Новости ФНС

О досудебной процедуре урегулирования налоговых споров

Межрайонная Инспекция ФНС России №5 по РС (Я) предлагает вниманию читателей ответы на наиболее часто возникающие вопросы, касающиеся досудебной процедуры урегулирования налоговых споров.

Межрайонная Инспекция ФНС России №5 по РС (Я) предлагает вниманию читателей ответы на наиболее часто возникающие вопросы, касающиеся досудебной процедуры урегулирования налоговых споров.

На вопросы отвечает Анисимова Луиза Валерьевна, начальник отдела налогового аудита Межрайонной ИФНС России №5 по РС (Я).

С 1 января 2009 г. вступил в силу обязательный порядок досудебного урегулирования налоговых споров. Что он предусматривает?
Вышеназванное нововведение означает, что решения налогового органа о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения могут быть обжалованы в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.
Это будет касаться решений налогового органа по результатам выездных и камеральных проверок, вынесенных в порядке ст.101 НК РФ, по которым предусмотрен апелляционный порядок обжалования.
По таким решениям в суд можно обратиться только после подачи жалобы в Управление ФНС России по РС (Я).

Что представляет собой апелляционный порядок обжалования?
Порядок апелляционного обжалования установлен статьей 101.2 Налогового кодекса РФ. В соответствии с ним вы можете подать жалобу на решение о привлечении или об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, до момента вступления в силу обжалуемого решения. Обращаться с жалобой следует в инспекцию, которая вынесла обжалуемое решение.
Поясню на примере:
Допустим, в отношении ООО «А» проведена выездная налоговая проверка. В результате рассмотрения материалов проверки организация привлечена к налоговой ответственности. Решение вручено налогоплательщику 11 марта 2009 года, следовательно, оно вступает в законную силу  26 марта, т.е. по истечении 10 рабочих дней после дня его вручения.
В период с 12-го по 25-е марта налогоплательщик вправе обжаловать данное решение,  подав апелляционную жалобу в налоговый орган, вынесший его, т.е. в МРИ ФНС России № 5 по РС (Я). Данная жалоба со всеми необходимыми материалами будет направлена инспекцией в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по РС (Я) в течение 3-х дней.
Жалоба рассматривается в течение месяца со дня ее получения. Этот срок может быть при необходимости продлен на 15 рабочих дней. О принятом решении налогоплательщику сообщается в течение 3-х дней со дня его принятия.
Обжалуемое решение в течение всего этого времени не вступает в законную силу, следовательно, налоговым органом не направляется в адрес налогоплательщика требование об уплате начисленных проверкой налогов, штрафов и пени. Такое требование будет направлено налогоплательщику лишь после утверждения обжалованного решения, т.е.  если жалоба не будет удовлетворена. В случае частичного удовлетворения жалобы осуществляется перерасчет и требование выставляется на оставшуюся по решению сумму.
В связи с этим отмечу, что апелляционную жалобу целесообразно представлять непосредственно в инспекцию, а не направлять по почте, т.к. жалоба может не дойти до инспекции в срок, установленный для подачи апелляции, и решение вступит в законную силу. Следовательно, начнется процесс взыскания доначисленных сумм налогов, пени, штрафов.

 А если налогоплательщик не успел обжаловать решение в апелляционном порядке?
В этом случае он может подать жалобу на вступившее в законную силу решение, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, в вышестоящий налоговый орган, т.е. в УФНС России по РС (Я). Сделать это можно в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

По каким налоговым спорам можно будет обращаться в суд сразу, без досудебного урегулирования?
Это касается всех остальных споров. Так, заявления на решения, вынесенные на основании статьи 101.4 Налогового кодекса (например, на решение о привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 118 НК РФ за нарушение срока представления в инспекцию информации об открытии и закрытии счетов; на действия и бездействие должностных лиц инспекции; на решения о взыскании налогов, пеней и налоговых санкций) можно подавать напрямую в суд без предварительной подачи жалобы в Управление.
Вышеперечисленные акты ненормативного характера, действия (бездействие) можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган в течение 3-х месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Жалобы рассматриваются в течение 1 месяца, если нет решения о продлении срока рассмотрения (на 15 рабочих дней).
Решения об отказе в возмещении НДС полностью или частично, вынесенные на основании статьи 176 Налогового кодекса, также можно сразу обжаловать в арбитражный суд. Однако по решениям о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности, которые принимаются одновременно с ними на основании статьи 101 Кодекса, необходимо соблюсти процедуру досудебного урегулирования.
Очевидно, что в данной ситуации целесообразно все же подать жалобу на оба документа и разрешить спорную ситуацию, не доходя до суда.

Если был пропущен срок, могут ли его восстановить?
Да, если причина будет признана уважительной. В каждом случае это решается индивидуально.

Можно ли приостановить исполнение обжалуемого документа?
Если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие незаконны, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить их исполнение.

В заключение хотелось бы обратить внимание читателей на следующее:

1. Жалоба подписывается руководителем организации, имеющим право действовать от ее имени без доверенности, лично индивидуальным предпринимателем либо физическим лицом, не являющимся предпринимателем, являющимися заявителями жалобы.
В случае если жалоба подписывается представителем по доверенности, то в такой доверенности должны быть указаны необходимые полномочия, которыми наделяется поверенный, в том числе и на подписание жалоб.
Доверенность от имени юридического лица должна содержать дату, место выдачи, паспортные данные представителя, перечень полномочий, срок выдачи (срок действия доверенности не может превышать трех лет, если срок в доверенности не указан, то она сохраняет силу в течение года). Доверенность подписывается руководителем организации и скрепляется печатью.
Доверенность, выданная физическим лицом, должна быть заверена нотариально.

2. Жалоба должна содержать четкие обоснования заявленных требований со ссылкой на нормативные акты и подтверждающие документы, которые заявитель вправе приложить к жалобе, предварительно заверив их. Хотелось бы, чтобы доводы заявителя и обоснования заявленных требований были изложены в жалобе наиболее полно, т.к. от этого во многом зависит результат рассмотрения жалобы.
Данные рекомендации касаются и возражений налогоплательщиков, заявляемых ими в инспекцию на стадии рассмотрения актов выездных и камеральных проверок, других мероприятий налогового контроля.

3. Согласно нормам НК РФ, в случае, если лицо, в отношении которого  проводилась проверка, уклоняется от получения акта, инспекция вправе направить акт по почте заказным письмом по месту нахождения организации или месту жительства физического лица. В этом случае датой вручения акта проверки считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
Многие налогоплательщики не вносят своевременно в учредительные документы (если это организация) изменения по своему месту нахождения, а физические лица и индивидуальные предприниматели не сообщают о смене своего места жительства. Это может привести к негативным последствиям прежде всего для самого налогоплательщика, т.к. не получив вышеперечисленные документы, он лишается возможности вовремя защитить свои интересы в досудебном порядке.
В связи с этим инспекция предлагает всем юридическим и физическим лицам, у которых  не совпадает адрес фактического места нахождения с юридическим адресом, внести соответствующие изменения в учредительные документы, сообщить об изменении места жительства в налоговый орган.
Кроме того, необходимо указывать номера контактных телефонов на представляемых декларациях для оперативной связи инспектора с проверяемым лицом или его представителем по вопросам, возникающим как в ходе проверки, так и после нее.

Консультации по досудебной процедуре урегулирования налоговых споров  можно получить, обратившись непосредственно в отдел налогового аудита МРИ ФНС России №5 по РС (Я) по телефонам:  (411-2)  499-630, 499-631, 499-632.

Начать дискуссию