Интернет-сайты и периодические издания «пестрят» рекламными объявлениями с предложениями «безопасных» схем, с помощью которых налогоплательщики могут снизить налоговую нагрузку своих предприятий и организаций, консалтинговые компании проводят семинары о способах налоговой оптимизации. В основе большинства таких предложений лежит один принцип - переложить налоговую нагрузку на специально созданные для этого юридические лица. Наибольшей популярностью пользуются незамысловатые схемы с применением так называемых – «фирм однодневок», которые, сами по себе, порой никакой деятельности не осуществляют, а создаются исключительно для теневых операций по обналичиванию денежных средств. Отдельные бизнесмены «клюют» на столь заманчивое предложение сэкономить на уплате налогов, порой, не осознавая правовые последствия.
Но налоговая минимизация, основанная на «слепом» копировании так называемых «схем», зачастую приводит к неблагоприятным последствиям для налогоплательщиков: доначислению налогов, начислению пени и привлечению к налоговой ответственности. А при уклонении от уплаты налогов в крупном и особо крупном размере наступает уголовная ответственность, предусмотренная ст. 198 и 199 УК РФ. Поэтому, применяя те или иные способы минимизации налогообложения, компания всегда должна анализировать не только выгоды, но и риски признания их действий неправомерными.
Для того, чтобы налогоплательщики смогли сопоставить реальную выгоду от налоговой оптимизации с налоговыми рисками и просчитать последствия своих действий, налоговой службой обозначены правила и ориентиры, при соблюдении которых плательщик входит в зону налоговой стабильности. ФНС России была утверждена Концепция планирования выездных налоговых проверок, которая предусматривает качественно новый подход к отбору объектов для проведения выездных контрольных мероприятий. Одной из основ этого документа являются «Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков», с помощью которых налогоплательщик может самостоятельно спрогнозировать свой уровень налоговых рисков и оценить, насколько он близок к тому, чтобы иметь наименьшие налоговые риски, а значит, реже подвергаться налоговым проверкам.
Данная методика позволяет ослабить налоговый контроль в отношении добропорядочных налогоплательщиков и усилить контроль за деятельностью предприятий с высокими налоговыми рисками. Наступило время новых технологий налогового администрирования, знание которых становится залогом безопасности бизнеса и его владельца. Налоговые органы пристально следят за игроками на «теневом» рынке, формируя «Досье налогоплательщика».
Для эффективной борьбы с "черными" и "серыми" схемами уклонения от налогов налоговыми органами региона проводится анализ огромных массивов информации (данные налогоплательщиков, встречных проверок, сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, сведения от регистрирующих органов, банков, таможни и так далее). С помощью различных программно-информационных комплексов сопоставляются суммы налоговых поступлений с экономическими показателями предприятий, проводится сравнительный анализ по отрасли, рассматривается динамика налоговых поступлений и налоговых вычетов. Такой анализ дает основания для включения предприятий в план выездных налоговых проверок.
В целях предупреждения и пресечения применения схем налоговой минимизации в налоговых органах Верхневолжья созданы комиссии по рассмотрению налоговых рисков, на заседания которых приглашаются налогоплательщики, имеющие высокие налоговые риски (убытки в течение нескольких налоговых периодов, зарплата ниже средней по виду экономической деятельности, вычеты НДС более 88%, и т.д.). В настоящий момент в центре внимания налоговиков находятся предприятия лесопромышленного, строительного комплекса, потребительского рынка, сферы оборота подакцизной продукции, транспорта и др. В результате работы комиссий по рассмотрению налоговых рисков за 2008 год (проведено 288 заседаний) почти 400 налогоплательщиков уточнили свои обязательства. При этом около половины из них представили уточненные декларации на сумму 24,4 млн. руб., из которых 19,5 млн. руб. уже уплачено, а остальные уменьшили свои убытки почти на 605 млн. рублей. Очевидно, что большая часть налогоплательщиков, побывавших на заседаниях таких комиссий, самостоятельно делают правильные выводы и переходят из зоны риска в зону налоговой стабильности.
По словам руководителя областного налогового Управления В.А. Полежаева, «тем самым налоговая служба продолжает политику открытого диалога с налогоплательщиками, главной целью которой является не применение карательных мер, а предупреждение налогового преступления». Открытый диалог ведется и с работодателями, отражающими в налоговой отчетности нереально низкий уровень заработной платы, выплачиваемой работникам. К примеру, в течение минувшего года проведено 316 заседаний комиссий по легализации заработной платы, на которых заслушано 2750 налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по виду экономической деятельности и ниже прожиточного минимума. В результате проведенных мероприятий 2723 работодателя пересмотрели трудовые договоры и увеличили официальную зарплату работникам. Удельный вес налогоплательщиков, повысивших заработную плату, к общему количеству заслушанных на заседаниях комиссий, достиг 99,7 %. В результате, несмотря на проблемы, связанные с экономическим кризисом, обеспечен рост поступлений по сравнению с 2007 годом: по налогу на доходы физических лиц – почти на 34% , по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет - почти на 27 %.
Однако не все руководители, почувствовавшие вкус «легких» денег, способны вовремя остановиться. И тогда для них - поздно или рано - но наступает время «Ч»: проводятся выездные налоговые проверки, а материалы направляются в Управление по налоговым преступлениям УВД по Тверской области (далее – УНП) для возбуждения уголовного дела. В результате совместной работы (только в прошлом году налоговыми органами региона было проведено 50 совместных с УНП проверок) в бюджет возвращены миллионы рублей. По материалам выездных налоговых проверок УФНС России по Тверской области сотрудниками УНП в 2008 году возбуждено 11 уголовных дел.
Назовем примеры наиболее значимых из них. Это уголовное дело в отношении директора одного из обществ с ограниченной ответственностью, совершившего уклонение от уплаты НДС путем включения искаженных данных в налоговую декларацию. Сумма неуплаченного налога составила 1, 6млн. руб.
Еще одно уголовное дело заведено в отношении руководителя одного из МУП, не исполнившего в личных интересах обязанности налогового агента по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц. Сумма ущерба составила около 3,7 млн. руб. Не миновал такой же участи и индивидуальный предприниматель С., представивший в одну из межрайонных налоговых инспекций региона налоговые декларации по НДС с заведомо ложными сведениями. Сумма причиненного ущерба более 0,5 млн. руб., дело направлено в суд, виновник приговорен к 1 году лишения свободы условно.
Особого внимания заслуживает преступление, совершенное буквально в духе небезызвестного Остапа Бендера. Новоявленным героем, стремившимся получить свой «миллион», стал некий гражданин П. , который создал в г. Твери ряд коммерческих организаций с целью освобождения от уплаты налогов и извлечения иной имущественной выгоды, затем по фиктивным договорам на осуществление финансово-хозяйственной деятельности от различных контрагентов обналичил с расчетных банковских счетов созданных им организаций поступившие денежные средства на сумму свыше 45 млн. руб. и передал их обратно контрагентам, получив за свои услуги вознаграждение в размере 3,5% от указанной выше суммы. В дальнейшем наш «герой» для легализации денежных средств, открывал с помощью сообщников в кредитных учреждениях г. Твери счета «до востребования» и снимал эти деньги. Несостоявшийся миллионер приговорен к 2 годам лишения свободы условно за лжепредпринимательство. Одновременно выявлены организации-налогоплательщики как Тверской области, так и других регионов, использовавшие выведенные в незаконный наличный оборот денежные средства для уклонения от уплаты налогов.
В общем-то, права пословица: сколько веревочке ни виться, конец всегда будет. И в этом нас убеждает еще одно уголовное дело - по изготовлению или сбыту поддельных платежных документов. Некий гражданин Л., незаконно изготовил с целью сбыта от имени руководителя зарегистрированной на утерянный паспорт организации около 500 платежных поручений на общую сумму более 130 млн. руб., после чего незаконно сбыл их, предъявив указанные платежные поручения в ряде банков г. Твери. Налоговикам пришлось немало потрудиться, ведь по данному уголовному делу насчитывался 491 эпизод, тем не менее, было вынесено обвинительное заключение, а само дело направлено в суд.
Также возбуждено уголовное дело в отношении руководителя одного из акционерных обществ, совершившего уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере путем реализации сделки фиктивного характера. Сумма причиненного ущерба составила свыше 5,3 млн.руб., дело направлено в суд.
Одним из актуальных направлений работы является борьба с криминальными банкротствами, получившими в настоящее время широкое распространение, причем суммы наносимого ущерба в каждом отдельно взятом случае значительны. Из 600 организаций различных форм собственности, в отношении которых осуществляется процедура банкротства, 200– отсутствующие должники. В 2008 году по запросов налоговых органов о розыске налогоплательщиков для подачи заявлений в арбитражный суд были выявлены и уведомлены около 190 должников. Кроме того, установлен факт неправомерных действий при банкротстве (неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов за счет имущества должника) конкурсным управляющим одного из акционерных обществ, сумма ущерба – 7,8млн. руб., возбуждено уголовное дело.
Всего за 2008 год в Тверской области выявлено 266 налоговых преступлений (в аналогичном периоде предыдущего года – 117),размер причиненного материального ущерба по ним составил свыше 209,7 млн. руб. В целом по итогам контрольной работы налоговых органов доначислено 1, 8 млрд. руб., из которых 797,1 млн. руб. уже поступило в бюджет
Если подытожить вышесказанное, очевидно, что, определяя для себя правовые пределы налоговой оптимизации, налогоплательщик сам решает, делать ли ему шаг из зоны налоговой стабильности в зону риска или нет. Большинство из предлагаемых способов налоговой минимизации, в т.ч. с использованием фирм-однодневок» при достаточности доказательной базы является налоговым преступлением.
Начать дискуссию