НДС

Изменения в главу 21 Налогового кодекса РФ

Внесены многочисленные поправки в главу 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом от 26.11.2008 №224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту Закон №224-ФЗ), вступающим в силу с 1 января 2009 года, за исключением отдельных положений, для которых настоящим законом установлены иные сроки вступления в силу, внесены многочисленные поправки в главу 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ).

Так, в части получения налогоплательщиком сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реализуемых на территории Российской Федерации Законом № 224-ФЗ, внесены следующие изменения.

Согласно пункту 1 статьи 168 НК РФ, в редакции Закона № 224-ФЗ, в случае получение налогоплательщиком сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реализуемых на территории Российской Федерации, налогоплательщик обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму налога, исчисленную в порядке, установленном пунктом 4 статьи 164 НК РФ.

При этом, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 168 НК РФ, в течение пяти календарных дней, считая со дня получения оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав продавец должен выставить покупателю соответствующий счет-фактуру.

Требования к указанному счету-фактуре, устанавливаются пунктом 5.1 статьи 169 НК РФ, согласно которому в нем должны быть указаны:

- порядковый номер и дата выписки счета-фактуры;

- наименование, адрес и ИНН продавца и покупателя;

- номер платежно-расчетного документа;

- наименование поставляемых товаров или передаваемых имущественных прав, описание работ, услуг;

- сумма предоплаты;

- налоговая ставка;

- сумма налога, определенная с учетом применяемой налоговой ставки.

При этом, в соответствии с пунктом 12 статьи 171 НК РФ, вычетам у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Таким образом, при получении от продавца счета-фактуры на сумму предоплаты покупатель получает право принять "входной" НДС с этой предоплаты к вычету. Условия для  применения налогового вычета закреплены в пункте 9 статьи 172 НК РФ:

-счет-фактура, выставленный продавцом при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав;

- документы, подтверждающие фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;

-договор, предусматривающий перечисление указанных сумм.

На момент отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) счет-фактура выставляется продавцом в прежнем порядке - на полную сумму. Покупатель на основании такого счета-фактуры вправе принять всю сумму налога, выделенную в ней, к вычету. При этом, согласно положений подпункта 3 пункта 3 статьи 170 НК РФ, у него появляется обязанность в этом же налоговом периоде восстановить в бюджет НДС, принятый ранее к вычету с предоплаты.

Кроме того, налог на добавленную стоимость подлежит восстановлению также в случае расторжения договора (либо изменения его условий) и возврата предоплаты продавцом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона № 224-ФЗ указанные изменения в статьи 168, 169, 170, 171, 172 НК РФ вступают в силу с 1 января 2009, соответственно новый порядок должен применяться в отношении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящей отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передаче имущественных прав, полученных продавцом начиная с 1 января 2009 года.

 

В части изменений, касающихся порядка применения налоговых вычетов при проведении взаимозачетов, осуществлении товарообменных операций или использовании в расчетах ценных бумаг, необходимо учитывать, что пунктом 5 статьи 2 Закона №224-ФЗ отменен абзац 2 пункта 4 статьи 168 НК РФ.

Таким образом, при проведении взаимозачетов, осуществлении товарообменных операций или использовании в расчетах ценных бумаг перечислять уплачиваемую продавцу сумму НДС отдельным платежным поручением больше не требуется.

Соответственно, отменен пункт 2 статьи 172 НК РФ, согласно которому, при использовании налогоплательщиком собственного имущества (в том числе векселя третьего лица) в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) вычетам подлежат суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком в случаях и в порядке, которые предусмотрены пунктом 4 статьи 168 НК РФ.

Начиная с 1 января 2009, в данных ситуациях налог подлежит вычету по общим правилам, установленным пунктом 1 статьи 172 НК РФ.

При этом, переходные положения предусмотрены в пункте 12 статьи 9 Закона № 224-ФЗ: при осуществлении с 1 января 2009 года товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг), имущественных прав, принятых к учету до 31 декабря 2008 года включительно, подлежат вычету в соответствии с главой 21 НК РФ в редакции, действовавшей на дату принятия к учету указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

 

Законом № 224-ФЗ изменен порядок принятия к вычету налога на добавленную стоимость по суммам налога, исчисленным при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления и уплаченным в бюджет.

Согласно пункту 12 статьи 2 Закона № 224-ФЗ вычеты, указанные в абзаце 2 пункта 6 статьи 171 НК РФ производятся на момент определения налоговой базы, установленной пунктом 10 статьи 167 НК РФ.

Абзацем 3 пункта 6 статьи 171 НК РФ определено, что вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками в соответствии с пунктом 1 статьи 166 НК РФ при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, связанных с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых налогом в соответствии с настоящей главой, стоимость которого подлежит включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.

Как следствие, начисление НДС к уплате по строительно-монтажным работам для собственного потребления и принятие этих сумм к вычету будет производиться в одном и том же налоговом периоде.

В качестве переходных положений пунктом 13 статьи 9 Закона №224-ФЗ определено, что суммы налога, исчисленные налогоплательщиком при выполнении с 1января 2006 года по 1 января 2009 года строительно-монтажных работ для собственного потребления и не принятые к вычету до дня вступления в силу настоящего закона, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном статьей 172 НК РФ, в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего закона.

Что касается изменений, внесенных в главу 21 НК РФ, связанных с уплатой НДС налоговыми агентами, необходимо учитывать следующее.

Пунктом 3 статьи 2 Закона №224-ФЗ пункт 3 статьи 161 НК РФ дополнен абзацем следующего содержания:

"При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога."

Кроме того, пункт 5 статьи 161 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой комиссионеры, агенты, поверенные будут признаваться налоговыми агентами не только при реализации товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в российских налоговых органах, но и в случаях выполнения этими лицами работ, оказания услуг, передачи имущественных прав на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 61 , в редакции Закона №224-ФЗ, обязанности налогового агента будут возникать не только в случаях реализации конфискованного имущества, но также и при продаже имущества, реализуемого по решению суда (в том числе при проведении процедуры банкротства в соответствии с законодательством РФ).

Согласно новой редакции пункту 3 статьи 168 НК РФ, при исчислении суммы налога в соответствии с пунктами 1-3 статьи 161 НК РФ налоговыми агентами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 161 НК РФ, составляются счета-фактуры в порядке, установленном пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ.

При этом, новой редакцией абзаца 3 пункта 3 статьи 171 НК РФ, определено, что положения настоящего пункта применяются при условии, что товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей указанных в пункте 2 настоящей статьи, и при их приобретении он уплатил налог в соответствии с настоящей главой.

В соответствии с пунктом 11 статьи 9 Закона №224-ФЗ положения пунктов 3-5 статьи 161 и пунктов 1 и 3 статьи 168 НК РФ, в редакции настоящего Федерального закона, применяются при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) и при передаче имущественных прав, осуществляемых начиная с 1 января 2009 года.

 

 

Кроме того, Законом №224-ФЗ внесены изменения в подпункт 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ, согласно которым освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость реализация лома и отходов черных металлов.

Необходимо иметь в виду, что, поскольку налоговое освобождение предусмотрено пунктом 2 статьи 149 НК РФ, применение освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость для налогоплательщиков является обязательным.

Также, следует учитывать, что пунктом 8 статьи 149 НК РФ установлено, что при изменении редакции пунктов 1 - 3 настоящей статьи (отмене освобождения от налогообложения или отнесении налогооблагаемых операций к операциям, не подлежащим налогообложению) налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты.

Следовательно, лом и отходы черных металлов, отгруженные в 2008 году, будут облагаться налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке, вне зависимости от момента оплаты.

Пунктом 2 статьи 2 Закона №224-ФЗ подпункт 7 статьи 150 НК РФ изложен в новой редакции, согласно которой не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

При этом, пункт 2 статьи 2 Закона 224-ФЗ вступает в силу с 1 января 2009 года, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость, следующего за налоговым периодом, в котором вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации.

Также, Законом № 224-ФЗ внесены изменения, касающиеся вопроса порядка и сроков представления документов для, подтверждения права на применение ставки 0 процентов.

Законом №224-ФЗ подпункт 3 пункта 1 статьи 165 НК РФ дополнен абзацем следующего содержания:

«В порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, налогоплательщик может представить:

реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о фактически вывезенных товарах, с отметками пограничного таможенного органа Российской Федерации вместо таможенных деклараций (их копий), представление которых предусмотрено абзацем первым настоящего подпункта;

реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта, с отметками таможенного органа Российской Федерации, подтверждающих факт помещения товаров под таможенный режим экспорта, вместо таможенных деклараций (их копий), представление которых предусмотрено абзацами вторым, третьим и седьмым настоящего подпункта."

Кроме того, Законом №224-ФЗ в Федеральный закон от 05.08.2000 №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» введена статья 27.3, согласно которой предусмотренный пунктом 9 статьи 165 НК РФ срок представления документов (их копий), указанных в пунктах 1 - 4 статьи 165 НК РФ, исчисляемый с даты помещения товаров под таможенные режимы, а также предусмотренный пунктом 9 статьи 167 НК РФ момент определения налоговой базы, связанный со сроком представления таких документов, увеличивается на 90 дней в случае, если товары помещены соответственно под таможенный режим экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов в период с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года.

Пунктом 10 статьи 2 Закона № 224-ФЗ внесены изменения в пункт 3 статьи 176 НК РФ.

Согласно новой редакции по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Одновременно с этим решением принимается:

- решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

- решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;

- решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещении;

- решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению;

Согласно пункту 9 статьи 9 Закона №224-ФЗ новый порядок вынесения решений начнет применяться по решениям, выносимым после 1 января 2009 года.

Начальник отдела косвенных налогов                                                                
Т.О. Никитина

Начать дискуссию