Уважаемые налогоплательщики!
Основой экономической стабильности общества на современном этапе развития государства является устойчивый, сформированный средний класс, средний и малый бизнес. Чем мощнее предпринимательская прослойка в обществе, тем эффективнее функционирование экономической системы России. В условиях необходимости создания новых рабочих мест открытие собственного дела обозначает новые перспективы не только для самого предпринимателя, его семьи и его работников, но и дает реальную возможность пополнения регионального и федерального бюджетов. Государство обеспечивает всестороннюю поддержку тем, кто стремится пополнить ряды предпринимателей, и сейчас для этого принимаются беспрецедентные меры: от законодательных инициатив до выделения значительных средств из федерального бюджета на укрепление предпринимательского сектора.
Управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю вносит свою лепту в процесс развития предпринимательства на Ставрополье. Последовательно и целенаправленно внедряются новые стандарты взаимодействия с налогоплательщиками, и настоящая брошюра – это следующий шаг в направлении совершенствования сферы информационного обслуживания. Налоговым законодательством предусмотрен ряд норм, строгое соблюдение которых позволит избежать многих проблем с налогообложением. Современный налогоплательщик обязан знать свои права и выполнять обязательства перед государством, это обезопасит бизнес и укрепит позиции начинающего предпринимателя.
С уважением,
руководитель УФНС России
по Ставропольскому краю
Д.В. Вольвач
Рекомендации для начинающих предпринимателей при выборе режима налогообложения
Обязанность по постановке на налоговый учёт вновь зарегистрированных организаций и предпринимателей возложена на налоговые органы. Для того чтобы стать предпринимателем или зарегистрировать малое предприятие необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту Вашего жительства.
В целях снижения административных ограничений при государственной регистрации субъектов предпринимательства в налоговых органах края организована упрощённая процедура регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Для быстрой подготовки всех необходимых для регистрации документов в нужных форматах, можно воспользоваться следующей информацией:
- скопировать на сайте ФНС России в сети Интернет (www.nalog.ru) программу подготовки документов, используемых при регистрации;
- ознакомиться с образцами заполнения необходимых бланков заявлений и с информацией о порядке предоставления документов на информационных стендах инспекции;
- получить бесплатную консультацию специалиста инспекции по вопросам заполнения бланков.
Налогоплательщики получают Свидетельство о государственной регистрации в установленный законом 5-дневный срок.
Свидетельство о постановке на учёт выдаётся одновременно со Свидетельством о государственной регистрации.
Если Вы получили решение об отказе в государственной регистрации, необходимо устранить все отмеченные нарушения и представить для регистрации новый комплект документов.
В рамках реализации концепции «одного окна», налоговые органы ежедневно направляют сведения в органы государственных внебюджетных фондов (пенсионный, медицинского и социального страхования) для регистрации налогоплательщиков в качестве страхователей, а так же в краевой орган Федеральной службы государственной статистики.
Таким образом, в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий (налоговый) орган, юридическое лицо или гражданин - предприниматель имеют на руках документы, необходимые для открытия банковского счёта и начала деятельности.
Однако, прежде чем начинать коммерческую деятельность, необходимо знать какие налоги и в каких размерах Вы должны уплачивать в бюджеты различных уровней.
В последние годы в налоговое законодательство внесены существенные изменения, позволяющие субъектам малого предпринимательства применять различные режимы налогообложения. Постараемся разобраться, как правильно выбрать систему налогообложения.
Если вы стали индивидуальным предпринимателем или открыли малое предприятие, для целей налогообложения вы можете использовать так называемые специальные налоговые режимы. К их числу относятся: единый сельскохозяйственный налог, упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее – единый налог на вмененный доход).
Из перечисленных систем налогообложения только единый налог на вмененный доход является обязательным для применения, если Ваш вид деятельности попадает под его действие. Две остальные системы носят добровольный характер и могут применяться на усмотрение налогоплательщика.
Остановимся на основных моментах в применении каждого из вышеперечисленных налогов.
Единый налог на вмененный доход установлен главой 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) и вводится в действие решениями представительных органов муниципальных районов и городских округов в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
- оказания бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;
- оказания ветеринарных услуг;
- оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
- оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;
- оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
- розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;
- розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
- оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания (за исключением оказания услуг общественного питания учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения) с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Для целей настоящей главы оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;
- оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
- распространения и (или) размещения наружной рекламы;
- распространения и (или) размещения рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах;
- оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров;
- оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;
- оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.
Конкретный перечень из вышеперечисленных видов деятельности устанавливается нормативными правовыми актами каждого муниципального района и (или) городского округа, на территории которого вводится данный налог. Следует отметить, что в нашем крае единый налог на вмененный доход введен во всех без исключения муниципальных районах и городских округах. Следовательно, всем заинтересованным организациям и предпринимателям необходимо ознакомиться с решениями органов власти на местах и следить за их возможными изменениями.
Данный налог применяется наряду с общей системой налогообложения. Это значит, что Вы одновременно можете осуществлять несколько видов деятельности с разными режимами налогообложения.
Кроме перечня видов предпринимательской деятельности местным органам власти предоставлено право устанавливать на своих территориях значение коэффициента К2. Это корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг) сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности и т.д.
Необходимо знать, что с 2009 года на уплату единого налога не переводятся:
- организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;
- организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
- учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, предусмотренной подпунктом 8 пункта 2 настоящей статьи, если оказание услуг общественного питания является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений и эти услуги оказываются непосредственно этими учреждениями;
- организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а так же по оказанию услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, в части оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование автозаправочных станций и автогазозаправочных станций.
Аналогичные ограничения введены и для предпринимательской деятельности в сфере общественного питания.
С 2009 года вводится новый порядок постановки на налоговый учет организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход. В частности, они обязаны встать на учет в налоговом органе по месту осуществления предпринимательской деятельности, а по таким видам деятельности как оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, развозной и разносной розничной торговле и размещение рекламы на транспортных средствах по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.
Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на территориях которых действуют несколько налоговых органов, осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога.
Организации или индивидуальные предприниматели, которые подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщиков единого налога, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала осуществления предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога.
Налоговый орган, осуществивший постановку на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога, в течение пяти дней со дня получения заявления о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога выдает уведомление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога.
Какие преимущества имеет данный вид налогообложения?
Самым основным является то, что при применении единого налога государство не контролирует доходы налогоплательщика, и размер уплачиваемого налога не зависит от количества заработанных денежных средств.
Кроме того, не уплачиваются такие налоги от предпринимательской деятельности как: налог на прибыль (для юридических лиц) и налог на доходы физических лиц (для предпринимателей), налог на имущество, единый социальный налог и налог на добавленную стоимость. Перечисленные налоги заменяются уплатой единого налога, рассчитанного исходя из налоговой базы, которая определяется как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Упрощенная система налогообложения установлена главой 26.2 Кодекса. Те, кто не обязан уплачивать единый налог на вмененный доход, имеют право выбора, применять общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения. Перейти на последнюю, вновь зарегистрированные налогоплательщики могут по заявлению, поданному в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе. Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, теряют право на её применение, когда полученные доходы превысят 20,0 млн. рублей. При этом величина дохода подлежит ежегодной индексации. К примеру, в 2007 году размер доходов не должен был превышать 24,8 млн. рублей, в 2008 году - 26,8 млн. руб., а в 2009 года ограничение по доходам установлено 30,76 млн. рублей.
К доходам в целях настоящей главы относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
При применении упрощенной системы средняя численность работников за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек, а остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не может превышать 100 млн. рублей.
Кроме того, не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
- организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
- банки;
- страховщики;
- негосударственные пенсионные фонды;
- инвестиционные фонды;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- ломбарды;
- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
- нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
- организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
- организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 настоящего Кодекса;
- организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
- бюджетные учреждения;
- иностранные организации.
Изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.
Доходы от реализации за 9 месяцев года, в котором налогоплательщик подает заявление о переходе на упрощенную систему не может превышать 15,0 млн. рублей. При этом указанный размер дохода подлежит индексации на коэффициент дефлятор, устанавливаемый ежегодно Правительством Российской Федерации. В результате предельный размер доходов в 2007 году составлял 18615,0 тыс. руб., в 2008 году – 20100,0 тыс. руб., а в 2009 составит 23070,0 тыс. рублей.
Какие преимущества имеет данный вид налогообложения?
Во-первых, можно выбрать объект налогообложения. Это значит, что налог может уплачиваться только с доходов, или с доходов, уменьшенных на величину расходов. В первом случае ставка налога составляет 6%, во втором 15%.
При этом с 2009 года объект налогообложения может ежегодно изменяться. Данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.
Во-вторых, при данной системе налогообложения отсутствует необходимость в ведении бухгалтерского учета. Достаточно вести «Книгу учета доходов и расходов», которую следует зарегистрировать в налоговом органе.
В-третьих, применение упрощенной системы предусматривает освобождение от уплаты налога на прибыль для юридических лиц и налога на доходы физических лиц для предпринимателей, При этом и те и другие не уплачивают налог на имущество, единый социальный налог и налог на добавленную стоимость от предпринимательской деятельности.
Еще одно преимущество заключается в том, что с 2009 года налоговая декларация будет представляться в налоговые органы только один раз в год.
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) ведена главой 26.1 Кодекса и может применяться наряду с иными режимами налогообложения.
Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога носит добровольный характер.
В целях применения данного налогового режима сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.
Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:
- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
- организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
- бюджетные учреждения.
Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства или доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов, составляет не менее 70 процентов.
Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление.
Налогоплательщики, выбравшие данный режим налогообложения имеют определенные преимущества.
В частности, организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль (для организаций), налога на доходы физических лиц (для предпринимателей), налога на имущество, единого социального налога и налога на добавленную стоимость от предпринимательской деятельности.
С 2009 года декларация по единому сельскохозяйственному налогу будет представляться в налоговые органы только один раз в год.
Следует иметь в виду, что налоговое законодательство систематически претерпевает многочисленные изменения. 2008 год не стал исключением, и большинство поправок, внесенных в Налоговый кодекс в течение года, вступают в силу 1 января 2009 года. Перед налогоплательщиками стоит непростая задача – не пропустить важные изменения и правильно применить их на практике.
За помощью можно обращаться в налоговые органы, которые обязаны по запросам налогоплательщиков проинформировать их в письменной или устной формах.
Управление Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю
Начать дискуссию