Интервью начальника отдела работы с налогоплательщиками и СМИ УФНС России по КБР Александра МАКСИМЕНКО
– Александр Иванович, что стало отправной точкой перехода к новой прогрессивной системе?
– Начиная с 1999 года, Налоговым кодексом РФ была предусмотрена возможность сдачи отчетности на дискетах. Но при этом магнитный носитель не освобождал плательщиков от сдачи налоговых деклараций на бумаге. Это позволяло сократить время на прием и обработку данных, но не решало проблему по существу.
Выход был найден в переходе на бесконтактную и безбумажную технологию сдачи отчетности. Была подготовлена техническая и законодательная база: приобретена компьютерная техника для территориальных налоговых органов, разработано необходимое программное обеспечение, внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, дающие право плательщикам подавать декларации по ТКС, принят Федеральный закон об ЭЦП (электронной цифровой подписи), утверждены форматы электронных деклараций и различные документы, регламентирующие процедуру сдачи отчетности, начиная от отправки декларации плательщиком и заканчивая ее проверкой в инспекции.
– Кто является участниками технологической цепочки?
В работе системы принимают участие 3 стороны: налогоплательщик, специализированный оператор связи и налоговая инспекция.
В функции оператора связи входит оказание всего комплекса услуг, связанного с предоставлением и обновлением программного обеспечения для отправки отчетности по ТКС, доставка электронных налоговых деклараций в инспекцию, обеспечение конфиденциальности доставляемой информации с помощью средств криптографической защиты, поддержка актуальных форматов налоговых деклараций и форм бухгалтерской отчетности.
Оператором связи может стать только организация, которая получила соответствующие лицензии ФАПСИ, Минсвязи России, сертифицировала программные средства, телекоммуникационную инфраструктуру и др. Свои функции специализированные операторы выполняют на основе соглашений с налоговыми органами.
– Кто конкретно в Кабардино-Балкарии оказывает плательщикам услуги по передаче отчетности по ТКС?
– На сегодняшний день в нашей республике такие услуги предоставляют пять организаций:
ООО «Такском» (г. Москва,) представитель в г. Нальчике – ООО Центр «Бухгалтерия на компьютере»; ООО «Удостоверяющий центр «Аском» (представитель в г. Нальчике – ООО Центр «Бухгалтерия на компьютере»; ЗАО ПФ «СКБ Контур-Экстерн» (представитель в г. Нальчике – ООО «Асай»; ООО РСЦ «Инфо-Бухгалтер»; ЗАО «Удостоверяющий центр» (г. Нижний Новгород), представитель в г. Нальчике – сервисный центр ООО «Классик GSM».
Подробную информацию об этих операторах связи можно найти на сайте Управления ФНС России по КБР (http://www.r07.nalog.ru/index.php?topic=or07) или получить в налоговых инспекциях по месту учета.
– Влияет ли наличие такого количества операторов на уровень оказываемых услуг и ценовую политику?
– Конкуренция между операторами связи дает плательщикам право выбора в зависимости от своих пожеланий, предпочтений и потребностей. Например, три года назад в республике работал всего лишь один оператор связи, соответственно, он и устанавливал правила и цены на рынке информационных услуг. Сейчас конкурентная борьба спецоператоров заставляет сдерживать цены, а зачастую стимулирует их снижение. Услуги операторов платные. Налогоплательщику сначала необходимо приобрести у спецоператора предоставляемый им программный комплекс стоимостью 3-5 тыс. рублей, и далее оплачивать ему абонентскую плату или стоимость отправки разовых отчетов. Но, поверьте мне, эти деньги не идут ни в какое сравнение с потраченным на посещение налоговой инспекции временем, десятками бланков исправленных деклараций, ошибками в отчетности, лишней нервотрепкой, затратами на приобретение бухгалтерских программ, налоговые консультации или услуги аудиторов.
– Один из самых волнующих плательщиков вопросов: гарантируют ли налоговики, что ни один посторонний не сможет воспользоваться данными, передаваемыми по компьютерной сети? Можно ли совместить Интернет и налоговую тайну?
– В нашем случае – можно. Для этого используются средства криптографической защиты информации, сертифицированные ФСБ России, электронная цифровая подпись и шифрование. Все это защищает от несанкционированного просмотра электронного документа третьими лицами при передаче по общедоступным каналам связи, а ЭЦП гарантирует однозначную идентификацию отправителя и защиту электронного документа от искажений.
Для использования цифровой подписи необходимо наличие двух ключей, которые представляют собой уникальные, взаимосвязанные друг с другом последовательности символов, используемые для шифрования, расшифровки, снабжения документа электронной цифровой подписью и ее проверки. Применяемые средства шифрования аналогичны тем, которые используются в силовых ведомствах, спецслужбах, системах дипломатической связи, банковских системах и т.д.
Таким образом, передаваемая отчетность надежно защищена. Прочесть файлы с документами может только налоговая инспекция, поскольку только она располагает ключами для расшифровки сообщения.
– Скажите, в чем еще преимущества новой системы?
– Помимо конфиденциальности при передаче деклараций по каналам связи существенно экономится рабочее время на подготовку отчетности, а отправить ее можно в любое время суток или в выходной день. Программное обеспечение оператора связи и налоговых органов в автоматизированном режиме обеспечивает доставку и прием отчетности.
Представление деклараций по ТКС не требует дублирования этих документов на бумажных носителях. При формировании электронной отчетности не возникает ошибок, т.к. система контролирует правильность заполнения ее форм. При этом осуществляется проверка актуальности версии заполняемого формата декларации.
Полученное плательщиком из налогового органа подтверждение получения отчетности, имеет в спорных ситуациях юридическую силу. Сокращается время обработки данных, так как присланные отчитывающейся компанией сведения автоматически разносятся на лицевые счета. Представленная информация быстро обрабатывается, что делает процесс сверки платежей более оперативным.
Кроме того, по каналам связи налогоплательщик имеет возможность получения по электронной почте общедоступной информации от налоговых органов: сведения об изменении налогового законодательства, бюджетных счетов, нормативных актов и т.п. Таким образом, речь идет уже не просто о системе сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности, а о более широкой системе информационного обмена между плательщиками и налоговыми органами.
Начиная с прошлого года, организации и индивидуальные предприниматели, представляющие отчетность по каналам связи, могут воспользоваться новым сервисом – системой информационного обслуживания налогоплательщиков, которая представляет собой услугу по получению в электронном виде сведений из инспекции, необходимых для расчетов с бюджетом, о состоянии своего лицевого счета.
– Передача отчетности по каналам связи – это право или обязанность налогоплательщиков?
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ предприятия, среднесписочная численность работников которых за 2006 год превышала 250 человек, с 1 января 2007 года были обязаны сдавать декларации в электронном виде по каналам связи. Начиная с 1 января 2008 года, это также необходимо делать предпринимателям и организациям, среднесписочная численность сотрудников которых по итогам предшествующего года превышает 100 человек. Для остальных категорий налогоплательщиков представление отчетности по ТКС на сегодняшний день остается правом.
– Как можно подключиться к системе сдачи отчетности по ТКС?
– Для того, чтобы подключится к новой системе, необходимо получить информацию о возможности представления налоговых деклараций в электронном виде в налоговой инспекции, в которой плательщик стоит на учете, или на сайте нашего Управления в Интернете (http://www.r07.nalog.ru); выбрать оператора связи и заключить с ним договор; приобрести необходимое программное обеспечение и установить его на компьютере, имеющем выход в сеть Интернет. Программное обеспечение может быть предоставлено оператором связи.
– Что представляет собой процесс сдачи отчетности по каналам связи?
– Регламент обмена электронными документами при представлении отчетности по ТКС предполагает следующую последовательность действий, выполняемых автоматически:
– при отправке отчетности плательщиком файл отчетности подписывается ЭЦП налогоплательщика, зашифровывается и отправляется на сервер электронной почты оператора;
– при получении этого электронного документа в налоговой инспекции он расшифровывается, проверяется совпадение ЭЦП плательщика, что гарантирует отсутствие искажений при поступлении документа в налоговый орган, равно как и невозможно внесение изменений со стороны работников налоговых органов без обнаружения изменения электронного документа. Если результат проверки ЭЦП положительный, то электронный документ подписывается второй подписью (ЭЦП налоговой инспекции), зашифровывается и отправляется плательщику. Одновременно электронный документ с двумя ЭЦП (налогоплательщика и инспекции) сохраняется в архиве инспекции для предъявления в случае возникновения спорной ситуации по поводу содержания документа. Если результат проверки ЭЦП отрицательный, то файл отчетности не принимается, а плательщику высылается соответствующее уведомление;
– налогоплательщик, получивший свой файл отчетности с двумя ЭЦП, также сохраняет его в архиве для предъявления при возникновении спорной ситуации по поводу содержания документа;
– на сервере электронной почты оператора фиксируется факт поступления электронного документа в адрес налоговой инспекции и формируется подтверждение оператора – электронный документ, содержащий дату и время сдачи отчетности, подписанный ЭЦП оператора и зашифрованный;
– оператор высылает подтверждения, содержащие дату и время сдачи отчетности и плательщику, и налоговой инспекции. Эти подтверждения подписаны ЭЦП оператора и не могут быть произвольно изменены. Налогоплательщик и инспекция подписывают эти подтверждения своими ЭЦП и отправляют оператору, одновременно сохраняя их в своих архивах, для предъявления в случае возникновения спорной ситуации по поводу даты сдачи отчетности;
– кроме того, в налоговой инспекции файлы с формами отчетности перед обработкой проходят входной контроль на соответствие требованиям формата. По результатам входного контроля формируется протокол, который подписывается ЭЦП налоговой инспекции и также отправляется плательщику.
Таким образом, налогоплательщик, пользующийся системой сдачи отчетности в электронном виде по каналам связи, может считать цикл сдачи отчетности полностью выполненным, если он имеет:
– подтверждение оператора, подписанное ЭЦП оператора и самого плательщика;
– файл отчетности, подписанный ЭЦП самого плательщика и налогового органа;
– протокол, подписанный ЭЦП налогового органа, о результатах проверки на соответствие формату.
Такой порядок создает основу для корректного разрешения нештатных или же спорных ситуаций, связанных со сдачей отчетности.
– Что следует предпринять, если отчетность не дошла до инспекции по техническим причинам?
Если налоговая декларация плательщиком была направлена по телекоммуникационным каналам связи, и в течение суток с момента ее передачи налогоплательщик не получил соответствующее подтверждение об отправке, он должен, во-первых, обратиться к спецоператору связи, а, во-вторых, заявить о данном факте в налоговую инспекцию.
При техническом сбое в программно-аппаратных средствах создается комиссия из числа сотрудников налогового органа и специализированного оператора связи. Она устанавливает причины возникшей ситуации, анализирует выявленное состояние направленной декларации и фиксирует его в акте, после чего принимает решение об исполнении обязанности плательщика в части представления налоговой декларации в установленный срок.
Датой сдачи электронной отчетности является день ее отправки, зафиксированный в подтверждении, которое налогоплательщик получает от оператора связи.
– Обязательно ли участие операторов связи в процессе приема-передачи отчетности по ТКС?
– В марте 2007 года в 14 регионах России начался эксперимент по сдаче электронной отчетности без участия операторов связи. Была проведена опытная эксплуатация унифицированного программного обеспечение приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций с помощью специальных программных комплексов (ПК «ГНИВЦ ПРИЕМ» и ПК «ГНИВЦ ПРИЕМ-Регион»).
В настоящее время эти комплексы внедряются во всех регионах. На последующих этапах будет осуществляться переход на использование в налоговых органах только унифицированного программного обеспечения приема налоговых деклараций по ТКС, с прекращением эксплуатации на стороне налогового органа программного обеспечения специализированных операторов связи. Для этого операторам необходимо доработать программное обеспечение в соответствии с унифицированным форматом информационного взаимодействия плательщиков и налоговых органов, утвержденным ФНС России. До завершения процесса перехода в инспекциях параллельно используется компьютерное обеспечение спецоператоров связи. Хочу подчеркнуть, что перевод на унифицированный программный комплекс приема налоговых деклараций по ТКС не отразится на плательщике, который пользуется услугами оператора связи для передачи деклараций в налоговую инспекцию.
– Чтобы Вы хотели посоветовать нашим налогоплательщикам?
– Во-первых, я хотел бы им пожелать, чтобы их бизнес процветал, так как чем успешнее развивается промышленность, торговля, сфера услуг, тем стабильнее и лучше пополняется государственный бюджет, а соответственно – растет благосостояние наших граждан.
А во-вторых, предлагаю всем налогоплательщикам, которые еще не воспользовались новой системой, подключиться к этой технологии. Более подробную информацию о ней можно получить в инспекциях по месту учета, а также на сайте Управления ФНС России по КБР по адресу: http://www.r07.nalog.ru/document.php?id=221325&topic=or07.
Хочу подчеркнуть, что представление налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи является наиболее перспективным способом взаимодействия с налоговыми органами. За ним будущее. По этому пути идет весь мир, и мы не должны быть исключением. Кроме того, представление отчетности по ТКС еще и имиджевый вопрос, свидетельствующий о том, что плательщик идет в ногу со временем.
Беседовала Кэти УМ.
Начать дискуссию