Налог на имущество

Исчисление налога на имущество физлиц в 2009 году

Разъяснения начальника отдела камеральных проверок МРИ ФНС России № 4 по КБР Ольги Свиридовой.

В Минфине России рассмотрено письмо о порядке исчисления налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности и (или) общей совместной собственности, и сообщается следующее.
     
В связи с вступлением в силу части первой Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс) Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Закон), устанавливающий порядок налогообложения имущества физических лиц на территории РФ, действует в части, не противоречащей части первой Кодекса (статья 7 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ»).
     
В соответствии со статьей 19 Кодекса налогоплательщиками – физическими лицами признаются физические лица, на которых в соответствии с Кодексом (актами законодательства РФ о соответствующих налогах, принятых до вступления в силу части первой Кодекса) возложена обязанность уплачивать налоги.
     
На основании статьи 45 Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
     
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
     
В случае, если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.
     
Таким образом, по общему правилу обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает у каждого собственника имущества.
     
Объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (статья 2 Закона).
     
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 и пунктом 2 статьи 5 Закона, а также учитывая, что Законом не предусмотрены в качестве объекта налогообложения доли в праве собственности на имущество, в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, определена инвентаризационная стоимость имущества. 
     
На основании изложенного, сумма налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности или общей совместной собственности нескольких физических лиц, должна исчисляться налоговыми органами исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения и налоговой ставки, соответствующей инвентаризационной стоимости объекта.
     
В случае, если на территории одного муниципального образования у налогоплательщика имеется несколько объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве общей долевой собственности или праве общей совместной собственности, сумма налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов недвижимости исчисляется налоговыми органами исходя из суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов недвижимости, находящихся в общей долевой собственности или общей совместной собственности данного налогоплательщика, и налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости соответствующих объектов недвижимости.
     
Если же на территории одного муниципального образования у налогоплательщика имеется два объекта недвижимости, один из которых принадлежит ему на праве общей долевой собственности, а другой – на праве общей совместной собственности, сумма налога на имущество физических лиц в отношении таких объектов недвижимости должна исчисляться налоговыми органами исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов, находящихся в собственности данного налогоплательщика (т.е. суммы инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, находящегося в общей долевой собственности, и инвентаризационной стоимости имущества, находящегося в общей совместной собственности), и налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости таких объектов недвижимости.
     
На основании пункта 2 статьи 5 Закона за строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налог уплачивается каждым собственником соразмерно его доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. В связи с этим исчисленная налоговым органом сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате налогоплательщиком на основании налогового уведомления, по мнению Минфина России, должна определяться пропорционально доле налогоплательщика в имуществе, находящегося в общей долевой собственности. 
     
Сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате налогоплательщиком и исчисленная налоговым органом в отношении имущества, находящегося в общей совместной собственности, должна определяться исходя из установленного главой 16 Гражданского кодекса РФ равенства долей каждого из собственников в праве собственности.
     
Учитывая неоднозначную практику исчисления налоговыми органами суммы налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой и (или) общей совместной собственности налогоплательщика, считаем целесообразным вышеизложенный порядок исчисления суммы налога на имущество физических лиц применять с 1 января 2008 года. При этом перерасчеты налоговых обязательств за прошлые налоговые периоды не производятся.
     
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается, в частности, пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ.
     
Судьи имеют право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ. Пунктом 5 статьи 15 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в РФ» предусмотрена особенность государственного пенсионного обеспечения судей, пребывающих в отставке и достигших пенсионного возраста (55 лет – мужчины, 50 лет – женщины), заключающаяся в предоставленном им праве выбора получения пенсии на общих основаниях или не облагаемого налогом ежемесячного пожизненного содержания. Указанным пунктом установлено, что пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин – 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.
     
Поскольку в силу законодательства РФ государственное социальное обеспечение судей осуществляется, в частности, посредством выплаты им пенсии на общих основаниях или не облагаемого налогом ежемесячного пожизненного содержания вместо пенсии, полагаем, что на судей, пребывающих в отставке, достигших соответствующего пенсионного возраста и получающих не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание вместо пенсии, распространяется пункт 2 статьи 4 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц».

Ольга СВИРИДОВА начальник отдела камеральных проверок МРИ ФНС России № 4 по КБР.

Начать дискуссию