Предлагаем вашему вниманию интервью с Федором Алексеевичем Томтосовым, заместителем начальника Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по РС (Я).
Тема нашего разговора называется «Теневая зарплата – правонарушение и социальная незащищенность работников». Она посвящена одному из приоритетных направлений работы налоговых органов - легализации теневой заработной платы.
По действующему налоговому законодательству обязанности по исчислению и уплате единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложены на работодателей. Но некоторые из них стремятся минимизировать уплату налогов. Они используют в своей финансовой деятельности схемы ухода от налогов, занижают реальную налогооблагаемую базу, выплачивают работникам зарплату «в конвертах».
Зарплата «в конверте» стала социальным явлением, масштабной реальностью, одной из примет нашего времени.
Давайте сначала попробуем разобраться в причинах. Наибольшее распространение «конвертная» форма оплаты труда получила в сфере малого и среднего бизнеса. Первый ее признак – получение большинством работников фирмы двух зарплат. Одна - официальная зарплата (по ведомости). Но в действительности работник получает другую сумму, превышающую официальную. Она вручается ему без росписи в ведомости. Это и есть так называемая серая или черная зарплата.
Основной побудительной причиной ведения двойной бухгалтерии является стремление недобросовестных граждан уменьшить свою налоговую нагрузку. Ведь в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации платежи единого социального налога в Пенсионный фонд России, в фонды государственного социального и обязательного медицинского страхования исчисляются на основании учетных данных по заработной плате. Они уплачиваются за счет средств работодателей. Непосредственно за счет доходов работников перечисляется только налог на доходы физических лиц.
В последние годы конвертная схема вызывает пристальное внимание государственных органов. В чем ее общественная значимость? Что же мы теряем, получая заработную плату в «конверте»?
Основная задача налоговых органов – обеспечение контроля за полнотой и своевременностью поступлений налогов в бюджетную систему, в том числе в региональные бюджеты и государственные внебюджетные фонды.
А главными источниками доходов региональных бюджетов являются два налога. Это налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Они вкупе с единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование обеспечивают более 55 процентов доходов бюджетной системы.
В свою очередь, поступления налога на доходы физических лиц и единого социального налога напрямую зависят от доходов населения. Вот почему достоверность налоговой базы с фонда оплаты труда имеет огромную роль.
Доля скрытой оплаты труда стала серьезной проблемой, обрела масштабность. Все это потребовало претворения радикальных мер.
Во-первых, сокращаются поступления налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Переоценить значение этого налога невозможно: именно он является основным источником формирования бюджетов муниципальных образований. Всем понятно, что именно за счет бюджетных средств выплачивается заработная плата учителям и врачам, финансируется система ЖКХ и прочее.
Во-вторых, государственные внебюджетные фонды недополучают столь необходимые средства на реализацию прав граждан на государственное социальное обеспечение, медицинскую помощь. Финансирование этих фондов осуществляется за счет поступлений единого социального налога. Его величина напрямую зависит от сумм начисленной зарплаты.
Работник получает зарплату в конверте. На нем самом как-то отражается этот факт или нет? Возможны ли какие-то негативные результаты впоследствии?
При получении зарплаты в конверте нарушаются пенсионные права работников. Обратимся к Закону об обязательном пенсионном страховании. Согласно ему, обязательное пенсионное страхование осуществляется путем внесения страховых взносов в бюджет страховщика – Пенсионного фонда РФ. Сумма внесенных страховых взносов влияет на размер будущей пенсии каждого гражданина. Если человек не уплачивает страховые взносы или уплачивает не полностью, тем самым он ограничивает свое право на трудовую пенсию. Так как размер будущей пенсии напрямую зависит от сумм страховых взносов, которые должны поступать на открытые в Пенсионном фонде персонифицированные счета граждан.
Таким образом, если часть зарплаты работник получает «в конверте», он должен понимать, что с этой суммы работодатель не уплачивает единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Например, работник получает заработную плату в размере 10 т. руб., а работодатель отражает в ведомости только 3 тыс. руб. Значит, и пенсию этот работник будет получать из расчета, что его зарплата составляет 3 тыс. руб.
То же касается и выплаты некоторых пособий, оплаты отпусков и больничных. Если трудовые отношения между работодателем и гражданином не оформляются должным образом, работники лишаются социальных выплат – бесплатных путевок для детей в пионерские лагеря, оплаты больничных листов, выплаты пособий по беременности и родам.
Сейчас многие граждане пользуются системой налоговых вычетов. Для получателей серой зарплаты их права на получение социальных и имущественных налоговых вычетов также ограничиваются.
Кроме того, бывают такие ситуации: человеку понадобилась справка о среднемесячном заработке, например, для получения кредита в банке. А работодатель указывает в ней меньшие суммы, чем он получал на самом деле. В итоге банк выдает меньшую сумму или отказывает в выдаче кредита.
Как мы знаем, Федеральная налоговая служба инициировала создание комиссий по легализации теневой заработной платы. В городской налоговой инспекции также действует подобная комиссия. Как строится ее работа?
Наша комиссия является межведомственной. В ее состав входят представители Государственной инспекции по труду, Отделения Пенсионного фонда, Территориального фонда медицинского страхования.
Работа комиссии направлена на постепенный вывод заработной платы из «тени», формирование реальной налоговой базы и наполнение бюджетов средствами, необходимыми для реализации национальных проектов социального назначения.
Хотелось бы подчеркнуть, что задача комиссии – не повышение заработной платы. Ее главная цель – обеспечение достоверности налоговой базы. Сначала изучается и анализируется финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщиков. Определяется круг плательщиков, которые выплачивают заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности. При этом обязательно учитывается специфика работы, которая не позволяет работодателям платить высокую заработную плату. Это могут быть, например, бюджетные, сельскохозяйственные, сезонные организации.
С каждым из выделенных плательщиков комиссия ведет индивидуальную работу. Это так называемая группа риска. Т.е. в них наблюдается наибольший риск сокрытия заработной платы.
В 2008 году в зоне риска оказалось более 123 налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по отрасли. Рассмотрено на комиссиях 66 юридических лиц и 57 индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, работает комиссия при Окружной администрации «Город Якутск». На ее совещаниях рассматриваются работодатели, выплачивающие среднюю заработную плату ниже прожиточного минимума, установленного по г. Якутску.
Комиссия ведет индивидуальную работу с работодателями. Каким образом происходит отбор налогоплательщиков этой работы?
Как я уже говорил, круг недобросовестных работодателей определяется путем анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Учитывается размер заработной платы, который сложился в целом по отрасли, виду экономической деятельности. Также поступают сведения из внешних источников. В инспекции работает телефон доверия, его номер 499-599. Граждане звонят, сообщают о фактах выдачи зарплаты в конвертах.
Какие итоги наблюдаются в работе комиссии?
В результате проведенной аналитической и разъяснительной работы на начало 2009 года более 40 процентов налогоплательщиков из группы риска легализовали заработную плату до среднего уровня по виду экономической деятельности. 47 процентов налогоплательщиков повысили среднюю зарплату менее, чем до среднего уровня по виду экономической деятельности.
По результатам работы по легализации налоговой базы за 2008 год в бюджет дополнительно поступило 22 млн. 729 т руб. В том числе 6 млн. 26 т. руб. единого социального налога, 5 млн. 427 т. руб. налога на доходы физических лиц, 11 млн. 276 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
К каким отраслям экономики относятся налогоплательщики, которые входят в зону риска по уровню заработной платы?
Анализ отраслевой структуры отобранных налогоплательщиков показал, что наибольший удельный вес налогоплательщиков с риском сокрытия заработной платы приходится на долю предприятий розничной и оптовой торговли, обрабатывающих производств. Доля скрытой оплаты труда высока также в таких видах экономической деятельности, как строительство, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.
Если организация или индивидуальный предприниматель не желают находиться в группе риска и тем самым привлекать повышенное внимание контролирующих органов, они должны учитывать среднемесячную зарплату по видам экономической деятельности. Какие размеры заработной платы сложились в различных отраслях экономики г. Якутска?
Данные поступают к нам от Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РС(Я). Среднемесячная зарплата работников крупных и средних организаций в г. Якутске за январь – ноябрь 2008 года составила: в строительстве – более 25 тыс. руб., в оптовой и розничной торговле – 18 тыс.руб., в производстве пищевых продуктов, включая напитки, – более 19 тыс.руб., в операциях с недвижимым имуществом – 24 тыс.руб., в издательской и полиграфической деятельности – 20 тыс.руб., финансовой деятельности – 42 тыс.руб., в деятельности воздушного транспорта – 39 тыс.руб, в транспорте и связи – 28 тыс.руб. и т.д. С информацией о размерах зарплаты по видам экономической деятельности можно ознакомиться на официальном сайте Управления Федеральной налоговой службы по Республике Саха (Якутия): www.r14.nalog.ru.
К выплате и получению заработной платы в конверте невозможно относиться легкомысленно. За «теневыми» выплатами стоит налоговое правонарушение.
Это нарушение законодательства влечет за собой социальную незащищенность работников. Потому что за счет единого социального налога (ЕСН) и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование государство финансирует пенсии, многие виды бесплатной медицинской помощи, оплату больничных листов (пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за ребенком), пособия по беременности и родам, пособия по безработице и другие виды социального обеспечения.
Сотрудники, получающие зарплату в конвертах, уже сейчас лишены или не получают в полном объеме пособия по временной нетрудоспособности, отпускные, выходные пособия при увольнении, налоговые вычеты при приобретении квартиры, при получении платного образования, при платном образовании детей, при получении платных медицинских услуг, а также возможности получения кредитов. Работодатель, который выплачивает зарплаты в конверте, также лишает сотрудников достойной пенсии в будущем, поскольку отчисления от «серой» зарплаты в Пенсионный фонд минимальны.
Как мы видим, легализация всех заработков является существенным источником повышения нашего общего благосостояния. Она проводится в наших интересах. Поэтому эта работа требует участия не только государственных органов, но и каждого из нас.
Любую информацию, которая касается выплат заработной платы в конвертах, можно сообщать по телефону доверия городской налоговой инспекции. Его номер: 499-599.
Отдел работы с налогоплательщиками
Межрайонной ИФНС России № 5 по РС (Я)
Начать дискуссию