О декларации по налогу на доходы физических лиц
ФНС России письмом от 19.01.2009 № ВЕ-17-3/10@ сообщает следующее.
В настоящее время Приказ Минфина России от 31.12.2008 № 153н об утверждении новой формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) и порядка ее заполнения направлен на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
До государственной регистрации вышеуказанного Приказа в Министерстве юстиции Российской Федерации, его официального опубликования и вступления в силу следует использовать действующую форму налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц и порядок ее заполнения, утвержденные Приказом Минфина России от 29.12.2007 № 162н, в том случае, если это не будет препятствовать налогоплательщику в определении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц, подлежащей уплате в бюджет, с учетом изменений законодательства, относящихся к налоговому периоду 2008 года.
Налогоплательщикам, имеющим право на налоговые вычеты, которые не отражены в действующей форме налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц либо размер которых изменился в соответствии с Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ, следует представить налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по новой форме, утвержденной Приказом Минфина России от 31.12.2008 № 153н, после ее государственной регистрации, официального опубликования и вступления в силу.
О налоге на прибыль организаций.
1. ФНС России письмом от 19.01.2009 №ШС-22-3/32@ доведены разъяснения Федерального закона от 30.12.2008 №305-ФЗ.
С 1 января 2009 года налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 - 5 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом:
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;
сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.
2. ФНС России письмом от 19.01.2009 №ШС-22-3/33@ о порядке расчета сумм ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль организаций на 1 квартал 2009 года сообщает следующее.
В соответствии со статьей 286 главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в первом квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в четвертом квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия.
При этом законодательством о налогах и сборах не предусмотрен пересчет исчисленных в указанном порядке сумм ежемесячных авансовых платежей на I квартал в случаях изменения размера налоговой ставки с 1 января текущего налогового периода.
Таким образом, сумма ежемесячного авансового платежа на I квартал 2009 года принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, исчисленного по налоговой ставке, действовавшей в 2008 году, и отраженного по строкам 290 - 310 Листа 02 Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 9 месяцев 2008 года.
О применении упрощенной системы налогообложения
ФНС России письмом от 19.01.2009 № ВЕ-17-3/10@ доведены разъяснения Минфина России от 30.12.2008 № 03-11-02/163.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 24 ноября 2008 года № 208-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.14 части второй Налогового кодекса Российской Федерации») выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 статьи 346.14 Кодекса.
Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомляет об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения.
В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.
Согласно пункту 2 статьи 2 названного Федерального закона положения пункта 2 статьи 346.14 части второй Кодекса распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008года.
В связи с этим, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения независимо от времени начала ее применения, вправе изменить объект налогообложения с 1 января 2009 года, подав соответствующее уведомление в налоговый орган в установленные сроки.
О едином сельскохозяйственном налоге
ФНС России письмом от 28.08.2008 №ШС-6-3/603@ доведены разъяснения Минфина России от 26.12.2008 № 03-11-02/162.
В соответствии с пунктом 3 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на иные режимы налогообложения. Налоговым периодом признается календарный год, отчетным периодом – полугодие (статья 346.7 Кодекса).
Если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщика от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, или доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70процентов и (или) если в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктом 6 статьи 346.2 Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущены нарушение указанного ограничения и (или) несоответствие указанным требованиям (пункт 4 статьи 346.3 Кодекса).
Налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога, в течение одного месяца после истечения отчетного (налогового) периода, в котором допущено нарушение указанного в абзаце первом пункта 4 статьи 346.3 Кодекса ограничения и (или) несоответствие требованиям, установленным пунктом 6 статьи 346.2 Кодекса, должен за весь отчетный (налоговый) период произвести расчет и уплату налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанный налогоплательщик не уплачивает пени и штрафы за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним (пункт 4 статьи 346.3 Кодекса).
Однако, исходя из приведенных выше норм Кодекса, выполнение налогоплательщиком условия применения единого сельскохозяйственного налога - доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации продукции (работ, услуг) определяется только за налоговый период – календарный год. Соответственно, пересчет налоговых обязательств налогоплательщик должен произвести только по окончании налогового периода – календарного года, в котором применялся единый сельскохозяйственный налог.
Порядок перерасчета по налогу на прибыль организаций.
При переходе организации на уплату налога на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса необходимо учитывать, что согласно статьям 285, 287 и 289 Кодекса налог, исчисленный за налоговый период (календарный год), уплачивается не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие, 9 месяцев) уплачиваются не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Таким образом, налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога по итогам 2008 года, должен до 1 февраля 2009 года, представить налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за первый квартал, полугодие и 9 месяцев. Также до указанного срока организация должна уплатить сумму исчисленного авансового платежа за 9 месяцев 2008 года и ежемесячные авансовые платежи 4 квартала 2008 года.
Налог, исчисленный за налоговый период (2008 год), уплачивается не позднее 28 марта 2009 года.
Порядок перерасчета по налогу на добавленную стоимость.
Организации, утратившие право на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей с начала календарного года, в котором применялся данный режим налогообложения, производят перерасчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, исходя из норм главы 21 Кодекса.
В этой связи стоимость реализованных товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав в период применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (с 1 января по 31 декабря 2008 года) организацией, утратившей право на применение этого режима, должна быть увеличена на соответствующую налоговую ставку, например, 10 или 18 процентов.
Что касается принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), имущественным правам, включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным указанным налогоплательщиком до утраты права на применение специального режима налогообложения, то необходимо учитывать положения пункта 8 статьи 346.3 Кодекса.
Согласно указанному пункту, если организация или индивидуальный предприниматель, перешедшие с уплаты единого сельскохозяйственного налога на иной режим налогообложения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в соответствии с главой 21 Кодекса, то суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные им по товарам (работам, услугам), имущественным правам, включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным до перехода на иной режим налогообложения, при исчислении налога на добавленную стоимость вычету не подлежат.
Пунктом 3 статьи 169 Кодекса предусмотрено, что обязанность по составлению счета-фактуры, ведению журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Кодекса, закреплена именно за налогоплательщиками НДС.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие единый сельскохозяйственный налог, при реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав не выставляют соответствующие счета-фактуры.
В том случае, если налогоплательщик с 1 января 2008 применял единый сельскохозяйственный налог, и по окончании отчетного (налогового) периода (т.е. 2008 года) указанный налогоплательщик в связи с невыполнением условий, предусмотренных пунктом 4 статьи 346.3 Кодекса, перешел на общий режим налогообложения с начала налогового периода, в котором допущены нарушения (т.е. с 1 января 2008 года), то при реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав в 2008 году данный налогоплательщик не выставлял покупателям счета-фактуры и, соответственно, не предъявлял НДС покупателям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 168 Кодекса соответствующие счета-фактуры при реализации товаров (работ, услуг) выставляются не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
В отношении выставления счетов-фактур покупателю в период утраты права на применение единого сельскохозяйственного налога необходимо учитывать, что, как было указано выше, счета-фактуры в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав выставляются не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав. Главой 21 Кодекса не предусмотрен порядок выставления налогоплательщиками НДС счетов-фактур позднее указанного данным пунктом срока.
Таким образом, налогоплательщик, перешедший на общий режим налогообложения НДС в связи с невыполнением условий для применения единого сельскохозяйственного налога, не вправе выставить покупателям счета-фактуры по товарам, отгруженным (выполненным работам, оказанным услугам, переданным имущественным правам) в 2008 году (за исключением случаев, когда пятидневный срок выставления счетов-фактур за товары отгруженные, работы выполненные, услуги оказанные, имущественные права переданные в декабре 2008 года, истекает в январе 2009 года).
Порядок перерасчета по единому социальному налогу.
При переходе на общий режим налогообложения при уплате единого социального налога (далее – ЕСН) следует иметь в виду, что к выплатам, начисленным нарастающим итогом с начала года, применяются ставки ЕСН, установленные пунктом 1 статьи 241 Кодекса с учетом права на применение регрессии.
Таким образом, если налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам, в течение или по итогам налогового (отчетного) периода утратит право на применение единого сельскохозяйственного налога, то для целей исчисления ЕСН он не признается сельскохозяйственным товаропроизводителем с начала 2008 года. В этой связи указанный налогоплательщик должен уплатить авансовые платежи по ЕСН и представить в налоговые органы расчеты авансовых платежей по данному налогу за все истекшие с начала года отчетные периоды.
Согласно пункту 2 статьи 243 Кодекса сумма ЕСН (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) (далее – страховые взносы) в пределах сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №167-ФЗ).
При этом сумма налогового вычета, который должен применить налогоплательщик при расчете суммы ЕСН, подлежащей уплате в федеральный бюджет, должна быть исчислена исходя из тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указанного в пункте 1 статьи 22 Федерального закона №167-ФЗ (14% с учетом применения регрессивных ставок налога).
Порядок перерасчета по налогу на имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса объектом налогообложения налогом на имущество организаций является движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухучета.
В этой связи, если организация утратила право на применение единого сельскохозяйственного налога по итогам 2008 года, то данная организация должна произвести перерасчет налога на имущество организаций за весь 2008 год.
Одновременно сообщаем, что если налогоплательщик утратит право на применение единого сельскохозяйственного налога по итогам 2008 года, то он должен подать уточненную налоговую декларацию по единому сельскохозяйственному налогу за полугодие 2008 года для сложения начисленных ранее авансовых платежей по этому налогу.
Е.Е. Пивоварова - заместитель руководителя
УФНС России по Краснодарскому краю
Начать дискуссию