I. Основные итоги налогового администрирования в 2008 году на территории Брянской области – руководитель Управления ФНС России по Брянской области Елена Викторовна Николаенко.
1. Динамика поступления доходов в бюджетную систему Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды на территории области в 2008 году характеризуется устойчивой тенденцией роста объемов платежей.
Так, в январе – декабре 2008 года весь объем поступлений составил более 29 млрд. рублей, темп роста к 2007 году равен 119 % (средне российский показатель – 116%, по ЦФО -103.5%), абсолютная сумма прироста – 4,5 млрд. рублей. По отношению к 2006 году соответственно – 138 % и 8,8 млрд. рублей.
Из общей суммы поступлений в бюджетную систему Российской Федерации:
- 31% приходится на федеральный бюджет -9,1 млрд. руб.( 2007г.-32%, 2006г.-34%);
- 43% составляет консолидированный бюджет области -12,4 млрд. руб.(2007г.-43 %, 2006г.-42%);
- 26% -7,7 млрд. руб на государственные внебюджетные фонды (2007г.-26%, 2006г.-24%), из них 21,4% составляют отчисления в пенсионный фонд -6,2 млрд. руб..
Объем налоговых поступлений в 2008 году составил 21,5 млрд. рублей, темп роста к 2007 году равен 117%(средне российский показатель -114,9%), в абсолютной сумме поступления увеличились на 2,8 млрд. рублей. Соответственно, к 2006 году – 134% и на 5,4 млрд. рублей.
В разрезе бюджетов структура налоговых поступлений 2008г. сохранилась на уровне 2007 года:
федеральный бюджет – 42%(2007г.-43%, 2006г.-45%); областной бюджет – 38%(2007г-38%, 2006г.- 42%): местные бюджеты – 20%(2007г.-19%,2006г.-13%).
Наибольший удельный вес поступлений по прежнему приходится на предприятия, относящиеся к обрабатывающим производствам – 34%.
Темп роста поступлений к уровню 2007 года составил 104,8%, в абсолютной сумме поступления увеличились на 299 млн. рублей. При этом, по виду деятельности «производство пищевых продуктов, включая напитки» в сравнении с 2007 годом произошло снижение доли поступлений на 4 процентных пункта (снижены поступлений на 764 млн. руб.). Снижение произошло по крупнейшему налогоплательщику: ОАО «Брянскспиртпром».
Доля поступлений в целом по виду деятельности «транспорт и связь» составляет 14%, к 2007 году темп роста поступлений составил 141%, в абсолютной сумме поступления увеличились на 806 млн. рублей.
Темп роста поступлений по виду деятельности «строительство» составил 112,7%, в абсолютной сумме поступления увеличились на 119 млн. рублей. При этом доля поступлений от организаций указанного вида деятельности в общем объеме поступлений составила 6%.
В 2008 году структуру доходов, формирующих консолидированный бюджет РФ, определили поступления по следующим видам налогов:
- НДФЛ – 32% (6,8 млрд. руб.);
- НДС – 24% (5,2 млрд. руб.);
- налог на прибыль организаций – 18% (3,8 млрд. руб.);
- ЕСН, зачисляемый в ФБ – 11% (2,3 млрд. руб.);
Данные налоги обеспечили 85% поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации.
В поступлениях бюджета области налог на доходы физических лиц занимает первое место и его удельный вес составляет 55% (6,8 млрд. руб.), удельный вес налога на прибыль организаций – 23% (2,9 млрд. руб.), налогов со специальным налоговым режимом – 7,6% (943 млн. руб.) и налогов на имущество – 7,5% (905 млн. руб.).
Следует отметить, что на протяжении последних 3-х лет в области обеспечивается рост поступлений налога на доходы физических лиц более высокими темпами по сравнению с другими налоговыми платежами.
Так, если в 2006 году сумма поступлений этого налога составила 3,9 млрд. рублей, то в 2007 году – 5,2 млрд. рублей (темп роста 130,5 %), соответственно в 2008 году абсолютная сумма прироста составила почти 2,7 млрд. рублей при темпе роста 131,6 %.
Темп роста поступлений НДФЛ в прошедшем году соответствует средне российскому показателю (131,6 %) и приближен к темпу роста по Центральному федеральному округу – 134, 2 %. При этом следует иметь ввиду то обстоятельство, что начисленная заработная плата в прошедшем году в области выросла на 126 %.
В области также обеспечивается поступательный рост других платежей с физических лиц, составляющих основу доходов местных бюджетов.
Сумма поступлений единого социального налога (с учетом ЕСН. зачисляемого в федеральный бюджет) и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в ПФ РФ составила 9,8 млрд. руб., что на 22% выше поступлений 2007 года.
В том числе по ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет, темп роста составил 120,3% (РФ – 125,1%, ЦФО 128,9%).
Уровень собираемости налогов и сборов по итогам 2008 года составил 99,5 %.
Одним из факторов, позитивно повлиявшим на рост поступлений, в том числе, налога на прибыль, НДФЛ. ЕСН является работа комиссий по легализации объектов налогообложения.
За 2008 год проведено 331 заседание комиссий по налогу на прибыль, заслушано 1067 организаций с суммой убытка 1800,6 млн. рублей. По результатам комиссий налогоплательщиками самостоятельно уменьшены убытки на сумму 233,5 млн. руб., заявлена прибыль в размере 28,2 млн. руб., исчислен налог в сумме 6,8 млн. рублей.
Сумма уменьшенных убытков возросла в 1,4 раза, сумма заявленной прибыли возросла в 2,7 раза.
Соответственно, 535 заседаний по легализации оплаты труда, на которых заслушано 1589 налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по аналогичным видам экономической деятельности. В результате заработную плату до среднего уровня по ВЭД повысили 1387 налогоплательщиков.
Результативность работы комиссий составила 89,1%, эффективность - 86,3%.
Несомненно, на обеспечение стабильного роста поступлений во все уровни бюджета в конце прошедшего года повлиял и финансовый кризис.
Начиная с октября 2008 года, налоговые органы области в значительной мере перестроили свою работу.
Сегодня практически ежедневно отслеживаются налоговые поступления в разрезе всех бюджетов и видов налогов. Работаем с банками, оперативно вмешиваемся в ситуацию. В Управлении создан ситуационный центр, который еженедельно рассматривает ход поступлений в бюджет.
Характеризуя итоги налоговых поступлений в бюджетную систему в новых экономических условиях, следует отметить, что в октябре – декабре 2008 года резкого сокращения объемов поступлений не произошло. Так, за этот период поступило почти 5 млрд. рублей против 6,3 млрд. рублей за III квартал 2008 года. По сравнению с IV кварталом 2007 года объем поступлений снижен на 9,4 % или на 504,0 млн. рублей.
2. О состоянии работы по снижению задолженности и осуществлению процедур банкротства.
По состоянию на 01.01.2009 сумма задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям по Брянской области в бюджетную систему РФ составила 2,6 млрд. руб. и к началу 2008 года снизилась на 125 млн. руб. или на 4,6%.
Таким образом, в области сохраняется устойчивая тенденция по снижению задолженности. В сравнении с 2006 годом общая сумма задолженности снижена на 2,0 млрд. рублей или в 1,6 раза (на01.01.07 – 4,6 млрд. рублей, на 01.01.08 г. – 2,7 млрд. рублей, на 01.01.09 г. – 2,6 млрд. рублей).
При этом следует иметь ввиду, что погашая задолженность прошлых лет налоговые органы области в 2008 году активно осуществляли предусмотренные законодательством меры принудительного взыскания текущей задолженности.
Так, за 2008 год инспекциями области было:
- направлено 323 тыс. требований об уплате налогов на 2,1 млрд. руб.,
- выставлено 38,5 тыс. инкассовых поручений на сумму 621,5 млн. руб.;
- направлено банкам 35 тыс. решений о приостановлении операций по счетам;
- принято 12 тыс. решений о взыскании задолженности за счёт имущества в соответствии со ст.47 НК РФ на сумму 932 млн. рублей.
Во второй половине 2008 года была существенно активизирована совместная работа со службой судебных приставов области. Особенно при проведении совместных рейдовых мероприятий. Так, если за 1 полугодие 2008 года был проведен 41 рейд, то по итогам года их количество составило 176. В результате проведения рейдов взыскано 1,2 млн. рублей.
С целью взыскания задолженности по наиболее крупным налогоплательщикам-недоимщикам службой судебных приставов в 2008 году более чем по 40 должникам применялось ограничение права выезда за границу.
Эта работа дала положительный эффект. Если эффективность взыскания за 1 полугодие 2008 года составляла 5%, то за 2 полугодие она составила уже 16%.
Более активно использовались возможности правоохранительных и надзирающих органов области. В 2008 году было направлено 34 материала на рассмотрение в органы прокуратуры или правоохранительные органы по инициативе налоговых органов для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в т.ч.:
· по ст. 195 УК РФ – 15 материалов «Неправомерные действия при банкротстве»;
· по ст. 196 УК РФ – 2 материала «Преднамеренное банкротство»;
· по статье 199 УК РФ – 1 материал «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов организации»;
· по статье 199.1 УК РФ – 5 материалов «Неисполнение обязанностей налогового агента»;
· по статье 199.2 УК РФ – 11 материалов «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов».
Всего на сумму нанесенного интересам Российской Федерации ущерба 207,5 млн. рублей. Возбуждено уголовных дел по 21 материалу на общую сумму 191,4 млн. рублей.
В результате применения комплекса мер принудительного взыскания, сумма погашенной задолженности за 2008 год составила 1271,5 млн. руб., по отношению к 2007 году сумма погашенной задолженности увеличилась на 390,2 млн. руб. или на 44%.
Кроме того, как говорилось выше, в изменившихся экономических условиях пристальное внимание уделяется контролю за своевременным исполнением кредитными организациями поручений налогоплательщиков на перечисление налогов и сборов в бюджеты и внебюджетные фонды. Так, за 2008 год проведено 88 проверок, в т.ч. 45 - в 4 квартале.
В результате установлено 367 случаев несвоевременного исполнения платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов на сумму18,8 млн. рублей, из них в 4 квартале - 364 случаев на сумму 17,7 млн. рублей.
В январе текущего года установлены 3 случая нарушений на сумму 1,1 млн. рублей. Банки привлечены к ответственности.
Суммы штрафных санкций полностью поступили в бюджет.
В связи с увеличением количества нарушений со стороны кредитных организаций с 4 квартала 2008 года налоговыми органами дважды в месяц проводится мониторинг своевременности перечисления налогов и сборов.
Вместе с тем, по итогам 2008 года в целом по Брянской области произошел рост недоимки по налогам и сборам на 141 млн. руб. или на 28%. По состоянию на 01.01.2009 недоимка по налогам и сборам составила 645 млн. рублей.
Одной из основных причин роста недоимки в 2008 году явилось ухудшение платежной дисциплины крупных налогоплательщиков:
- неуплата текущих (авансовых) платежей на сумму 107,6 млн. руб., в т.ч. по НДС ООО НСЗ – 3,7 млн. руб., ООО Феррум-Брянск - 9,67 млн.руб., ЗАО "БАЗ" - 5,8 млн.руб., ООО "Тембр – 4,6 млн.руб., ЗАО "СТЭЛТЗ"- 6,27 млн.руб., по налогу на прибыль ООО ЦНТИ -1,78 млн. рублей.
Состояние процедур банкротства в области за истекший год характеризуется значительным (почти в 2 раза) снижением, как количества организаций, так и суммы задолженности по обязательным платежам.
В 2008 году налоговыми органами области осуществлены следующие мероприятия по обеспечению процедур банкротства:
- направлено заявлений в арбитражный суд по 101 организации на сумму 188 млн. рублей, в том числе отсутствующий должник – 59 организаций, что составляет 58%, на сумму 64 (34%) млн. рублей;
- из направленных заявлений возбуждено 48 дел о несостоятельности (банкротстве) на сумму 152,5 млн. рублей, в том числе 25 (52%) дел по отсутствующим должникам на сумму 36 (23%) млн. рублей;
- завершено 152 дела о несостоятельности (банкротстве) на сумму 837 млн. рублей, в том числе 52 дела (34%) по отсутствующим должникам на сумму 125 млн. рублей (15%).
По состоянию на 01.01.2009 находятся в процедуре банкротства 141 предприятия с суммой задолженности по обязательным платежам 928 млн. рублей, по денежным обязательствам и иным обязательным платежам 5,6 млн. рублей, против 234 организаций в 2007 году с суммой задолженности 1428,0 млн. рублей.
По отраслям деятельности предприятия, находящиеся в процедуре банкротства распределились следующим образом:
№п/п
Наименование показателя
01.01.2008
%
01.01.2009
%
1.
Сельское хозяйство
111
47
47
33
2.
Обрабатывающие производства
31
14
29
21
3.
Строительство
21
9
11
8
4.
Оптовая и розничная торговля
19
8
21
15
5.
Операции с недвижимым имуществом, аренда и представление услуг
23
10
12
9
6
Иные
29
12
21
14
Всего:
234
141
Предприятия ЖКХ, находящиеся в процедуре банкротства (доля голосов РФ от 70 до 100%):
МУП «ЖХ» Советского района – конкурсное производство – включено в реестр кредиторов – 68,5 млн. руб.;
МУП ЖКХ Бежицкого района – конкурсное производство - в реестре 77,0 млн.. руб, налог – 37,3 млн. руб.
Карачевское МУР МП ЖКХ – конкурсное производство – в реестр кредиторов включено 8,6 млн. руб.
МУП «МУЖКХ» Почеп – конкурсное производство – 4,4 млн.. руб.
Также, на различных стадиях процедур банкротства находятся: МУП «Брасовское ЖКХ»; МП «Злынковская МУ ЖКХ; МУП «Гордеевское ЖКХ»; МУП «ЖКХ Вельяминово»; и др.
Завершены процедуры в 2008 году в отношении: МУП «ЖХ» Володарского района; МУП МУЖКХ г. Трубчевск; МУП «Фокинское УЖКХ» (Дятьковский район); МУП «Дубровское МУ ЖКХ»; МУСП «МУЖКХ» г. Севск; МУ ЖКХ Выгоничского района; МУП Красногорское ЖКХ; МУП КХ «Унечская»; МУП «Новозыбковжилкомхоз»; МУП МП «Климовожилкомхоз».
Предприятия с наибольшими суммами, включенными в реестр требований кредиторов:
ОАО «Ильмень» - в реестр кредиторов включено – 138,1 млн. руб., в том числе налог – 124,9 млн. рублей.
ОАО «Дятьковский хрусталь» – конкурсное производство – в реестр включено -190,1 млн. рублей, в том числе налог – 123,3 млн. рублей.
ФГУП «Брянское авиапредприятие» - конкурсное производство, в реестре – 42,8 млн. рублей, в том числе основной долг – 23,8 млн. рублей.
ООО «Тембр» - в реестр кредиторов включено – 24,5 млн. рублей, в том числе основной долг 23,5 млн. рублей.
ЗАО «СТЭЛТЭ» - в реестр кредиторов включено – 25,9 млн. рублей, в том числе основной долг 25,1 млн. рублей.
ОАО «Трубчевский завод «Нерусса» – внешнее управление – задолженность составляет 38,7 млн. рублей, в том числе основной долг – 22,8 млн. рублей.
3. Основные результаты контрольной работы налоговых органов области в 2008 году.
В 2008 году контрольная функция налоговых органов осуществлялась в условиях открытого диалога с налогоплательщиками, направленного на предупреждение налогового нарушения, а не на применение фискальных мер.
На протяжении последних лет Федеральная налоговая служба России целенаправленно идет по пути отказа от тотальных проверок в пользу контроля тех налогоплательщиков, которые используют незаконные методы (схемы) минимализации налогов, т.е. находятся в зонах риска.
В последние 3 года у нас в области сформировалась тенденция резкого снижения количества выездных проверок. Если в 2006 году налоговыми инспекциями области было охвачено выездными проверками 888 организаций и индивидуальных предпринимателя, то в 2007 году только 553 (61 % к уровню 2006 г.). Соответственно, в 2008 году – 483 (83 % к уровню 2007 г.)
Акцент смещен на информирование налогоплательщика о возможных рисках, стимулирование добровольного отказа от использования незаконных схем и уточнения своих налоговых обязательств до проверки.
В этом направлении и в 2007 и 2008 годах имел место положительный результат.
Так, если в 2006 году сумма самостоятельно уточненных налоговых обязательств составила 18,0 млн. рублей, то в 2007 году – 148,2 млн. рублей. Соответственно в 2008 году – 192,0 млн. рублей. Столь значимый прирост говорит о повышении налоговой дисциплины в области.
Одновременно с этим растет и эффективность налогового контроля, его результативность.
Так, при значительном сокращении выездных проверок, их результативность повысилась.
Если в среднем каждая выездная налоговая проверка принесла бюджету в 2006 году 759 тыс. руб., соответственно в 2007 году – 927 тыс.руб., то по результатам 2008 года - 1,2 млн. рублей. Выездные налоговые проверки побывали в 2008 году у 483 налогоплательщика Брянской области. И только к восьми из их числа не возникло претензий.
Таким образом, результативность проведенных проверок в 2008 году составила 98,3 %, против 94 % в 2007 году и соответственно 85 % в 2006 году.
В 2008 году направлено в органы внутренних дел для рассмотрения и решения вопроса о возбуждении уголовных дел 73 материала проверок налогоплательщиков и налоговых агентов на сумму 190,0 млн. рублей неуплаченных, неисчисленных, неудержанных, неперечисленных налогов, а также сокрытых денежных средств.
По результатам рассмотрения указанных материалов было возбуждено 11 уголовных дел.
В целом по результатам проведенной налоговыми органами Брянской области контрольной работы за 2008 год дополнительно начислено платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды, с учетом налоговых санкций и пени 866,3 млн. руб., из них 63,4% составляет сумма доначисленных платежей по результатам выездных налоговых проверок (доначислено – 549,0 млн. руб.), 20,4% - по результатам камеральных проверок (176,5 млн. руб.) и 16,2% - по результатам прочих контрольных мероприятий.
Из общей суммы доначисленных платежей поступило в консолидированный бюджет 375,7 млн. руб., что составляет 43.4% от дополнительно начисленных сумм.
4. Состояние досудебного и судебного урегулирования налоговых споров в 2008 году.
За 2008 год налоговыми органами Брянской области рассмотрено 680 письменных возражений налогоплательщиков по актам налоговых проверок, что на 9,7% больше, чем за 2007 год.
Из числа рассмотренных, удовлетворено 471 возражение (69,3%).
Полностью оставлены без удовлетворения 209 возражений, что составляет 30,7% от оспоренных актов.
За январь-декабрь прошлого года рассмотрено в порядке досудебного урегулирования споров 317 жалоб налогоплательщиков на решения нижестоящих налоговых органов и действия должностных лиц.
По результатам рассмотрений, удовлетворено 179 жалоб (56,5% от числа рассмотренных), оставлено без удовлетворения 136 жалоб (42,9%).
Оспариваемая сумма по жалобам в отчетном периоде составила 282 млн. руб., из которых удовлетворено 64,8 млн. руб. или 23%. Удельный вес удовлетворенных сумм по жалобам снизился по сравнению с 2007 годом на 3,2 п. п.
Соотношение числа жалоб по налоговым спорам, рассмотренных в досудебном порядке, к числу заявлений по налоговым спорам, предъявленных к налоговым органам и рассмотренных судами за 2008 года составляет 76,2%.
За 2008 год судами рассмотрено 35475 налоговых споров, как по заявлениям налоговых органов, так и по заявлениям налогоплательщиков.
В пользу налоговых органов Брянской области судами принято судебных решений – 34691, что составляет 98 % от рассмотренных исков.
По результатам налогового контроля в 2008 году налоговыми органами вынесено 34982 решения. Из них судами признаны недействительными в полном объёме 163 решения или 0,5%.
5. Отдельные вопросы взаимодействия с налогоплательщиками области в 2008 году.
В 2008 году налоговые органы области продолжали работу, направленную на повышение качества обслуживания налогоплательщиков, оказания им бесплатных государственных услуг, которые определены соответствующими Административными регламентами. К ним, прежде всего, относятся услуги по информированию налогоплательщиков от индивидуального информирования в устной форме, в том числе и по телефону, до информирования о состоянии расчетов в письменном и электронном виде.
Так, количество налогоплательщиков, имеющих возможность доступа по каналам связи и через Интернет к персонифицированной информации о состоянии расчетов с бюджетом, по состоянию на 01.01.2009 года составило более 8,0 тысяч.
Доля налогоплательщиков – организаций, имеющих возможность удаленного доступа к персонифицированной информации о состоянии расчетов с бюджетом, составила 52 процента.
Соответственно, на конец 2008 года 82,3 % налогоплательщиков представили налоговые декларации в электронном виде: через каналы связи и на магнитных носителях, в то время как к началу 2007 года таких плательщиков было 65 %.
В 2008 году в целях повышения качества обслуживания, снижения количества обоснованных письменных заявлений и обращений организаций и граждан по вопросам их неудовлетворительного приема, Управлением организован и ежеквартально проводится прием граждан, индивидуальных предпринимателей, представителей организаций непосредственно руководителем Управления, ее заместителями с выездом на место (центральный офис, ТОРМ) без участия должностных лиц территориального налогового органа.
Следует отметить, что мнение налогоплательщиков об их приеме и обслуживании в инспекциях области меняется. Да, есть обоснованные жалобы (из 8 поступивших в 2008 году письменных жалоб – 3 признаны обоснованными), на них мы реагируем немедленно. Но есть и положительные отзывы, в том числе и в письменной форме.
II. Итоги декларационной кампании 2008 года и особенности декларационной кампании 2009 года – заместитель руководителя Управления Светлана Алексеевна Жук.
С января 2009 года началась очередная декларационная кампания по доходам физических лиц за 2008 год.
Проведение ежегодных декларационных кампаний – одно из важнейших направлений работы налоговых органов по администрированию налога на доходы с физических лиц.
Основной целью проведения декларационной кампании является максимальное привлечение физических лиц к своевременному декларированию своих доходов, контроль соблюдения ими налогового законодательства и обеспечение максимального поступления НДФЛ в бюджет.
Кратко об основных итогах декларирования 2008 года.
За 2008 год от физических лиц было получено почти 50 тысяч деклараций о доходах за 2007 год, что больше, чем за 2006 год на 3,7 тыс.деклараций или на 108%.
На протяжении последних лет сохраняется тенденция роста сумм декларируемых доходов, возрастает и количество налогоплательщиков, в том числе декларирующих крупные суммы дохода.
По сравнению с 2007 годом число декларантов – «миллионеров» с суммой заявленных доходов свыше 1 млн. руб. увеличилось в 1,7 раза и составило 1,9 тыс. человек. По сравнению с 2006 годом их число увеличилось почти в 3 раза. Причем наибольший удельный вес (80%) в общем количестве таких деклараций занимают доходы физических лиц, а не индивидуальных предпринимателей. От этой же категории плательщиков (1 человек) был заявлен доход за 2007 год в сумме более 1,0 млрд. руб.
Рост числа миллионеров - физических лиц связан с продажей ими своего имущества (квартиры, дома), а так же ценных бумаг.
Индивидуальными предпринимателями (2 человека) был заявлен наибольший доход в пределах от 500,0 млн.руб. до 1,0 млрд.руб.
Налогоплательщики широко используют свое право на получение социальных и имущественных вычетов с целью возмещения части произведенных расходов путем возврата налога на доходы из бюджета.
Так, в 2008 году заявили социальные налоговые вычеты 11,5 тыс. физических лиц, что больше прошлого года на 2,3 тыс. человек или на 101%. Имущественные вычеты заявили почти 12,0 тыс. человек, что на 2,0 тыс. человек или на 119% больше прошлого года.
Возврат налога по таким декларациям был подтвержден налоговыми органами на сумму 211,0 млн.руб. По сравнению с прошлым годом сумма налога к возврату увеличилась на 59,0 млн.руб. или на 139%.
По представленным декларациям налог к доплате был исчислен налогоплательщиками и по результатам камеральных проверок деклараций в общей сумме 215,0 млн.руб., что по сравнению с прошлым годом больше на 175,0 млн.руб. или почти в 5 раз. Рост налога к доплате также обусловлен ростом доходов налогоплательщиков, а также результатами проводимых контрольных мероприятий налоговыми органами.
В 2008 году нарушения налогового законодательства физическими лицами установлено в 2,5 тыс. деклараций (11% проверенных камерально), что на уровне прошлого года. Установленные нарушения привели к доначислению налога на доходы в сумме 8,1 млн.руб., что по сравнению с прошлым годом больше на 4,2 млн.руб. или в 2 раза.
Основные причины нарушений налогового законодательства физическими лицами, выявленные камеральными проверками, это:
- занижение доходов;
- завышение произведенных расходов;
- необоснованное заявление налоговых вычетов;
- отсутствие документов, подтверждающих заявленные вычеты и другие нарушения.
Целью декларационной кампании является максимальное привлечение физических лиц к своевременному, т.е. не позднее 30 апреля, декларирования своих доходов. Для этого проводится не только широкое освещение кампании в СМИ и рекламной кампании, но и проводится работа по направлению уведомлений физическим лицам- потенциальным декларантам о необходимости представления декларации в срок. Так как налоговые органы имеют большой объем информации из внешних источников (регистрирующие органы, ГИБДД, миграционная служба, налоговые агенты, местные администрации и другие органы и организации), это позволяет своевременно выявлять декларантов и своевременно напоминать им об этом.
Налоговыми органами уделяется большое внимание проблеме ухода в тень плательщиков, уклонению от представления декларации, а соответственно сокрытию доходов. В ходе контрольных мероприятий используется информации из внешних источников, в том числе принимаются обращения граждан и звонки по « горячей линии », «телефонам доверия». Вся информация проверяется и используется в контрольной работе. Эта работа проводится с привлечением правоохранительных органов. За 2008 год при их содействии привлечено к декларированию 68 физических лиц, что больше прошлого года на 119 %.
Работа по привлечению к декларированию продолжается и после установленного срока, т.е. после 30 апреля.
Так, в 2008 году по Брянской области выявлено 23,2 тыс. физических лиц, обязанных представить налоговую декларацию за 2007 год. По сравнению с прошлым годом это количество увеличилось в 1,6 раза.
Самостоятельно в 2008 году продекларировали свои доходы в установленный законодательством срок 17,5 тыс. налогоплательщиков (81%).
В результате контрольной работы налоговых органов, дополнительно привлечено к декларированию после 30 апреля 2008 года 4,4 тыс. человек (19% обязанных).
Налог к доплате по декларациям дополнительно привлеченных граждан исчислен в сумме 12,3 млн.руб. На 1 декларацию приходится к доплате 2,8 тыс.руб., что по сравнению с прошлым годом больше в 1,8 раза.
Проведение декларационной кампании остается одним из приоритетных направлений работы налоговых органов и на 2009 год.
В соответствии со статьями 228, 229 НК РФ в срок не позднее 30 апреля 2009 года обязаны представить декларацию о своих доходах в налоговые органы по месту своего жительства следующие категории граждан:
1) физические лица – по доходам по договорам найма или договорам аренды любого имущества, а также по доходам, источник выплаты которых не является налоговым агентом;
2) физические лица – по доходам от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности;
3) физические лица – по доходам от источников, находящихся за пределами Российской Федерации;
4) физические лица – по доходам, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами;
5) физические лица – по доходам в виде выигрышей, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр;
6) физические лица – по доходам в виде вознаграждения, выплачиваемого им как наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
7) физические лица, получающие доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса.
Не зависимо от суммы дохода, обязаны представить декларацию о доходах:
- индивидуальные предприниматели;
- частные нотариусы;
- адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
- главы КФХ, не применяющие ЕСХН;
- другие лица, занимающиеся в установленном законодательством порядке частной практикой.
В соответствии со статьей 119 НК РФ, непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством срок декларации, влечет привлечение к налоговой ответственности в виде штрафа, зависящего от суммы налога к уплате по декларации, но не менее 100 руб.
Форма налоговой декларации о доходах 2008 года и порядок её заполнения утверждены Минюстом и доведены до всех налоговых органов, размещена на сайте Управления. В электронном виде декларация так же размещена на сайте или программу можно получить при обращении в инспекцию.
При заполнении декларации, необходимо учесть изменения налогового законодательства, которые вступают в силу с 2008 года:
1. Размер имущественного налогового вычета, предоставляемого физическим лицам при новом строительстве либо приобретении жилья, увеличен с 1 млн. руб. до 2 млн. руб. (абз. 13 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ), то есть при подаче в 2009 г. заявления на вычет за 2008 г. физлица могут указать уже новый, повышенный размер вычета.
2. Согласно п. п. 35 и 36 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ суммы, получаемые физическими лицами из бюджетных средств на возмещение затрат (или их части) на уплату процентов по займам (кредитам), а также предоставленные из бюджетов средства на приобретение или строительство жилья. Положения п. 35 ст. 217 Кодекса распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г., а п. 36 - с 1 января 2008 г.
Статья 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ распространяет действие данных норм на период с 1 января 2005 г. (то есть физические лица, получившие такие доходы ранее и уплатившие с них налог, вправе подать уточненные декларации за предыдущие периоды). Но в то же время эти правила не применяются в отношении налогоплательщиков, которые со средств на приобретение или строительство жилого помещения, предоставленных из бюджета, до 1 января 2008 г. уплатили налог и получили имущественный налоговый вычет, установленный пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ.
В 2009 году налоговые органы области продолжат работу по выбранным приоритетным направлениям, это такие как:
- выявление и привлечение к декларированию граждан, сдающих свое имущество в аренду или найм;
- продавших имущество на праве собственности и не уплативших налог с полученных доходов
Для контроля будет использоваться информация от регистрирующих органов, поступающая на постоянной основе, информация из рекламных объявлений в СМИ, а так же полученная от местных администраций и при содействии правоохранительных органов.
Обращаемся к тем, кто не хочет стать недобросовестным налогоплательщиком, своевременно обратитесь в налоговые органы для получения разъяснения, консультации и представьте декларацию о своих доходах в установленный срок, то есть до 30 апреля 2009 года. Во всех налоговых органах работают консультационные пункты, где можно получить всю необходимую информацию.
III. Об основных изменениях налогового законодательства в 2009 году - начальник отдела Управления Юрий Дмитриевич Крохмаль
С 1 января 2009 года вступил в силу пакет изменений в действующее налоговое законодательство (более 100 поправок), внесенных федеральными законами РФ.
Ключевым в этом плане является Федеральный закон РФ от 26.11.2008 № 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый Федеральным собранием в соответствии с внесенными премьер-министром России Владимиром Путиным предложениями на X съезде «Единой России».
Большинство изменений налогового законодательства, вступивших в силу с Нового года, носит позитивный для налогоплательщиков характер. Ряд нововведений ощутимо облегчит налоговое бремя. Во многом послабления, которые предусмотрели законодатели, явились следствием необходимости поддержать российские организации в период мирового экономического кризиса.
К основным изменениям следует отнести следующие.
1. Налог на прибыль ( гл. 25 НК РФ)
Безусловно, самым главным стало снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20%. Однако, наряду с этой кардинальной мерой, законодатель принял и целый ряд изменений, позволяющих сократить размер налогооблагаемой прибыли.
В частности, одним из самых важных для предприятий нововведений является изменение с нового года порядка амортизации амортизируемого имущества, включая и нематериальные активы (НМА).
С 2009 года законодатель предусмотрел отмену нормирования суточных, применяемых для целей налогообложения в размере 100 руб. в сутки для командировок по России, а также нормы по заграничным командировкам, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 № 93. В расходы налогоплательщика будут включаться суточные в размере фактически выплаченных сумм, установленных трудовым, коллективным договором или локальным нормативным актом.
Снимается целый ряд ограничений на включение в расходы затрат организаций на оплату обучения работников. Так, с нового года учитываются для целей налогообложения прибыли расходы на обучение работников в высших и средних образовательных учреждениях с получением ими соответствующего образования. При этом исключено условие о том, что обучение должно способствовать повышению квалификации обучаемого специалиста, то есть работник может обучаться и получать образование и не по своей специальности (занимаемой должности, выполняемым обязанностям). Наряду с уменьшением налогооблагаемой прибыли, указанные расходы не будут облагаться НДФЛ и ЕСН.
Кроме того, организациями может учитываться в расходах не только оплата за обучение своих работников, но и оплата за обучение иных лиц, принявших на себя договорное обязательство не позднее трех месяцев после окончания обучения отработать в оплатившей расходы организации не менее одного года по трудовому договору. Однако при нарушении указанных условий сумма расходов на обучение подлежит восстановлению (включению в доходы).
С нового года разрешено уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль на сумму расходов на возмещение затрат работников по уплате процентов по займам (кредитам), полученным ими на приобретение и (или) строительство жилого помещения. Одновременно суммы такого возмещения не облагаются НДФЛ и ЕСН. Однако указанный порядок налогообложения применяется только в части выплат, не превышающих 3% расходов на оплату труда. Данная норма будет действовать до 1 января 2012 года.
С 27 ноября 2008 года организациям предоставлено право изменить порядок исчисления авансовых платежей, подлежащих уплате за очередной квартал. При этом налогоплательщик может применить с 2009 года систему расчетов с бюджетом по налогу на прибыль организаций, предусматривающую уплату ежемесячных авансовых платежей, исходя из фактически полученной прибыли в порядке, предусмотренном статьей 286 Налогового кодекса Российской Федерации.
2. Налог на добавленную стоимость (гл. 21 НК РФ):
В отношении данного налога наиболее существенным для налогоплательщиков следует признать возможность с 2009 года принимать к налоговому вычету суммы НДС с уплачиваемых авансов. При этом получатель авансов обязан предъявлять покупателю сумму НДС с выставлением соответствующего счета-фактуры не позднее пяти календарных дней со дня получения сумм аванса или предоплаты.
Начиная с нового года, возмещать НДС из бюджета стало проще. Законодатель обязал налоговые органы при наличии спорных сумм по итогам проверки выносить не одно, а два решения. Одно - в отношении заявленной к возмещению суммы НДС, по которой у налоговых органов и налогоплательщика спора нет, второе - на спорную сумму НДС – решение об отказе в возмещении суммы налога частично. Таким образом, становится невозможным искусственное затягивание возмещения налога организациям, как это происходило в случаях, когда налоговый орган выносил по итогам проверки декларации единое решение, и при наличии претензий только к небольшой части НДС "зависала" вся сумма налога, заявленная к возмещению.
3. Упрощенная система Налогообложения (глава 26.2 НК РФ)
Федеральным законом № 224-ФЗ внесено положение о том, что в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков.
Законом Брянской области от 11 февраля 2009 года № 8-З в 2009 году установлена ставка по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, для отдельных категорий налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в размере 5 процентов в отношении налогоплательщиков, осуществляющих виды деятельности, относящиеся к классам 01 -05 , 14 – 45 видов экономической деятельности, принятого приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст.
Указанный закон распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
С 2009 года налоговая декларация при применении УСН будет представляться в налоговый орган один раз по итогам налогового периода (т.е. года).
Если в 2008 году налогоплательщик был обязан представлять налоговую декларацию по окончании каждого отчетного периода (квартал, полугодие, 9 месяцев, год), то с 1 января 2009 года налоговая декларация будет представляться один раз в год по окончании налогового периода (год). Однако при этом обязанность по уплате авансовых платежей по окончании каждого отчетного периода (квартал, полугодие, 9 месяцев), предусмотренная п.п. 3, 4 ст. 346.21 Налогового кодекса РФ, сохраняется.
4. Система налогообложения единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности – (гл. 26.3 НК РФ)
Расширено количество видов деятельности подпадающих под ЕНВД:
Если ранее под уплату ЕНВД подпадали услуги по хранению автотранспортных средств на платных стоянках, то в новой редакции под уплату ЕНВД также подпадает деятельность по предоставлению во временное пользование мест для стоянки. При этом уточнено, что для расчета ЕНВД берется общая площадь стоянки (согласно правоустанавливающих документов по отводу территории для организации платной стоянки, с учетом подъездных путей и размещенной на данной территории ифроструктуры стоянки, помещений для размещения персонала и пр.).
Если ранее под уплату ЕНВД подпадала деятельность по распространению (размещению) рекламы на определенных видах транспортных средств, то с 2009 года под уплату ЕНВД подпадает размещение рекламы на любых видах транспортных средств.
Если ранее под уплату ЕНВД подпадала деятельность по сдаче в аренду земли для размещения торговых мест, т.е. нестационарной торговой сети, то с 2009 года под уплату ЕНВД будет подпадать деятельность по сдаче в аренду земли под объекты стационарной и нестационарной торговой сети (т.е. под любой объект розничной торговли). Аналогичная ситуация по общепиту (все объекты общественного питания).
Внесены определенные ограничения по применению организациями и предпринимателями системы ЕНВД.
Основные из них:
- если среднесписочная численность работников за предыдущий год превышает 100 человек, такой налогоплательщик под уплату ЕНВД не подпадает.
- налогоплательщики, у которых более 25% от уставного капитала принадлежит другим организациям, также не подпадают под уплату ЕНВД.
5. Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ):
Размер имущественного налогового вычета, предоставляемого физическим лицам при новом строительстве либо приобретении жилья, увеличен с 1 млн. рублей до 2 млн. рублей (абз. 13 пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ). Действие этой нормы распространено на отношения, возникшие с 1 января 2008 года (п. 6. ст. 9 Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ), то есть при подаче в 2009 году заявления на вычет за 2008 год физические лица могут указать уже новый, повышенный размер вычета.
Если данный вычет в 2008 году предоставлялся физическому лицу работодателем в порядке п. 3 ст. 220 НК РФ, то его остаток (разницу между 2 млн. рублей и суммой вычета, предоставленной работодателем) можно получить либо в общем порядке, подав заявление в инспекцию (абз. 4 п. 3 ст. 220 НК РФ), либо в следующем году у работодателя на основании уведомления, выданного налоговым органом (Письмо Минфина России)
С 1 января 2009 года изменяется размер и порядок применения стандартных вычетов по НДФЛ. В частности увеличивается с 20 000 рублей до 40 000 рублей предельный размер дохода, при котором работники имеют право на получение стандартного налогового вычета в размере 400 рублей в месяц.
Также с 600 до 1000 рублей увеличен размер налогового вычета для работников, на содержании которых находятся дети. При этом предельный размер дохода, при котором сохраняется право на получение данного вычета, увеличен с 40 000 рублей до 280 000 рублей. Кроме того, указанный вычет предоставляется с 2009 года в двойном размере, если родитель является единственным. Предоставление двойного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.
Управление ФНС России по Брянской области
Начать дискуссию