Зарплата

Легализация заработной платы – «круглый стол»

23 декабря 2008 года состоялся «круглый стол» на тему «Легализация заработной платы: социальный и налоговый аспект».

23 декабря 2008 года  состоялся  «круглый стол» на тему «Легализация заработной платы: социальный и налоговый аспект», в котором   приняли участие заместитель Губернатора Тверской области А. А. Комягин, заместитель руководителя УФНС России по Тверской области А. Н. Алексеев, председатель контрольно-аналитического комитета Тверской области А. В. Шеин, начальник Управления налоговых преступлений УВД Тверской области Д. В. Гонтарев, и.о. руководителя Государственной инспекции труда в Тверской области О. И. Попова, представители Управления по труду и социальным вопросам Тверской области,  Федерации тверских профсоюзов, правоохранительных органов, общественных организаций, среднего и малого бизнеса, промышленников и предпринимателей, а также преподаватели тверских ВУЗов и представители средств массовой информации.

Основные задачи, которые стояли перед участниками «круглого стола», заключались в обсуждении проблем и  выработке путей  решения, поднимаемых вопросов,  связанных с «теневой» оплатой труда в регионе.

По словам заместителя Губернатора Тверской области Андрея Анатольевича Комягина, данная тема особенно актуальна в период мирового финансового кризиса, который не мог не коснуться и нашей страны и нашего региона. В сложившейся сложной экономической ситуации многие предприниматели и работодатели испытывают искушение скрыть доходы предприятия и перевести своих работников на «серые» схемы выплаты заработной платы. Одной из задач «круглого стола» стало определение того, как смягчить последствия финансового кризиса для жителей Тверской области. В этой сфере уже предпринимаются определенные шаги: для мониторинга и последствий негативного воздействия последствий кризиса на экономику Тверской области создана Оперативная комиссия по обеспечению финансовой стабильности и условий для развития секторов экономики Тверской области под руководством Губернатора Дмитрия Вадимовича Зеленина. Кроме того, при областной Администрации созданы отраслевые рабочие группы по своевременному выявлению возникающих проблем и принятию оперативных мер на предприятиях области, в т. ч. и в малом бизнесе. Будет продолжено субсидирование процентной ставки по кредитам, направленным на реализацию инвестиционных проектов. При формировании проекта трехлетнего бюджета до 2011 года предусмотрено увеличение фонда оплаты труда бюджетников, повышение МРОТ с 1 января 2009 года с 2300 рублей до 4330 рублей в соответствии с федеральным законодательством. Выполнение принятых обязательств напрямую зависит от исполнения доходной части бюджета, и прежде всего от налоговых поступлений. в первую очередь, по утверждению заместителя Губернатора, это касается бюджетообразующих налогов – налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц. При этом нелегальная заработная плата  не только снижает доходы бюджета, но и увеличивает его расходы, в т. ч. на неправомерную выплату бюджетных субсидий. Никакой кризис не может оправдать применение «серых» схем, незаконное обналичивание денежных средств и ущемление прав работника, лишенного социального обеспечения. По словам А. А. Комягина, привести к положительным результатам в этой области могут только слаженные действия всех заинтересованных структур, как Администрации, так и областного налогового Управления.

Заместитель руководителя УФНС России по Тверской области Александр Николаевич Алексеев, в свою очередь, доложил о методах и результатах работы по выявлению и пресечению налоговых правонарушений связанных с сокрытием объектов налогообложения и профилактических мероприятиях проводимых налоговиками в рамках борьбы с «теневыми» выплатами заработной платы.

Он сообщил, что работа по легализации налоговой базы одновременно ведется в нескольких направлениях:- это и информационно-разъяснительная работа, заслушивание работодателей на заседаниях межведомственных комиссий, а также  проведение контрольных мероприятий, в ходе которых доначислено платежей  на сумму  700 млн. руб.

По его мнению, основными источниками для выплаты «теневой» заработной платы являются денежные средства, обналиченные через «фирмы-однодневки».  Перекрыв каналы обналичивания денежных средств через «фирмы однодневки»  нам удастся переломить ситуацию  с «теневой» выплатой заработной платы и вывести из нелегального оборота значительные финансовые ресурсы.  

В данном направлении налоговыми органами активно ведется работа, уже есть хорошие результаты и об этом свидетельствует количество материалов выездных налоговых проверок направленных в Управление по налоговым преступлениям УВД по Тверской области, для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовных дел за уклонение от уплаты налогов.

Под пристальным вниманием налоговых органов по прежнему находятся организации и индивидуальные предприниматели, выплачивающие заработную плату ниже среднеотраслевого уровня, а также работающие при отсутствии штатных сотрудников и организации, работники и руководители которых, на минимальную заработную плату приобретают дорогостоящую недвижимость и автотранспорт.

Ведется работа и по выявлению иностранных мигрантов, осуществляющих деятельность с нарушением миграционного, трудового и налогового законодательства. Ведь данная категория работников не только  сама подвергается серьезным социальным рискам, но и естественным образом оказывают давление на рынок труда, понижают цену нашей рабочей силы. Управлением  подписано соглашение с Федеральной миграционной службой Тверской области об информационном взаимодействии и проведении совместных мероприятий.

Ситуационными центрами созданными в налоговых органах, проводится мониторинг налоговых  поступлений в бюджет, анализируются причины увеличения расходов у налогоплательщиков с целью пресечения роста виртуальных затрат за счет выстраивания «схем оптимизации налогообложения», в том числе по ЕСН и НДФЛ. 

В результате проведенных мероприятий удельный вес налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения в Тверской области, к 2008 году  сократился с  9019 работодателей до 2514 и составил 8 процентов  от общего количества работодателей. При этом  уровень средней заработной платы  вырос с 6726   рублей  за  2005 год до 12832 рублей    за 10 месяцев 2008 года, а темпы роста поступления налоговых платежей в бюджет по НДФЛ и ЕСН на протяжении этих лет были достаточно высокими, а по НДФЛ даже опережали рост заработной платы.

Как сообщил полковник милиции Денис Вадимович Гонтарев, начальник УНП УВД Тверской области, предприятия, укрывающие часть доходов, чаще всего используют 4 стандартных схемы, с которыми, тем не менее, оперативники уже нашли эффективные способы выявления и борьбы. Для отработки одной из схем руководители, как правило, привлекают «фирмы-однодневки», зарегистрированные в Москве, которые меняются примерно раз в три месяца. Такая периодичность смены поставщиков, контрагентов, партнеров всегда возбуждает подозрения у работников Управления по налоговым преступлениям, которые в дальнейшем часто оказываются оправданными. Схему № 2 творческие оперативники назвали «сам себе режиссер», под этим юмористическим названием скрываются руководители, которые изготавливают печати несуществующих фирм и от их имени обналичивают средства собственной организации. Используют для этой цели и реально существующие организации, правда, их регистрируют асоциальные лица, больные наркоманией, например, и вся деятельность такого предприятия сводится к обналичиванию средств, переведенных на его счет предприятием-аферистом. Также для этих целей используются заведомо поддельные платежные документы.

7 июля 2008 года заключено Соглашение о минимальной заработной плате,  которое было подписано координаторами сторон трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в области, которая призвана реализовать в том числе и те задачи, что установлены Администрацией области в части легализации заработной платы. По словам Натальи Петровны Томашевской, завотделом трудовых отношений Управления по труду и социальным вопросам Тверской области, в результате проведенных переговоров размер минимальной заработной платы не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (4840,30 руб.) установлен для работников внебюджетной сферы, а размер минимальной заработной платы для работников организаций, финансируемых из бюджета Тверской области, бюджетов муниципальных образований, устанавливается в соответствии с законодательством и отдельными правовыми актами. В результате из 79 предпринимателей, отказались присоединиться к Соглашению только 5 работодателей, все остальные согласились с требованиями трехсторонней комиссии и координаторов от каждой стороны. Срок Соглашения истекает уже 31 декабря 2008 года, а предложения по заключению нового будут рассматриваться на очередном совещании координаторов.

И.о. руководителя Государственной инспекции труда в Тверской области Ольга Ивановна Попова, предложила активизировать работу по легализации трудовых отношений и разъяснению действующих норм Трудового законодательства. Особенно важно разъяснять нормы ТК РФ молодым специалистам. С последним пунктом согласились представители научных кругов, например, доцент кафедры менеджемента ТГТУ Наталья Михайловна Перепелица.  По ее словам, именно молодые специалисты вынуждены соглашаться на предложения с «серыми» выплатами, особенно в период кризиса.  Преподаватель предложила ввести экономическую мотивацию для руководителя, чтобы для предпринимателя  было выгодно платить «белую» зарплату.

Андрей Олегович Клочков, члена совета Тверского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», акцентировал внимание участников «круглого стола» на проблему неравной конкуренции. Он выразил обеспокоенность тем, что организации, легализовавшие заработную плату, теряют конкурентное преимущество перед участниками рынка, осуществляющими предпринимательскую деятельность без государственной регистрации и соответственно уплаты налогов и предложил активизировать разъяснительную работу и  направить усилия на пресечение деятельность «теневого» бизнеса.  

Многие из докладчиков и участников прений, в том числе представители организаций малого и среднего предпринимательства, тверских университетов и профсоюзов отметили, что  основными причинами выплаты заработной платы «в конвертах» является недостаточный уровень знаний трудового законодательства как работниками, так и работодателями, неумение работников отстоять и защитить в реальной жизненной ситуации свои законодательно закрепленные права, обязанности и гарантии. Поэтому наряду с контролем не менее важно наладить рекламу правильного экономического поведения, как в трудовых отношениях, так и в финансовых вопросах.

Исходя из актуальности проблемы, заместитель руководителя УФНС России по Тверской области А.Н. Алексеев предложил:
o      активизировать информационно-разъяснительную работу по соблюдению норм трудового законодательства и преимуществах  легальной заработной платы;
o      провести мониторинг исполнения  работодателями  Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" в части  выплаты с 1 января 2009 года заработной платы не менее  4 330 руб. в месяц и Регионального Cоглашения между  Администрацией Тверской области, областным объединением работодателей и  профсоюзов на 2008-2009 годы; 
o       в целях создания экономических условий для развития предпринимательства рекомендовать Администрации Тверской области при рассмотрении обращений потенциальных инвесторов и оказании поддержки малому и среднему бизнесу, учитывать уровень официальной заработной платы работников данных организаций;
o       заключить соглашение между УФНС России по Тверской области и Департаментом занятости населения Тверской области  об  информационном обмене сведениями о доходах физических лиц, представляемых уволенными работниками для назначения пособия по безработицы и выявленных фактах выплаты «теневой» заработной платы;
o       продолжить работу по легализации «теневой» заработной платы во взаимодействии с органами исполнительной власти Тверской области, государственного контроля и надзора, прокуратуры правоохранительными органами и профсоюзами.

Начать дискуссию