Онлайн-кассы

О применении бланков строгой отчетности и работе с денежной наличностью

О применении бланков строгой отчетности и работе с денежной наличностью. Информация ИФНС России по г. Архангельску.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 359 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (Положение). Положением установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.
Документы, приравненные к кассовым чекам, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению, оформляются на бланках строгой отчетности.
Реквизиты, которые должен содержать соответствующий документ, приведены в п. 3 Положения.

Документ должен содержать следующие реквизиты:
1) наименование документа, шестизначный номер и серия;
2) наименование и организационно-правовая форма - для организации;
фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;
3) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
4) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
5) вид услуги;
6) стоимость услуги в денежном выражении;
7) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
8) дата осуществления расчета и составления документа;
9) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
10) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).
Таким образом, если иное не предусмотрено п. п. 5 и 6 Положения, организация и индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги населению, для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, вправе использовать самостоятельно разработанный документ, в котором должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Положения. Утверждения формы такого документа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, в том числе Минфином России, не требуется.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что бланк документа может изготавливаться типографским способом или формироваться с использованием автоматизированных систем.
Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.
Вместе с тем вопросы формирования бланков документов посредством автоматизированных систем требуют рассмотрения применительно к конкретной системе, используемой для формирования бланков строгой отчетности.  По своим параметрам функционирования автоматизированные системы должны отвечать требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике.
Учет бланков, изготовленных типографским способом, ведется по наименованиям, сериям и номерам в книге учета бланков документов. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером организации (индивидуальным предпринимателем), а также скреплены печатью либо штампом (п. 13 Положения).
 Вы можете воспользоваться книгой учета бланков строгой отчетности, утвержденной Приказом Минфина России от 23.09.2005 № 123н "Об утверждении форм регистров бюджетного учета".
Все бланки  должны хранится в специально оборудованных помещениях в условиях, исключающих их порчу и хищение. По окончании каждого рабочего дня место хранения опечатывается или опломбировывается (п. 16 Положения). Упакованные в опечатанные мешки копии документов, подтверждающих суммы принятых наличных денежных средств, должны храниться не менее 5 лет. По окончании срока хранения, но не ранее истечения месяца со дня проведения инвентаризации копии документов можно уничтожить на основании соответствующего акта, составленного комиссией, образованной руководителем (п. 19 Положения).
Бланки строгой отчетности также являются первичными документами для отражения доходов в книге учета доходов и расходов. Если в течение дня выписывают большое количество бланков строгой отчетности, то каждый из них в книге не регистрируют, а оформляют одну запись в конце рабочего дня на общую сумму выручки. Основанием для записи в данном случае будет приходный кассовый ордер, в котором должны быть указаны номера использованных бланков строгой отчетности. Нарушением учета бланков строгой отчетности является оформление одной записи в книге учета доходов и расходов на основании нескольких бланков строгой отчетности, выданных в течение нескольких дней, недели и т.д.
  
Расчеты между индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами осуществляются с  только с применением ККТ  или  через банк.

В Российской Федерации расчеты наличными деньгами, связанные с ведением предпринимательской деятельности, которые производят между собой организации, а также юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, ограничены. Платежи в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 000 руб. (п. 1 Указания Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У). В Письмах Банка России от 2 июля 2002 г. № 85-Т и МНС России от 1 июля 2002 г. № 24-2-02/252 разъяснено, что платежи наличными деньгами могут быть осуществлены в рамках одного договора как по одному, так и по нескольким денежным документам, но в пределах этой суммы. Например, если сумма договора 200 000 руб., то платежи наличными в течение двух дней по 100 000 руб. есть нарушение требования о соблюдении предела расчетов.

Необходимо отметить, что Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 № 163, определяет принадлежность к услугам, которые предоставляются населению, и они должны быть отражены на бланке.
Типографиями печатаются квитанции для широкого круга  пользователей, поэтому  значительное количество граф предстоит заполнять вручную, в связи с чем у организаций и предпринимателей могут возникать проблемы.

За нарушения порядка расчетов наличными деньгами установлена административная ответственность. Так,
1. превышение лимита расчетов наличными,
2. превышение лимита остатка в кассе организации,
3. несоблюдение порядка хранения наличных в кассе организации,
4. неоприходование (неполное оприходование) наличных денежных средств в кассу организации
влекут за собой наложение административного штрафа в размере от 4000 до 5000 руб. на должностных лиц и от 40 000 до 50 000 руб. на организацию (ст. 15.1 КоАП РФ).

За неприменение ККТ, бланков в установленных законом случаях, использование кассовой техники, не зарегистрированной в налоговой инспекции или не включенной в Государственный реестр, а также использование ККТ с поврежденной фискальной памятью или без пломбы установлен штраф от 3000 до 4000 руб. на должностных лиц и от 30 000 до 40 000 руб. на организацию (ст. 14.5 КоАП РФ). Что следует понимать под неприменением ККТ, определено Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 31 июля 2003 г. № 16. Под неприменением ККТ понимается:
1. фактическое не использование кассового аппарата, в том числе по причине его отсутствия, не использование бланка, в том числе по причине применения не установленной формы;
2. использование контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговых органах;
3. использование контрольно-кассовой машины, не включенной в Государственный реестр;
4. использование контрольно-кассовой машины без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в не фискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
5. использование контрольно-кассовой машины, у которой отсутствует пломба или имеются повреждения, свидетельствующие о возможности доступа к фискальной памяти;
6. пробитие контрольно-кассовой машиной чека, выдача бланка с указанием суммы менее уплаченной покупателем (клиентом).

ИФНС России  по г. Архангельску

Начать дискуссию