи с принятием Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральная налоговая служба обращает внимание, что налогоплательщики налога на прибыль организаций вправе перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли не с 1 января 2009 года, а в 4 квартале 2008 года.

Статьей 3 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что налогоплательщики, уплачивающие ежемесячные авансовые платежи по итогам отчетного (налогового) периода, вправе применить следующий порядок исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль, подлежащих уплате за четвертый квартал 2008 года.

Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале 2008 года, исчисляется исходя из фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания месяца, предшествующего месяцу, в котором производится уплата авансового платежа. При этом сумма авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

 Изменение порядка исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль должно быть отражено в учетной политике организации. Налогоплательщики, применившие предусмотренное статьей 3 Федерального закона право, обязаны уведомить об этом налоговый орган по месту своего учета не позднее срока уплаты, установленного для уплаты соответствующего авансового платежа, в том числе в случае, если рассчитанная сумма авансового платежа отрицательна или равна нулю.

Статья 3 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу со дня официального опубликования указанного Федерального закона. Федеральный закон от 26.11.2008 № 224-ФЗ опубликован в «Российской газете» от 27 ноября 2008 № 243.

В связи с введением в действие вышеуказанных положений ФНС России разъясняет следующее.
Возможность исчисления налогоплательщиками ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли предусмотрена пунктом 2 статьи 286 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс). Однако переход на такой порядок исчисления авансовых платежей Налоговый кодекс разрешает только с начала налогового периода.

Статья 3 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ предоставляет налогоплательщикам право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли в 4 квартале 2008 года.
Налогоплательщик, воспользовавшийся предоставленным ему правом изменения порядка исчисления авансовых платежей с 4 квартала 2008 года, отражает это в учетной политике организации и уведомляет налоговый орган по месту своего учета не позднее 28 ноября 2008 года.

Изменение налогоплательщиком применяемого порядка исчисления авансовых платежей не снимает с него обязанностей по составлению и представлению в налоговый орган налоговых деклараций за отчетные периоды, в данном случае – за десять и одиннадцать месяцев 2008 года.

Ежемесячные авансовые платежи рассчитываются исходя из фактически полученной прибыли, исчисленной  нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

 При определении суммы авансового платежа, подлежащего к доплате или к уменьшению по сроку 28 ноября 2008 года, учитывается сумма начисленного ранее ежемесячного авансового платежа  по сроку уплаты 28 октября 2008 года. То есть сумма этого ежемесячного авансового платежа  учитывается при формировании показателей строк 210-230 Листа 02.

Налоговые декларации за десять и одиннадцать месяцев 2008 года составляются в сокращенном объеме в соответствии со вторым абзацем пункта 1.3 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций,  утвержденного приказом Минфина России от 05.05.2008 № 54н (зарегистрирован Минюстом России 02.06.2008, № 11790). В частности, в состав налоговой декларации должны входить: Титульный лист (Лист 01), подраздел 1.1 Раздела 1 и Лист 02. При осуществлении соответствующих операций и (или) наличии обособленных подразделений в состав декларации включаются также подраздел  1.3  Раздела 1,  Приложения №5 к Листу 02 и Листы 03, 04.

При этом, не использование налогоплательщиком права на изменение порядка исчисления авансовых платежей по сроку 28.11.2008г. не лишает его права воспользоваться данным порядком по очередному сроку уплаты 28.12.2008г. Налогоплательщик, исчислявший в четвертом квартале авансовые платежи в соответствии с законом №224-ФЗ в общеустановленном порядке, может принять решение о применении с 2009 года системы расчетов с бюджетом по налогу на прибыль организаций с уплатой ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли в порядке, предусмотренном статьей 286 НК РФ. В этом случае налогоплательщик должен уведомить налоговый орган не позднее 31 декабря 2008 года. 

Преимущества ежемесячной уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль для налогоплательщиков заключаются, во-первых, в том, что эти платежи будут соответствовать реальным финансовым показателям организации, а во-вторых, налогоплательщику не надо отвлекать денежные средства на уплату излишних сумм налога в течение налогового периода. Поэтому Управление ФНС России по Курганской области советует налогоплательщикам применять данную систему уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль начиная уже с четвертого квартала 2008 года.
О размере страховых взносов
в виде фиксированного платежа

Федеральная налоговая служба по вопросу о размере страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в виде фиксированного платежа, письмом ФНС России от 06.06.2008 года № ШС-6-3/420@ сообщила следующее.

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2008 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №167-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №246 на 2008 год  стоимость страхового года утверждена в размере 3864 рубля.

Пунктом 3 Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 №148 (далее – Правила), установлено, что размер фиксированного платежа на месяц рассчитывается путем деления стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством Российской Федерации, на 12.

Согласно пункту 4 Правил фиксированный платеж за текущий год уплачивается не позднее 31 декабря этого года.

В силу пункта 5 Правил, уплата фиксированного платежа осуществляется страхователями в виде отдельных платежных поручений на финансирование каждой части трудовой пенсии. При этом две трети от суммы фиксированного платежа направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии и одна треть -  на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Для уплаты за 2008 год эти суммы составляют 2576 рублей и 1288 рублей соответственно.

Наталья Комарских, начальник отдела Единого социального налога УФНС России по Курганской области.
Порядок досудебного урегулирования налоговых споров
с 1 января 2009 года

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. №137-ФЗ в Налоговый кодекс РФ была введена ст. 101.2 "Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", одним из важнейших новшеств которой является запрет на судебное обжалование решения по результатам налоговой проверки, если оно не было обжаловано в вышестоящий налоговый орган (п.5).

В соответствии с пунктом 16 статьи 7 этого закона данная новация вступит в силу с 1 января 2009 года.

Таким образом, указанной нормой установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора между налогоплательщиком (налоговым агентом) и налоговым органом.

Законодатель предусмотрел обязательную стадию рассмотрения указанных споров для ограниченного перечня ненормативных правовых актов:

1) решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Это решения, вынесенные в порядке ст. 101 НК РФ – определить это можно по тексту решения – в резолютивной части указывается, какой статьей руководствовалось должностное лицо.

Иные ненормативные правовые акты налоговых органов (например, решения об отказе в возмещении НДС, о взыскании, о приостановлении операций по счетам и др.), а также действия (бездействие) их должностных лиц могут быть оспорены в судебном порядке без предварительного досудебного обжалования либо обжалованы одновременно – и в суд, и в вышестоящий налоговый орган.

Порядок и сроки обжалования указанных ненормативных правовых актов налоговых органов,  действий (бездействия) должностных лиц остаются прежними.

В соответствии с п. 9 ст. 101 Налогового кодекса РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение, если они не были обжалованы в апелляционном порядке.

Соответственно, апелляционная жалоба на эти решения может быть подана до вступления их в силу. Подается она в налоговый орган, вынесший решение, который обязан в течение трех дней со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган, такой порядок связан со следующей особенностью апелляционного обжалования.

До рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом оспариваемое решение налогового органа не исполняется, никакие суммы по нему не взыскиваются, поэтому необходимо подать такую жалобу именно в территориальный орган для оперативного приостановления исполнения решения.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Жалоба на иные ненормативные акты, а также действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов подается в вышестоящий налоговый орган  (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

При подаче жалобы (не апелляционной) лицо вправе ходатайствовать о приостановлении исполнения обжалуемого акта (действия).

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней.

Итоги работы налоговых органов по досудебному урегулированию налоговых споров в 2006-2008 годах свидетельствуют о том, что все больше налогоплательщиков отдают предпочтение досудебной процедуре урегулирования налогового спора, а не обращаются сразу в суд.

За 11 месяцев текущего года  Управлением ФНС России по Курганской области уже рассмотрено 174 жалобы, что на 9 жалоб больше по сравнению с прошлым годом. Из рассмотренных жалоб удовлетворено полностью или частично около  62 %.

Преимуществами именно досудебного порядка обжалования, т.е. обжалования в вышестоящий налоговый орган, по сравнению с судебным порядком обжалования являются простота оформления и подачи жалоб, оперативность рассмотрения, отсутствие необходимости уплаты государственной пошлины.

Введение обязанности по обжалованию решений в налоговых органах перед обращением в суд призвано создать сбалансированную систему урегулирования налоговых споров, разгрузить арбитражные суды и способствовать развитию эффективного взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Обращаем внимание налогоплательщиков и иных лиц на рост количества жалоб, оставленных без рассмотрения – в 2008 году таких жалоб было в 2 раза больше по сравнению с 2007 годом. Причины оставления жалоб без рассмотрения следующие:

- обращение повторно по тому же предмету и  тому же основанию,

– отсутствие требований, которые могут быть рассмотрены,

– по причине пропуска срока,

– по причине не подписания жалобы.

Очень важным является определение требований жалобы, т. е. тех результатов, которых заявитель хотел бы достичь при рассмотрении жалобы.

Отменить (полностью или в части) вышестоящий налоговый орган может: решение, принятое по результатам проверки, решение о взыскании за счет денежных средств или за счет иного имущества, решение о приостановлении операций по счетам, требование об уплате налога, решение об отказе в возмещении НДС.

Акт проверки не является документом, который можно обжаловать, - в этом случае лицо вправе в течение 15 рабочих дней с момента его получения направить свои возражения (разногласия) в орган, которым проведена проверка.

При направлении налоговым органом извещений (уведомлений, иных писем) об отказе в возможности применения упрощенной системы налогообложения, возврате, зачете налогов, направлении налоговых уведомлений, выставлении инкассовых поручений, с которыми налогоплательщики не согласны, они могут заявить требование о признании таких действий незаконными и обязании нижестоящего налогового органа устранить допущенные нарушения способом, зависящим от характера таких действий – отозвать инкассовые поручения, произвести перерасчет  налога и т. д.

Если же налоговый орган не производит в отношении налогоплательщика какие-либо действия, предусмотренные НК РФ, в установленные сроки, лицо вправе подать жалобу в отношении такого бездействия и потребовать признать незаконным бездействия и обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения, например, возвратить сумму излишне уплаченного налога и т. д.

От того, насколько правильно лицо определит свои требования, зависит, примет ли ее к рассмотрению вышестоящий налоговый орган, и, соответственно, результат рассмотрения. До рассмотрения жалобы требования могут быть уточнены – уменьшены, увеличены, изменены.

Отказ в рассмотрении жалобы не препятствует обращению повторно после устранения недочетов в жалобе, на которые укажет вышестоящий налоговый орган в мотивированном письме.

Анна  Запорожец, начальник отдела налогового аудита УФНС России по Курганской области.
Порядок налогообложения дивидендов,

выплачиваемых организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.1 1 Налогового кодекса Российской Федераций (далее - Кодекс) упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно положениям пункта 1 статьи 346.15 Кодекса не учитываются в составе доходов доходы в виде полученных дивидендов, налогообложение которых осуществляется налоговым агентом в соответствии с положениями статей 214 и 275 Кодекса.

Статьей 275 Кодекса установлены особенности определения налоговой базы по доходам, полученным от долевого участия в других организациях. В том случае, если источником дохода налогоплательщика является российская организация, указанная организация признается налоговым агентом и определяет сумму налога с учетом положений пункта 2 статьи 275 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Таким образом, в случае выплаты организацией дивидендов налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, на указанную организацию возлагаются обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога.

Информация подготовлена на основании письма Минфина России от 01.10.2008 №03-03-05/116, доведенного письмом  ФНС  России от 24.10.2008 №ЩС-6-3/760@.
Что год грядущий нам готовит…

Изменения налогового законодательства,
вступающие в силу с 01.01.2009 г.

Наименование налога 
Вносимые изменения,
дата вступления в силу 
Федеральные законы, принятые
в 2008 году

Налог на прибыль 
Особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизируемых групп (подгрупп).

Включение в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, и исключение из сумм, облагаемых налогом на доходы физических лиц, сумм возмещения организациями своим работникам затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения.

Увеличение размера взносов по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, в целях налогообложения прибыли с 3 до 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.

Установление повышенного коэффициента в размере 1,5 к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки в целях налогообложения прибыли.

_________________________________________________

Доходы в виде имущества и/или имущественных прав, полученных по концессионному соглашению, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 251 НК РФ);плата, вносимая концессионером концеденту в период использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения (концессионная плата), относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (п. 1 ст. 264 НК РФ);первоначальная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определяется как рыночная стоимость такого имущества, определенная на момент его получения и увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение и доведение такого имущества до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Налоговым кодексом (п. 1 ст. 257 НК РФ) 
Федеральный закон от 22.07.2008
№ 158-ФЗ

______________

Федеральный закон от 30.06.2008
№ 108-ФЗ
 

Налог на имущество 
Глава 30 «Налог на имущество» Налогового кодекса дополнена нормой, согласно которой имущество, переданное концессионеру и/или созданное им в соответствии с концессионным соглашением, подлежит налогообложению у концессионера. В статье 39 Налогового кодекса введено положение, согласно которому передача имущества и/или имущественных прав по концессионному соглашению не признается реализацией товаров, работ или услуг. 
Федеральный закон от 30.06.2008
№ 108-ФЗ

Налог на добычу полезных ископае-мых(НДПИ) 
Внесено уточнение в порядок определения количества добытых полезных ископаемых (пункт 1 статьи 339 Налогового кодекса ).

Повышена необлагаемая налогом на добычу полезных ископаемых минимальная цена на нефть, применяемая при расчете коэффициента Кц, с 9 до 15 долларов США (пункт 3 статьи 342 Налогового кодекса). 
Федеральный закон от 22.07.2008
№ 158-ФЗ

Акцизы 
Изменение ставок акцизов по подакцизным товарам. 
Федеральный закон от 22.07.2008
№ 142-ФЗ

Сборы за пользова-ние объектами
водных биологичес-ких ресурсов (ВБР) 
Изменения норматива зачисления в федеральный бюджет доходов от сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) с 70 до 20 процентов, а также норматива зачисления доходов от сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов по внутренним водным объектам с 100 до 20 процентов. 
Федеральный закон от 06.12.2007
№ 333-ФЗ

Налог на доходы физических лиц
(НДФЛ) 
Превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третей действующей ставки рефинансирования.

Увеличение предельного размера дохода, при котором налогоплательщики имеют право на получение стандартного налогового вычета в 400 рублей за каждый месяц налогового периода.

Увеличение стандартного налогового вычета налогоплательщикам, на содержании которых находятся дети, на каждого ребенка без ограничения суммы дохода. 
Федеральный закон от 22.07.2008
№ 158-ФЗ

Федеральный закон от 22.07.2008
№ 121-ФЗ

Федеральный закон от 22.07.2008
№ 121-ФЗ

Единый сельско-хозяйствен-ный налог(ЕСХН) 
Освобождение от уплаты налога на прибыль организаций. Освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН. Учет расходов на приобретение имущественных прав на земельные участки. Расширение перечня расходов для целей налогообложения ЕСХН. Снятие ограничения на применение ЕСХН организациями, имеющими филиалы и представительства. Отмена ограничений при переносе убытков на будущие налоговые периоды. Сокращение налоговой отчетности по ЕСХН.  
Федеральный закон от 22.07.2008
№ 155-ФЗ

Упрощен-ная система налого-обложения(УСН) 
Освобождение от уплаты налога на прибыль организаций. Освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц. Учет расходов на обязательное  ответственности. Упрощение порядка учета расходов на приобретение сырья и материалов. Списание убытков. Сокращение налоговой отчетности по УСН. Порядок определения остаточной стоимости основных средств. 
Федеральный закон от 22.07.2008
№ 155-ФЗ

Упрощен-ная система налого-обложения
на основе патента 
Предоставление права осуществлять более одного вида деятельности. Расширение списка видов деятельности. Предоставление права привлекать наемных работников. Отмена прав субъектов устанавливать конкретные перечни видов предпринимательской деятельности. Ведение налогового учета только в части доходов.  
Федеральный закон от 22.07.2008
№ 155-ФЗ

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) 
Уточнение видов деятельности. Ограничение круга налогоплательщиков ЕНВД. Уточнение основных понятий, используемых в главе 26.3 Налогового кодекса. Уточнение места постановки на учет налогоплательщиков. 
Федеральный закон от 22.07.2008
№ 155-ФЗ

Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ УФНС России по Курганской области.

Начать дискуссию