Налог на имущество

О налогах на имущество физических лиц

О налогах на имущество физических лиц. Информация ОНФЛ.

Налоги на имущество принадлежат к числу древних, традиционных платежей, которые хорошо известны большинству современных государств. В значительной степени за счет них финансируются социальные проблемы на местах и они составляют значительную долю доходов местных бюджетов.

В последнее десятилетие в результате проводимой приватизации жилья, увеличивается количество граждан, приобретающих жилые помещения в частную собственность. Но, становясь собственниками жилья, граждане приобретают не только права, но и обязанности. Одной из главных в данном контексте является конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы.

В настоящее время основной проблемой при администрировании налога на имущество физических лиц встает проблема не уплаты физическими лицами имущественных налогов.

В нашей республике 248 тысяч граждан являются собственниками 270 тысяч квартир, домов, дач, гаражей и других строений. Соответственно, они являются плательщиками налога на имущество физических лиц.  На сегодняшний день, 20% из числа собственников налогоплательщиков - физических лиц  не исполнили обязанности по уплате налога на имущество физических лиц и общая сумма задолженности по ним достигла 8,0  млн.рублей.

Анализ причин образования задолженности по налогу на имущество физических лиц показывает, что наиболее распространенными  из них являются следующие:

·   Налогоплательщик проживает не по адресу нахождения объекта собственности, вследствие чего не представляется возможным вручить налогоплательщику налоговое уведомление об уплате;

·   Имущество принадлежит на праве собственности несовершеннолетнему ребенку;

В первом случае, когда собственник имущества известен,  но временно не проживает по месту нахождения объекта собственности, налоговый орган обязан исчислить налог и направить налоговое уведомление по адресу нахождения объекта собственности. В связи с тем, что заказные письма с налоговыми уведомлениями, как правило, возвращаются с отметкой «Адресат не проживает», налоговыми органами проводятся дополнительные мероприятия, такие, как направление запросов в адресное бюро для уточнения места проживания плательщика, обращение для розыска в милицию, в органы муниципальных образований и.т.д. Соответственно, указанные плательщики не уплачивают в срок налоги и как следствие, на несвоевременно уплаченный налог начисляется пени, что увеличивает имеющуюся задолженность.

По второму случаю, когда имущество принадлежит на праве собственности несовершеннолетнему ребенку, необходимо отметить, что законодательством не установлены льготы для физических лиц по возрастному признаку, в том числе для несовершеннолетних.

Пунктом 2 ст. 27 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей. Так, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя, за исключением тех сделок, которые они вправе совершать самостоятельно.

За несовершеннолетних детей, не достигших четырнадцати лет, сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны, за исключением сделок, которые они вправе совершать самостоятельно.

Таким образом, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов.

Учитывая, что плательщиком налога на имущество физических лиц является несовершеннолетний гражданин, налоговое уведомление будет выписано на его имя. Так как многие родители (усыновители, опекуны, попечители) «забывают» заплатить налоги, возникают сложности по определению фамилии, имени, отчества самих законных представителей для формирования   материалов в судебные органы.

Нередко у налогоплательщиков возникают вопросы, связанные с исчислением налога и получением налогового уведомления на не существующие объекты собственности, либо наоборот, налоговые уведомления вообще не приходят на  фактически существующий  объект  имущества.

По данному вопросу следует отметить, что согласно ст. 23 Налогового Кодекса Российской Федерации и ст. 57 Конституции Российской Федерации, налогоплательщики  обязаны платить законно установленные налоги.

 Для  исчисления  имущественных налогов (налога на имущество, земельного и транспортного налогов физических лиц), налоговые органы используют поступающую в налоговые органы  информацию уполномоченных регистрирующих органов, таких, как ГИБДД МВД Республики Бурятия, Управления Федеральной Регистрационной службы по Республике Бурятия, Управления  Роснедвижимости по Республике Бурятии, филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» по Республике Бурятия, АУ РБ «Гостехинвентаризация – Республиканское бюро технической инвентаризации», и.т.д.

Поэтому от актуальности регистров учета перечисленных органов, напрямую зависит  эффективность работы налоговых органов по исчислению налога на имущество физических лиц и обеспечению поступления налоговых платежей граждан. Таким образом, налоговые органы являются пользователями тех сведений, которые поступают от указанных  организаций.

Законом РФ от 09.12.1991г. №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» установлено, что налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно, не позднее 1 августа. Уплата налога производится владельцами имущества равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Налоговое уведомление вручается физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты  направления заказного письма.

Доставка заказных писем с налоговыми уведомлениями осуществляется почтовыми отделениями республики. Реальное положение на сегодня таково, что 30% заказных писем с налоговыми уведомлениями не доставляются налогоплательщикам - физическим лицам по различным  причинам - адресат не проживает по указанному адресу, истек срок  хранения заказных писем с уведомлениями, т.е. когда адресат в течение срока хранения заказных писем (1 месяц) не обратился в почтовое отделение за корреспонденцией.

В связи со сложившейся ситуацией, налоговые органы республики вынуждены  изыскивать другие альтернативные методы вручения налогоплательщикам - физическим лицам налоговых уведомлений на уплату налогов, так, в частности, обращаться к услугам ООО «СПСР-экспресс», органов муниципальных образований, осуществляют доставку  собственными  силами.

Кроме того, Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия самостоятельно разработана программа, позволяющая налогоплательщикам - физическим лицам осуществлять просмотр своей задолженности по имущественным налогам, через Интернет-портал УФНС России по Республике Бурятия «Узнай свою задолженность». Для просмотра своей задолженности, налогоплательщикам необходимо ввести свою фамилию, имя,  отчество, ИНН.

 Данная программа также позволяет, при наличии задолженности, сформировать платежные квитанции формы ПД - налог, со всеми реквизитами на уплату имущественных налогов, которые принимаются в учреждениях Сбербанка, где  одна часть остается в кредитном учреждении, а другая с отметкой Сбербанка возвращается плательщику.

Таким образом, налогоплательщикам - собственникам имущества, не дожидаясь «грозных» писем  со стороны службы судебных приставов, необходимо заблаговременно заплатить налоги. 

Несмотря на то, что в настоящее время 40% населения республики от малого до великого являются собственниками жилых и нежилых помещений, поступление в целом по республике не велико и составило по итогам 2008 года  -  14 млн.руб.

Основные причины такой ситуации заключаются в следующем:

1)               по отчетным данным на сегодня почти 60% граждан  имеют льготы (пенсионеры);

2)               средняя оценка  одного строения не превышает 100 -200 тысяч рублей.

В этих условиях потери бюджета составляют 5 млн.рублей. Тем не менее, суммы этого налога мизерны, даже не будь этих причин. В основном, проблема заключается в государственной регистрации строений, пригодных для проживания и в оценке строений, которые на сегодня окончательно не решены.

Независимо от способа приобретения имущества, право собственности на него возникает с момента государственной регистрации в учреждении юстиции, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Поэтому до момента регистрации недвижимого имущества право собственности на объект отсутствует. Владелец недвижимости не является собственником, а, следовательно, и налогоплательщиком.

На практике нередки случаи, когда граждане, построившие индивидуальный жилой дом и проживающие в них, не торопятся зарегистрировать свое право собственности на него, чтобы не платить налог на имущество. Такая ситуация может существовать сколько угодно, до тех пор, пока владельцу не понадобится совершить какую-либо сделку с этим объектом.

Налоговыми органами Республики Бурятия проводится работа по выявлению тех зданий, строений и сооружений, владельцы которых под различными предлогами не проходят процесс ввода в эксплуатацию построенного жилья и соответственно, не могут быть привлечены к налогообложению. В результате проведенной работы, в целом по республике в 2008 году выявлено 430 строений, не введенных в эксплуатацию. Такая проблема особенно актуальна для пригорода г. Улан-Удэ  и побережья озера Байкал.

В целях увеличения налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц, всем гражданам необходимо зарегистрировать свое право собственности  на построенные жилые дома. Налог на имущество физических лиц  в полном объеме поступает в местные бюджеты и соответственно, повлияет на рост социально-экономического развития сельских (городских) поселений,  городских округов.

Информация ОНФЛ УФНС по Республике Бурятия

Начать дискуссию