НДС

О некоторых вопросах исчисления НДС

Разъяснения специалистов УФНС по Иркутской области по косвенным налогам.

Вопрос:

- При распределении входного НДС согласно затратам не всегда возможно отнести его к конкретным отгрузкам - при расходах на канцтовары, программное обеспечение, подписку, оплате услуг банков и услуг по сертификации. Возможно ли отнести входной НДС на возмещение по таким затратам в том отчетном периоде, когда он был принят на учет без привязки в процентном отношении к количеству отгрузок?

- Какой порядок подтверждения права на получение возмещения НДС при применении налоговой ставки 0% при экспортной поставке товара в Абхазию, которая еще не включена в Общероссийский классификатор стран Мира (ОКСМ)?

- При приобретении организацией «золотого» телефонного номера с оператором связи заключен договор об оказании услуг электросвязи на неопределенный срок, представлен счет-фактура и акт выполненных работ. Возможно ли, учесть указанные расходы в целях налогообложения прибыли единовременно и принять НДС в полной сумме к вычету в момент принятия расходов к учету?

- Просим дать разъяснения по вопросам необходимости применения товарно-транспортной накладной по форме 1-Т в случае доставки поставщиком продовольственных товаров собственным транспортом. Повлияет ли отсутствие данной накладной на право возмещения НДС, принятому на учет на основании товарной накладной по форме ТОРГ-12? Возможно ли, в этом случае поставщику списать ГСМ на расходы по доставке товара, при условии оформления путевого листа согласно маршруту следования автомобиля?

- Облагаются ли налогом на добавленную стоимость суммы субсидий авиапредприятию, осуществляющему перевозку льготной категории граждан и грузов социального назначения?

- На основании какого документа: счет-фактуры или грузовой таможенной декларации – принимается к вычету у комитента (принципала) налог на добавленную стоимость, уплаченный комиссионером (агентом) при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации?

Ответ:

- При распределении входного НДС согласно затратам не всегда возможно отнести его к конкретным отгрузкам - при расходах на канцтовары, программное обеспечение, подписку, оплате услуг банков и услуг по сертификации. Возможно ли отнести входной НДС на возмещение по таким затратам в том отчетном периоде, когда он был принят на учет без привязки в процентном отношении к количеству отгрузок?
- В силу подпункта 1 пункта 1 статьи НК РФ операции по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, облагаются налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов.
Подпункт 3 пункта 1 статьи 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Статьями 52, 54 части первой НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. По итогам каждого налогового периода налогоплательщики - организации на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, исчисляют налоговую базу.
Пункт 1 статьи 153 НК РФ требует от налогоплательщиков, применяющих различные налоговые ставки при реализации товаров, определять налоговую базу отдельно по каждому виду товаров, облагаемых по разным ставкам.
Пунктом 6 статьи 166 НК РФ установлено, что сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции в соответствии с порядком, установленным пунктом 1 статьи 166 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации товаров (работ, услуг), названных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, определяется по итогам каждого налогового периода как сумма налога, исчисленная в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ и уменьшенная на сумму налоговых вычетов, указанных в пункте 3 статьи 172 НК РФ.
Исходя из пункта 3 статьи 172 НК РФ, вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся в порядке, установленном данной статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 НК РФ.
При установлении того, подлежат ли суммы уплаченного поставщикам налога на добавленную стоимость включению в вычеты по операциям реализации товаров, следует руководствоваться общими положениями статей 171 и 172 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами покупателю при приобретении последним товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Таким образом, в соответствии со статьями 165, 171, 172 НК РФ для возмещения НДС по материальным ресурсам (работам, услугам) в части, относящейся к операциям по реализации продукции на экспорт, необходимо соблюдение следующих условий:
фактическое получение и принятие на учет товаров (работ, услуг), используемых при производстве и (или) реализации экспортируемой продукции;
фактическое использование товаров (работ, услуг) при производстве и (или) реализации экспортированной продукции.
Таким образом, при реализации своей продукции как на внутреннем рынке, так и на экспорт, организация должна осуществлять раздельный учет налоговых баз для исчисления налогов, а также сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым в процессе производства и реализации этих видов продукции.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменением и дополнениями) бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. При этом пунктом 3 статьи 5 указанного Закона предусмотрено, что организации, руководствуясь законодательными и нормативными актами, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
Пунктом 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н, закреплено, что учетная политика организации должна обеспечить отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой). Поэтому, при наличии операций по реализации товаров, облагаемых разными ставками налога на добавленную стоимость, предприятие должно предусмотреть и обеспечить ведение достоверного раздельного учета указанных оборотов, затрат и сумм НДС с отражением выбранного метода в организационно-распорядительном документе, т.е. в приказе об учетной политике предприятия.
Ведение раздельного учета предполагает наличие раздельного аналитического учета товаров в разрезе установленных ставок НДС. При этом предприятия исчисляют и уплачивают налог исходя из полученного дохода от реализации товаров каждого вида по соответствующим ставкам. В связи с этим предприятие должно в обязательном порядке обеспечить раздельный учет покупной стоимости товарно-материальных ценностей в разрезе применяемых ставок, а также в разрезе использованных (реализованных) товаров на экспорт.
Показателем для распределения принятых на учет материальных ресурсов (работ, услуг) могут служить прямые затраты, списанные на стоимость продукции в общеустановленном порядке методом прямого счета. Согласно Основным положениям по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях (утв. ЦСУ СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР и Минфином СССР 20.07.1970 №АБ-21-Д) под прямыми затратами понимаются расходы, связанные с производством отдельных видов продукции, которые должны быть прямо и непосредственно включены в их себестоимость. Согласно пункту 318 НК РФ к прямым затратам относятся материальные затраты (сырье, материалы, комплектующие изделия и т.д.), расходы по оплате труда, суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
В тех случаях, когда товары (работы, услуги) одновременно используются в процессе производства и реализации как экспортируемой продукции, так и продукции, реализуемой на внутреннем рынке, и произведенные затраты не представляется возможным прямо относить на один из видов продукции, сумма предъявленного к возмещению налогового вычета по НДС может определяться расчетным путем пропорционально экономически обоснованному базису, например прямым затратам, являющимся определяющими (наиболее весомыми) в себестоимости продукции, реализуемой на экспорт. НДС по затратам, которые непосредственно относятся к реализации экспортируемой продукции (в том числе по услугам железнодорожных перевозок товаров на экспорт) распределению не подлежит и списывается прямым счетом.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
При этом налогоплательщик не только обязан отдельно определить налоговую базу и налог по операциям реализации товаров, облагаемых налоговой ставкой 0 процентов, но и не может уменьшить указанную в этой декларации сумму налога на те вычеты, которые не относятся к товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, включенных в данную декларацию.
В Постановлении от 14.03.2006 №12797/05 Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации указал, что применяемая организациями учетная политика должна соответствовать положениям главы 21 НК РФ и должна исключать возможность применения налоговых вычетов по НДС по материальным ресурсам, не использованным для осуществления операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, по которым обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов в соответствующем периоде подтверждена не была.
Следовательно, вычетам подлежат только те суммы налога, которые имеют отношение к операциям документально подтвержденной реализации экспортируемых товаров.
Согласно пункту 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов - фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Исходя из вышеизложенного, налогоплательщик должен первоначально определить какая сумма входного налога на добавленную стоимость и по каким счетам-фактурам относится к той или иной партии отгружаемых на экспорт товаров, и затем предъявить к вычету данный налог только в том периоде, в котором будет собран полный пакет документов, подтверждающих реальный экспорт соответствующей партии товаров.
Таким образом, для определения налога на добавленную стоимость, подлежащего возмещению из федерального бюджета в отчетном периоде при реализации товаров на экспорт, организации при разработке методики раздельного учета сумм НДС при приобретении товаров (работ, услуг) необходимо учесть вышеизложенные требования. При этом следует учесть, что вычету подлежат суммы НДС, относящиеся именно к тем товарам (работам, услугам), приходящимся на экспортную продукцию, в отношении которой подтверждено право на применение налоговой ставки 0 процентов.
Данная позиция налогового органа поддержана Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа (Постановление от 26.04.2007 по делу №А19-17664/06-15-Ф02-1517/07).
Итак, налогоплательщик должен обеспечить такой порядок ведения учета затрат на производство и реализацию экспортных товаров, который будет соответствовать вышеизложенным требованиям действующего налогового законодательства, а отсутствие документального подтверждения факта использования приобретенных товаров (работ, услуг) при производстве и реализации товаров на экспорт, не дает налогоплательщику права на предъявление к возмещению из федерального бюджета сумм НДС по указанным товарам (работам, услугам).

- Какой порядок подтверждения права на получение возмещения НДС при применении налоговой ставки 0% при экспортной поставке товара в Абхазию, которая еще не включена в Общероссийский классификатор стран Мира (ОКСМ)?
- Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость с 1 января 2001 года регламентирован главой 21 НК РФ.
Размеры ставок налога на добавленную стоимость установлены статьей 164 НК РФ. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, основополагающим условием для реализации права на применение налоговой ставки 0 процентов по НДС при продаже товаров является помещение последних под таможенный режим экспорта вне зависимости от того, включена ли страна, в которую поставляется товар, в Общероссийский классификатор стран Мира или нет.
При экспортной поставке товаров из России в Республику Абхазия применятся общий порядок подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, установленный статьей 165 НК РФ.

- При приобретении организацией «золотого» телефонного номера с оператором связи заключен договор об оказании услуг электросвязи на неопределенный срок, представлен счет-фактура и акт выполненных работ. Возможно ли, учесть указанные расходы в целях налогообложения прибыли единовременно и принять НДС в полной сумме к вычету в момент принятия расходов к учету?
- Для целей исчисления налога на прибыль расходы на приобретение права выбора номера по договору с городской телефонной станцией могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ при соблюдении требований пункта 1 статьи 252 НК РФ.
В случае, когда срок предоставления номера в договоре не указан, расходы могут признаваться единовременно в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи. 272 НК РФ. Если срок использования такого номера заключен на определенный срок, то расходы признаются равномерно в течение периода действия договора на основании пункта 1 статьи 272 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, а также в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Как следует из содержания пункта 1 статьи 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет этих товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Налогоплательщик имеет право произвести налоговые вычеты на основании счета-фактуры, выставленного поставщиком, при условии, что товары (работы, услуги) приняты на учет и используются в налогооблагаемых операциях.
Таким образом, налогоплательщик имеет право принять к вычету НДС при соблюдении вышеперечисленных условий, а не в момент принятия расходов к учету.

- Просим дать разъяснения по вопросам необходимости применения товарно-транспортной накладной по форме 1-Т в случае доставки поставщиком продовольственных товаров собственным транспортом. Повлияет ли отсутствие данной накладной на право возмещения НДС, принятому на учет на основании товарной накладной по форме ТОРГ-12? Возможно ли, в этом случае поставщику списать ГСМ на расходы по доставке товара, при условии оформления путевого листа согласно маршруту следования автомобиля?
- В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль организаций регулируется положениями главы 25 НК РФ. В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, - убытки, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно статье 9 Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями) (далее по тексту – Закон «О бухгалтерском учете») все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
В соответствии со статьями 509 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) «Договор поставки» и 456 ГК РФ «Обязанности продавца при передаче товара» продавец обязуется передать в обусловленный срок товар; одновременно с передачей предусмотренного договором поставки товара он должен обеспечить передачу относящихся к нему документов.
Статьей 513 ГК РФ предусмотрена обязанность покупателя (получателя товара) совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки. При этом покупатель (получатель) обязан проверить соответствие товаров сведениям, указанным в транспортных и сопроводительных документах.
Статьи 785 и 791 ГК РФ также предусматривают, что перевозка, погрузка и выгрузка груза осуществляется с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, с составлением товарно-транспортной накладной.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона «О бухгалтерском учете» и пунктом 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 №34н, первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи указанных лиц.
Порядок оформления операций по учету материалов определен подразделом I «Оформление операций по поступлению материалов» раздела 2 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 №119н (зарегистрирован в Минюсте России 13.02.2002 №3245). Согласно пункту 44 названных Методических рекомендаций на материалы, поступающие по договорам купли-продажи, поставки и другим аналогичным договорам, организация получает от поставщика (грузоотправителя) расчетные документы (платежные требования, платежные требования-поручения, счета, товарно-транспортные накладные и т.п.) и сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и др.).
Пунктом 47 Методических рекомендаций регламентировано, что поступившие в организацию счета - фактуры, товарно-транспортные накладные, акты и другие сопроводительные документы на поступившие грузы передаются соответствующему подразделению организации (отделу материально - технического снабжения, складу и т.п.) как основание для приемки и оприходования материалов.
Таким образом, под первичными документами согласно законодательству по бухгалтерскому учету понимаются документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет, в частности товарно-транспортные накладные, акты и другие сопроводительные документы, подтверждающие приемку и принятие на учет приобретенных налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
Разделом 6 Общих правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Минавтотрансом РСФСР 25 октября 1974 года по согласованию с Госпланом РСФСР и Госарбитражем РСФСР (далее по тексту - Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом), регламентированы Правила оформления перевозочных документов, разработанные в соответствии со статьями 47, 48 и 51 Устава автомобильного транспорта РСФСР, утвержденного Постановлением СМ РСФСР от 08.01.1969 №12.
В соответствии с названными правилами перевозка грузов товарного характера должна в обязательном порядке оформляться товарно-транспортными накладными.
На основании пункта 2 Инструкции Министерства финансов СССР №156, Государственного банка СССР №30, Центрального статистического управления при Совете Министров СССР №354/7, Министерства автомобильного транспорта РСФСР №10/998 от 30.11.1983 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом» предприятия, организации и учреждения, осуществляющие перевозки грузов для нужд собственного производства на собственных и арендуемых автомобилях, обязаны оформлять товарно-транспортные накладные формы 1-Т.
В соответствии с вышеизложенным, налогоплательщику, в целях подтверждения права на применение налоговых вычетов по НДС и уменьшения полученных доходов на сумму произведенных расходов, надлежит иметь первичные учетные документы, на основании которых товар принимается к учету, в частности, товарно-транспортные накладные. При этом выполнение указанного требования обязательно и в случае транспортировки товара собственным автотранспортом, как при осуществлении постоянных перевозок товаров, так и при осуществлении разовой доставки товара.

- Облагаются ли налогом на добавленную стоимость суммы субсидий авиапредприятию, осуществляющему перевозку льготной категории граждан и грузов социального назначения?
- В соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы таких субсидий при определении налоговой базы не учитываются.
В случае, если затраты на перевозку льготной категории граждан и грузов социального назначения частично возмещаются пассажирами и (или) лицами - владельцами грузов, то данные суммы будут являться выручкой от реализации услуг, которая в соответствии с налоговым законодательством облагается налогом на добавленную стоимость. В случае, если такие затраты покрываются за счет полученных из бюджета субсидий, то данные суммы не являются выручкой от реализации услуг и в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ налогом на добавленную стоимость не облагаются.
Бухгалтерский учет полученных субсидий ведется в соответствии с ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 №92н.

- На основании какого документа: счет-фактуры или грузовой таможенной декларации – принимается к вычету у комитента (принципала) налог на добавленную стоимость, уплаченный комиссионером (агентом) при ввозе товара на таможенную территорию Российской Федерации?
- В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, подлежат вычету в случае использования ввезенных товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, в порядке, предусмотренном статьей 172 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 172 НК РФ установлено, что при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации вычеты сумм налога на добавленную стоимость производятся на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Кроме того, пунктом 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, Книг покупок и Книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 №914, установлено, что при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в Книге покупок, предназначенной для определения сумм налога на добавленную стоимость, предъявляемых к вычету, регистрируется таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату таможенному органу налога на добавленную стоимость.
Таким образом, документами, служащими основанием для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, является таможенная декларация на ввозимые товары, оформленные в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления или временного ввоза, и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату таможенному органу сумм налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
Учитывая изложенное, в случае уплаты таможенным органам налога на добавленную стоимость агентом налог принимается к вычету у принципала после принятия на учет приобретенных товаров на основании документов, подтверждающих уплату налога агентом, а также таможенной декларации (ее копии) на ввозимые товары, полученной от агента.

Светлана Литвинова, заместитель руководителя УФНС России по Иркутской области

Как изменится налогообложение нерезидентов с 2025 года

В этой статье вы познакомитесь с ключевыми изменениями в налогообложении нерезидентов, которые начнут действовать с 2025 года. Кроме того, если вы прочитаете материал до конца узнаете две интересные истории из практики, которые наглядно демонстрируют, как можно сэкономить миллионы рублей благодаря оптимизации налогообложения.

Как изменится налогообложение нерезидентов с 2025 года
2

Начать дискуссию