19 февраля прошло заседание расширенной Коллегии УФНС России по г. Москве, посвященное итогам работы московской налоговой службы в 2008 и задачах по обеспечению полноты и своевременности поступления налогов и сборов в 2009 году. В заседании Коллегии приняли участие Руководитель ФНС России М.П. Мокрецов, Мэр Москвы Ю. М. Лужков, Первый заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, Руководитель Комплекса экономической политики и развития г. Москвы Ю.В. Росляк, Министр Правительства Москвы, Руководитель Департамента финансов г. Москвы Ю.В.Коростелев, Председатель бюджетно-финансовой комиссии Московской городской Думы И.Е. Антонов, Прокурор г.Москвы Ю.Ю.Семин, Начальник Управления по налоговым преступлениям ГУВД г.Москвы А.И. Михалкин, Руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве – главный судебный пристав Москвы Ф.И.Юсупов, Заместитель Председателя Арбитражного суда г. Москвы Н.В.Кузьминская, Председатель Московского городского суда О.А.Егорова, Руководитель УФРС по г. Москве И.Н. Кондрат, Начальник УФСБ по Москве и Московской области В.Н.Захаров и другие официальные лица.
Было отмечено, что всего в бюджетную систему Российской Федерации мобилизовано 1727 млрд.руб. налоговых доходов, обеспечен рост к прошлому году - 128%. В федеральный бюджет поступило – 710 млрд.руб., во внебюджетные фонды – 274 млрд.руб., в консолидированный бюджет Москвы -743 млрд.руб. А с учетом налогов от крупнейших налогоплательщиков, состоящих на учете в Межрегиональных инспекциях, в бюджет Москвы поступило 1118 млрд.руб.
Лидером поступления стал налог на прибыль, который составил четвертую часть (25,3%) от всех налогов бюджетной системы. Управлением собрано 443 млрд. руб. налога, в т.ч. в федеральный бюджет - 153 млрд.руб., в бюджет Москвы – 290 млрд.руб. Всего в консолидированный бюджет рост налога составил – 133%.
Налога на добавленную стоимость мобилизовано 438 млрд.руб., что на 16% больше уровня прошлого года. На 38% выросло поступление НДФЛ, ЕСН и взносы во внебюджетные фонды – на 27% .
На протяжении последних нескольких лет Управление стабильно обеспечивало 16-17% налоговых доходов бюджетной системы России.
Было отмечено, что с октября 2008 года стало весьма заметным распространение кризисных явлений на реальный сектор экономики Москвы, при этом ухудшение экономической ситуации повлечет за собой серьезные риски снижения поступлений налоговых доходов во все уровни бюджетной системы.
По словам Руководителя УФНС России по г. Москве Н.В.Синиковой, «Сегодня наблюдается ситуация, когда предприятия принимают экстренные меры по минимизации своих расходов, сокращают численность работающих, переходят на неполную рабочую неделю. Этот перечень также могут пополнить незаконные способы минимизации налоговых платежей». По ее словам, «в этих условиях на налоговую службу ложится серьезная ответственность по более эффективному контролю за соблюдением налогового законодательства с целью обеспечения доходной части бюджетов».
Руководитель УФНС России по г. Москве обозначила приоритеты и сформулировала перед налоговыми органами столицы задачи на предстоящий период. Как отметила Н.В.Синикова, «основными являются две задачи: одна - проведение анализа бюджетных рисков с точки зрения возможного снижения поступлений и исполнения доходной части бюджетов всех уровней, а также заблаговременное информирование о складывающейся ситуации Правительства Москвы и ФНС России, вторая - недопущение использования негативной ситуации в экономике для ухода от уплаты налогов отдельными налогоплательщиками».
Как было отмечено на расширенной Коллегии УФНС России по г. Москве, из анализа поступления в 2008 году налогов, что именно зарплатные налоги первыми ощутили влияние кризиса.
За 9 месяцев 2008 года прирост поступления НДЛФ был более 45% к уровню прошлого года и опережал рост средней заработной платы (129%).
К концу отчетного года многие организации заявили о сокращении персонала, переходе на укороченную рабочую неделю, об отпусках без сохранения содержания и т.п., что повлекло за собой снижение поступлений НДФЛ и ЕСН.
По словам Руководителя УФНС России по г. Москве Н.В. Синиковой, «для принятия оперативных решений, имеющих значительные последствия для исполнения доходной части бюджета в Управлении, как и в других регионах, создан Ситуационный центр, одним из направлений работы которого стали мониторинг и анализ поступления налога на доходы физических лиц».
«Поэтому работа налоговых органов по администрированию НДФЛ, в том числе и по легализации заработной платы, остается приоритетной и на 2009 год»,- подчеркнула Н.В. Синикова. – «очень важно, чтобы разговор с налогоплательщиком был неформальным и предметным: прежде, чем пригласить на комиссию, мы должны проанализировать не только данные налоговой отчетности, но и информацию из внешних источников, провести анализ по аналогичным предприятиям, по отрасли в целом».
В 2009 году московская налоговая служба продолжит работу по дополнительному привлечению к декларированию физических лиц, получивших доходы от продажи транспортных средств и недвижимого имущества, а также сдачи его в аренду.
Более половины налоговых поступлений бюджетов субъектов обеспечивается налогом на прибыль, федеральной налоговой службой и Правительством Москвы в качестве одной из важнейших задач определен контроль за убыточными организациями.
В 2007 году на комиссиях налоговых органов были рассмотрены 16 тысяч убыточных предприятий, в 2008 году - свыше 28 тысяч. На рабочих группах в префектурах административных округов и отраслевых департаментах Правительства Москвы заслушаны руководители 770 убыточных организаций.
Общим итогом работы в 2008 году стало уменьшение налоговых убытков на сумму 115,6 млрд. руб. Кроме того, дополнительно исчислен к уплате в бюджет налог на прибыль в сумме 6 млрд. рублей. Достигнутые за 2008 год результаты в суммовом выражении превысили уровень 2007 года почти в 3 раза.
По словам Руководителя УФНС России по г. Москве Н.В.Синиковой, «работа комиссий стала действенным инструментом, поэтому она будет не только продолжена, но и усилена». Она отметила, что «Управление намерено и в дальнейшем использовать комплексный подход по оценке налогооблагаемой базы. И основан этот подход должен быть не только на анализе налоговой и бухгалтерской отчетности, но и на информации из внешних источников, и в первую очередь - от правоохранительных органов».
Наибольший удельный вес в отраслевом разрезе составляют убытки у организаций, осуществляющих финансовую деятельность, операции с недвижимостью, сдающих имущество в аренду, а также у организаций оптовой и розничной торговли.
Очевидно, что в 2009 году в условиях экономической нестабильности при работе с убыточными организациями московской налоговой службе предстоит осуществлять более тщательный анализ на предмет реальности убытков.
По-прежнему актуальной задачей для налоговых органов является предотвращение создания и функционирования фирм «однодневок» - организаций, созданных для участия в различных схемах ухода от уплаты налогов. Уже на этапе регистрации документы, представленные в Регистрационный центр, подвергаются тщательному анализу с учетом всей имеющейся информации у налоговых органов.
В 2008 году была проведена большая работа по проверке адресов массовой регистрации. В информационный ресурс внесены сведения о 12,8 тысячах адресов помещений, владельцы которых обратились в налоговые органы с просьбой защитить их законные права собственников.
В результате проводимых в 2008 году мероприятий, направленных на недопущение регистрации фирм «однодневок», регистрирующим органом г. Москвы вынесено более 17 тысяч отказов в регистрации по адресу «массовой» регистрации; 18 массовых заявителей были дисквалифицированы, в отношении 42 заявителей готовятся материалы для направления в суд.
Как отметила Руководитель УФНС России по г. Москве Н.В.Синикова, «наибольшего эффекта мероприятия в этом направлении достигаются при участии органов внутренних дел. Сотрудниками правоохранительных органов были проведены опросы 860 массовых заявителей, что в большинстве случаев позволило вынести отказы в регистрации».
Основной целью контрольных мероприятий по выявлению схем уклонения от налогообложения с использованием фирм «однодневок» является раскрытие маршрута движения денежных потоков, установление источника и получателя денежных средств.
В целях исключения потерь бюджета в связи с умышленным уклонением от уплаты налогов, основными направлениями в совместной работе налоговых органов и органов внутренних дел в 2009 году должен стать контроль: за налогоплательщиками, систематически представляющих уточненные налоговые декларации, на предмет их добросовестности; за основными дебиторами и кредиторами крупнейших недоимщиков в целях создания преднамеренного банкротства; за мигрирующими налогоплательщиками; за налогоплательщиками с минимальными начислениями налогов, через счета которых проходят значительные оборотные средства. И такой подход дает результат, что подтверждается сегодняшней статистикой рассмотрения налоговых споров в арбитражном суде.
По словам Руководителя УФНС России по г. Москве «в отношении недобросовестных налогоплательщиков Управлением проводится серьезная работа по формированию доказательственной базы. Инспекциям необходимо проводить аналитическую работу по всей цепочке контрагентов, более полно использовать различные формы налогового контроля, в том числе по привлечению экспертов в порядке, предусмотренным Налоговым кодексом, а также наиболее полного использования права, предусмотренного Арбитражным процессуальным кодексом, а именно обращение в суд с заявлением о фальсификации доказательств».
На расширенной Коллегии УФНС России по г. Москве было отмечено, что работа с налогоплательщиками в условиях 2009 года – наиболее важное, актуальное и эффективное направление в части обеспечения бюджетных доходов.
По словам Руководителя Управления Н.В.Синиковой «очень важно добиться одних стандартов в работе с налогоплательщиком. Не секрет, что большинство жалоб, обращений, недовольств высказывается в адрес налоговиков из-за того, что мы пока ещё не достигли тех единых для всех стандартов в обслуживании налогоплательщиков».
Было отмечено, что необходимо организовать системную работу с налогоплательщиком, такую работу, которая будет залогом стабильности как для бюджета, так и для налогоплательщика.
Н.В.Синикова обратила внимание на то, что необходимо на постоянной основе проводить мониторинг предприятий с учетом ситуации в отрасли, осуществлять аналитическую и контрольную функции в отношении организаций, заявляющих возмещение из бюджета, более качественно и, безусловно, с соблюдением установленных сроков проводить комплекс контрольных мероприятий.
«Добросовестные налогоплательщики должны иметь законную возможность пополнить свои оборотные средства путем получения из бюджета причитающихся сумм НДС в установленный срок. Напротив, в отношении недобросовестных действий со стороны бизнессообщества, попыток незаконного изъятия из бюджета денежных средств, налоговая служба столицы должна обеспечить и обеспечит надежный барьер», - заявила Руководитель Управления.
«Мы не имеем права дискредитировать доверие людей к государству в лице налоговых органов. Необходимо менять психологию отношения с налогоплательщиком, вырабатывать в системе налоговых органов единые этические нормы поведения»,- отметила Н.В.Синикова.
Итоги работы московской налоговой службы в 2008 году
Итоги работы московской налоговой службы в 2008 и задачах по обеспечению полноты и своевременности поступления налогов и сборов в 2009 году.
Начать дискуссию