Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
С 2007 г. в ИФНС по Томскому району действует комиссия по легализации объектов налогообложения. На комиссию приглашаются организации, отражающие в своей отчетности необоснованные убытки, а также налогоплательщики, у которых риски быть включенными в план проведения выездных налоговых проверок, в соответствии с концепцией системы планирования выездных налоговых проверок утвержденных приказом ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@, наиболее велики.
В данной статье хотелось бы подробнее остановится на критериях данной концепции и внесенных в нее в октябре изменениях. Особое внимание в данной статье будет уделено двенадцатому критерию самостоятельной оценки рисков.
Напомним общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок: налоговая нагрузка и среднемесячная заработная плата у налогоплательщика ниже среднеотраслевого уровня; отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов; доля вычетов по налогу на добавленную стоимость от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев; опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации; неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы; отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год; построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели); непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа; неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами); значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
В октябре 2008 г. в этот перечень был введен новый, двенадцатый критерий - «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском».
Так как реализация двенадцатого критерия на практике вызывает значительное количество вопросов, со стороны налогоплательщиков, приведем рекомендаций по исследованию признаков, на основании которых возможна квалификация контрагента как проблемного (или «однодневки»), а сделки, совершенной с таким контрагентом, сомнительной. Увеличение количества выявленных признаков повышает степень налогового риска для налогоплательщика. При оценке налоговых рисков налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:
- отсутствие личных контактов руководства компании-поставщика и руководства компании-покупателя при обсуждении условий поставок, подписании договоров;
- отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
- отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
- отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, рекомендаций партнеров, сайта контрагента и т.п.);
- отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).
Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:
- контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
- наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
- отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
- приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);
- отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
-выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения;
- существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.
Налогоплательщикам, по самостоятельной оценке которых риски по настоящему пункту Критериев высоки, и желающим снизить или полностью исключить указанные риски, рекомендуется:
- исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;
- уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков, путем подачи в налоговый орган, уточненных налоговых деклараций по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском. Для идентификации цели подачи данной уточненной декларации налогоплательщикам предлагается одновременно с уточненной декларацией представлять Пояснительную записку по форме, рекомендуемой ФНС России (приложение № 5 к приказу от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (в редакции Приказа ФНС России от 14.10.2008 года № ММ-3-2/467@)).
Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков».
Инспекция ФНС России по Томскому району Томской области
Начать дискуссию