С момента выхода Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, которая, была утверждена приказом ФНС России от 30 мая 2007 № ММ-3-06/333, прошло немногим более полутора лет. Налоговыми органами республики кардинально изменен подход к процессу отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Теперь в основу отбора положен глубокий анализ всей информации, которая имеется в налоговой инспекции, в том числе получаемой из внешних источников, а также сопоставление показателей деятельности объекта с 11-ю общедоступными критериями, определяющими «зону риска», вхождение в которую может свидетельствовать о совершении налогоплательщиком налоговых правонарушений.
За последние ряд лет налоговиками Адыгеи не ставилась задача увеличения количества проводимых проверок. Так за 2006год проведена 581 проверка, за 2007 и 2008 годы их количество снижено до 313. Акцент перенесен с количества проверок на качество проводимых контрольных мероприятий, т.е. на увеличение эффективности, результативности проверок и поступлений в бюджет.
В результате принимаемых мер, сумма доначислений на 1 выездную проверку организаций за 2008 год составила 918 тыс. руб. с ростом на 117 тыс. руб. к аналогичному показателю за прошлый год, количество малоэффективных (с доначислениями до 50 тыс. руб.) проверок снижено с 14 за 2007 год до 9, которые проведены в исключительных случаях – по поручению вышестоящего органа, а также в связи с ликвидацией налогоплательщика. Всего в ходе контрольной работы дополнительно начислено 327,4 млн. руб., в том числе выездными проверками – 191,4 млн. руб., из которых 166 млн. руб. уже поступили в бюджет.
Каждая пятая выездная налоговая проверка (всего 65) проведена с участием органов внутренних дел, доначисления по которым составили 75,7 млн. руб. или 40% от общей суммы доначислений по выездным проверкам.
Инспекторы выходят на проверку только тех налогоплательщиков, у которых по результатам предварительного анализа есть признаки налоговых нарушений. Если за прошлый год результативность выездных проверок составляла 98,7%, то за 2008 год по результатам всех назначенных проверок установлены нарушения.
Очень взвешенный подход у налоговиков к проведению проверок налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы. Малый бизнес это рабочие места, реальное производство, рост экономики и многое другое, без чего Республика не может существовать. Налоговые органы располагают обширными информационными ресурсами о финансовых потоках, имуществе, доходах и так далее. Грамотное использование этой информации позволяет качественно анализировать, точно и адресно видеть «зоны риска» и проблемных налогоплательщиков (или «кто и где грешен»).
Утвержденная Концепция системы планирования выездных проверок подразумевает принцип двухсторонней ответственности, при соблюдении которого налогоплательщики должны стремиться к добросовестному исполнению своих налоговых обязательств, а налоговые органы к созданию налогоплательщикам максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов, к обоснованному отбору налогоплательщиков для проверки.
В соответствии с действующей Концепцией налоговые органы предлагают новые нефискальные способы мотивации бизнеса к отказу от не всегда законных схем минимизации налоговой нагрузки. Налогоплательщик имеет возможность самостоятельной оценки своей деятельности и вероятности проведения у него выездной налоговой проверки. Так по результатам аналитической работы за 2008 год налогоплательщиками нашей республики подано 703 уточненных налоговых декларации с увеличением налоговых обязательств на сумму 84,8 млн. руб.
Кроме того, Федеральной налоговой службой в дополнение к 11 уже используемым критериям опубликован новый 12-й критерий риска, который так и называется – «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском». При разработке 12-го критерия учтены результаты контрольной работы, опыт досудебного урегулирования споров и сложившаяся арбитражная практика. Одним из признаков ведения деятельности с высоким налоговым риском является использование «фирмы-однодневки».
По сути, Концепция является публичным нормативным актом открытого информирования налогоплательщиков о рисках применения отдельных схем ухода от налогов. За налогоплательщиком остается право выбора: с честью исполнить свои обязательства перед бюджетом, либо жить в тревожном ожидании выездной налоговой проверки.
Отдел контрольной работы
Управления ФНС России
по Республике Адыгея
Начать дискуссию