Водный налог

О водном налоге

Разъяснения специалистов УФНС России по Республике Тыва.

Вступивший в силу с 1 января 2007 г. новый Водный кодекс сузил круг плательщиков водного налога. С указанной даты к ним относятся организации и предприниматели, осуществляющие пользование поверхностными водными объектами на основании лицензий, выданных до введения этого документа. Названные пользователи являются плательщиками водного налога до окончания срока действия таких лицензий.

Кроме того, плательщиками водного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые пользуются подземными водными объектами на основании лицензий по Закону РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

Пользователи, осуществляющие забор воды на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, полученных после 1 января 2007 г., плательщиками водного налога не являются.

Объекты, облагаемые водным налогом, перечислены в п. 1 ст. 333.9 НК РФ. Налогом облагаются следующие виды водопользования:
забор воды из водных объектов;
использование акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях;
использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Водные объекты, которые не облагаются водным налогом, указаны в п. 2 ст. 333.9 НК РФ. Так, в частности, к объектам налогообложения не относится:
забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
забор воды для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
забор воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;
забор воды для орошения земель сельскохозяйственного назначения, полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков и т.д.

Водный налог рассчитывается путем умножения налоговой базы на ставку налога.

Налоговая база по водному налогу формируется по правилам, изложенным в ст. 333.10 НК РФ. Она определяется отдельно по каждому водному объекту и по каждому виду водопользования. Это значит, что, например, при заборе воды из нескольких рек налоговая база рассчитывается раздельно по каждой реке. При этом не играет роли тот факт, что налоговые ставки по бассейнам этих рек могут быть одинаковыми. Если в отношении водного объекта установлены различные ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Налоговой базой при заборе воды является объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды рассчитывается на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале учета использования воды. В случае отсутствия указанных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств либо исходя из норм водопотребления.

При использовании водных объектов для целей гидроэнергетики (без забора воды) налоговой базой является количество электроэнергии, произведенной за налоговый период.

При использовании акватории водных объектов (за исключением сплава древесины в плотах и кошелях) налоговой базой является площадь предоставленного водного пространства.

Налоговая база по водным объектам, которые используются для сплава древесины в плотах и кошелях, определяется расчетным путем. Для этого нужно объем древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период (тыс. куб. м.), умножить на расстояние сплава (км) и разделить на 100.

Ставки водного налога указаны в ст. 333.12 НК РФ. Они установлены в рублях за единицу налоговой базы. Ставки зависят от вида водопользования и различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям. При этом ни Правительством РФ, ни законодательными органами субъектов РФ ставки, определенные Налоговым кодексом, не могут быть изменены (увеличены или уменьшены).

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов ставки повышаются в пять раз. Увеличенные ставки применяются только к той части забранной воды, которая превышает лимит.

Для всех налогоплательщиков Российской Федерации установлена одинаковая ставка налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения. Она составляет 70 руб. за 1000 куб. м. воды.

Общая сумма налога определяется как результат сложения сумм налога, исчисленных по всем видам водопользования.

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения (по месту осуществления водопользования) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, то есть не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января.

Отдел налогообложения УФНС России по Республике Тыва

ФСБУ 4/2023: с какими сложностями столкнется бизнес и как их избежать с помощью SUMRA?

С 2025 года в России будет действовать новый стандарт бухгалтерской отчетности — ФСБУ 4/2023. Он призван приблизить российские стандарты к международным, что, в свою очередь, потребует изменения многих внутренних процессов. Рассказываем, что изменится в отчетности для бизнеса, почему важно подготовиться к переходу уже сейчас и как это сделать.

ФСБУ 4/2023: с какими сложностями столкнется бизнес и как их избежать с помощью SUMRA?

Начать дискуссию