Налоговые проверки

О контроле соблюдения законодательства о налогах и сборах

Решение задачи по совершенствованию деятельности налоговых органов по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Решение задачи по совершенствованию деятельности налоговых органов по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов сохраняет актуальным решение проблем, связанных с правомерностью и обоснованностью действий должностных лиц и принимаемых налоговыми органами ненормативных актов.
Развитие институтов внутриведомственного контроля и разработка  Концепции развития налогового аудита в системе Федеральной налоговой службы обусловлены посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации  25 апреля 2005 года, в котором отмечено, что налоговые органы «должны работать ритмично, своевременно реагировать на допущенные нарушения».
Поэтому, в целях надлежащего реагирования на допущенные ведомственные нарушения,  совершенствования административных процедур по рассмотрению налоговых споров было принято решение о структурном выделении в системе налоговых органов специальных подразделений, в компетенцию которых входит исключительно внутриведомственное досудебное разбирательство.
Досудебные процедуры – это важнейшее средство утверждения начал законности в деятельности налоговых органов. Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы начинают действовать уже как власть, которая выполняет не только фискальные функции, но и выходит на новый качественный уровень своей правоприменительной деятельности, то есть усиливает свою ответственность за состояние законности в налоговых правоотношениях.

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права (ст.137 НК РФ).

Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено статьей 101.2 НК РФ (п.1. ст.138 НК РФ).

В силу п.5 ст.101.2 НК РФ с 1 января 2009 г. решение о привлечении (или решение об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе. Срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу. (Изменения внесены Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ). (Пункт 5 ст. 101.2 НК РФ применяется к правоотношениям, возникающим с 1 января 2009 г.).

Обратите ВНИМАНИЕ!!!
ЧТО законодатель предусмотрел обязательную досудебную процедуру обжалования для ограниченного перечня ненормативных правовых актов налоговых органов, это:
- решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решения данного вида выносятся по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (п.7 ст.101 НК РФ).
Иные ненормативные правовые акты, например: решения об отказе в зачете налога, о наложении ареста на имущество налогоплательщика, взыскании налога, пеней и штрафа, приостановлении операций по банковским счетам и др., а также действия (бездействие) налоговых органов и после 1 января 2009 г. могут быть обжалованы в суде без предварительного обжалования в налоговых органах.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение (п.9 ст. 101 НК РФ).
В соответствии с п.6 ст.6.1 НК РФ срок определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях.
Таким образом, Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть подана в налоговый орган в течении 10 рабочих дней со дня получения налогоплательщиком такого решения (п.2 ст. 139 НК РФ).
Копия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения (п.13 ст.101 НК РФ). Т.е. срок для апелляционного обжалования наступает с момента получения налогоплательщиком копии указанного решения.
Обратите ВНИМАНИЕ!!!
Апелляционная жалоба на соответствующее решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления указанной жалобы направить ее со всеми материалами в Вышестоящий налоговый орган (п.3 ст.139 НК РФ).
Таким образом, Особенно внимательно следует подходить к направлению апелляционной жалобы по почте, тем более в последний день срока: ошибка с адресатом (УФНС России вместо инспекции, проводившей проверку) может привести к тому, что жалоба будет принята, но не в качестве апелляционной, а инспекцией, вынесшей решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, будут начаты процедуры но его исполнению.

В случае подачи апелляционной жалобы на решение налогового органа в порядке, предусмотренном статьей 101.2 НК РФ, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.
Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части.
Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения установлен ст. 101.2 НК РФ.

Если решение не было обжаловано в апелляционном порядке, то уже вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в Вышестоящий налоговый орган (п.3 ст.101.2 НК РФ).
Обратите ВНИМАНИЕ!!! – вступившее в законную силу решение налогового органа (о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) может быть обжаловано в Вышестоящий налоговый орган.
Срок на обжалование решения, вступившего в законную силу, - ОДИН ГОД с момента его вынесения (п.2 ст.139 НК РФ).
По ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения (п.4 ст.101.2 НК РФ).
  Таким образом, обязательное досудебное обращение в налоговый орган предусмотрено и для тех случаев, когда в апелляционном порядке решение налогового органа обжаловано не было и вступило в силу. >>>>>>
Что касается ТРЕТЬЕГО срока обжалования.
Пунктом 2 ст.139 НК РФ установлено, что жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено НК РФ, в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
К таким жалобам относятся Иные ненормативные правовые акты, например: решения об отказе в зачете налога, о наложении ареста на имущество налогоплательщика, взыскании налога, пеней и штрафа, приостановлении операций по банковским счетам и др., а также действия (бездействие) налоговых органов и после 1 января 2009 г. могут быть обжалованы в суде без предварительного обжалования в налоговых органах.

До принятия решения по жалобе налогоплательщик вправе отозвать ее на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу (п. 4 ст. 139 НК РФ). Повторная подача жалобы производится в сроки, предусмотренные п. 2 ст. 139 НК РФ.

Если налоговый орган, рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемый акт (действие) не соответствует законодательству, он вправе полностью или частично приостановить его исполнение, о чем выносится соответствующее решение. В таком случае налоговый орган не сможет предъявить налогоплательщику требование об уплате доначисленных сумм. Если же подобное требование уже было отправлено, его действие автоматически приостанавливается (п. 2 ст. 141 НК РФ).
(Например: обжаловано решение о привлечении либо об отказе в привлечении не в апелляционном порядке, а налоговым органом выставлено требование об уплате налогов, пеней, штрафов, решение о взыскании за счет денежных средств налогоплательщика, в банке налогоплательщика выставлены инкассовые поручения – то по ходатайству налогоплательщика исполнение решения либо требования могут быть приостановлены). >>>>>
В соответствии с п.1 ст.140 НК РФ жалоба рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом).
Пунктом 2 ст.140 НК РФ предусмотрено, что по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:
1) оставить жалобу без удовлетворения;
2) отменить акт налогового органа;
3) отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
4) изменить решение или вынести новое решение.

Также, исходя из норм налогового законодательства вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе  оставить жалобу без рассмотрения, по следующим основаниям:
- пропуск срока подачи жалобы (заявления), установленного налоговым законодательством;
- отсутствие указания на предмет обжалования и обоснования заявленных требований;
- подача жалобы представителем заявителя, полномочия которого документально не подтверждены (На основании п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Пунктом 1 ст.185 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.);
- отсутствие подписи лица, обратившегося с жалобой (заявлением);
- повторное обращение в налоговый орган по основаниям ранее обжалованным (только в вышестоящий налоговый орган, вышестоящему должностному лицу).

Решение по жалобе принимается в течение месяца со дня ее получения. Срок может быть продлен для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 рабочих дней. О принятом вышестоящим налоговым органом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (п.3 ст.140 НК РФ).

Очень часто при подаче жалобы на решения о привлечении либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности налогоплательщиками  выражается желание присутствовать при рассмотрении жалобы Вышестоящим налоговым органом.
Действующими положениями налогового законодательства рассмотрение жалобы в присутствии налогоплательщика не предусмотрено, при этом  налогоплательщик вправе приложить к жалобе документы, которые по его мнению, необходимы для принятия  объективного  решения.

Начать дискуссию