Вниманию налогоплательщиков Тверской области! C 2009 года досудебное урегулирование налоговых споров стало обязательным.
С 1 января 2009 года вступили в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 27.07.2006 г. №137-ФЗ в Налоговый кодекс Российской Федерации, согласно которым решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные в соответствии со статьей 101 НК РФ по результатам выездных и камеральных налоговых проверок, могут быть обжалованы в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
При этом обращаем внимание, что указанные изменения не затронули порядок обжалования решений налоговых органов, вынесенных в соответствии со статьей 101.4 НК РФ, иных решений (актов) налоговых органов, а также действий или бездействий их должностных лиц.
Вместе с тем, следует отметить, что реальную возможность выстроить конструктивные, основанные на строгом соблюдении норм налогового законодательства, взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами дает именно последовательное использование налогоплательщиками всех механизмов досудебного урегулирования налоговых споров.
Так, досудебное урегулирование налоговых споров, кроме подачи жалоб в вышестоящий налоговый орган, предусматривает и такую процедуру, как рассмотрение возражений налогоплательщиков на акты налоговых проверок.
В соответствии с пунктом 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В соответствии с пункта 2 статьи 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
В соответствии с пунктом 4 статьи 101 НК РФ отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
Процедура рассмотрение возражений налогоплательщиков на акты налоговых проверок является достаточно эффективным способом урегулировать возможные налоговые претензии еще на стадии рассмотрения акта проверки, т. е. до момента вынесения соответствующего решения, на основании которого налоговый орган начинает процедуру взыскания доначисленных сумм (выставление требования, инкассового поручения, приостановления операций по счетам в банке).
В настоящее время работа налоговых органов Тверской области характеризуется снижением общего количества налоговых споров (жалоб), инициированных налогоплательщиками, и рассмотренных в досудебном и судебном порядке, а также смещением налоговых споров в досудебную процедуру.
Так, общее количество налоговых споров, инициированных налогоплательщиками и рассмотренных в досудебном и судебном порядке, за 9 месяцев 2008 года составило 649, из них 323 (или 49,7 %) рассмотрено в досудебном порядке, тогда как за аналогичный период прошлого года общее количество таких споров составляло 792, а в досудебном порядке было рассмотрено 346 (или 43,6 %).
Данные показатели обусловлены, в том числе и более активным использованием налогоплательщиками такой досудебной процедуры урегулирования налоговых споров, как подача возражений на акты налогового контроля, количество которых за 9 месяцев 2008 года увеличилось на 33,7 %.
УФНС России по Тверской области рекомендует налогоплательщикам, в случае несогласия с выводами проверяющих, изложенными в актах налоговых проверок, в полной мере использовать свое право на подачу возражений (представление дополнительных документов) и непосредственное участие в процессе рассмотрения материалов проверок.
Начать дискуссию