Качественное планирование выездных налоговых проверок является одним из условий повышения эффективности налогового администрирования, включающего, с одной стороны, налоговый контроль, а с другой - достижение более высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков.
Налоговая служба на протяжении ряда лет выстраивала Концепцию планирования выездных налоговых проверок. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ был утвержден документ, который давно ждали и налогоплательщики, и налоговые органы - Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция), которая успешно работает вот уже полтора года.
Речь идет о новом подходе к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Главный принцип Концепции - двухсторонняя ответственность налогоплательщиков и налоговых органов: предполагается, что налогоплательщики должны стремиться к правильному и своевременному исполнению обязанностей по уплате налогов, а налоговые органы - к обоснованному отбору кандидатов на проведение выездной проверки.
Согласно Концепции, планирование выездных налоговых проверок - это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. Ранее планирование выездных налоговых проверок являлось сугубо внутренней конфиденциальной процедурой налоговых органов, о которой налогоплательщикам не сообщалось.
Критерии - это своего рода сигналы о том, что деятельность налогоплательщика и его налоговые обязательства вызывают у инспектора вопросы. Такой налогоплательщик попадает в зону особого внимания налоговых органов.
При отборе кандидатов, для выездной налоговой проверки проводится всесторонний анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщика на основе информации, поступившей налоговым органам из внутренних источников (информация, полученная налоговыми инспекторами самостоятельно в процессе выполнения возложенных на них обязанностей) и внешних источников (информация, полученная в рамках соглашений с другими контролирующими и правоохранительными органами). В частности, анализу подвергаются:
- суммы исчисленных налогов в динамике с целью выявления налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начисленных налоговых платежей;
- суммы уплаченных платежей по каждому виду налогов в динамике с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;
- показатели налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков. С помощью такого анализа можно определить значительные отклонения показателей текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;
- факторы и причины, влияющие на формирование налоговой базы.
Вероятность попасть в план проведения выездных налоговых проверок возрастает у тех налогоплательщиков, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств, и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.
Кроме того, концепция предусматривает возможность и целесообразность проведения выездных налоговых проверок контрагентов и аффилированных лиц.
Таким образом, одной из целей концепции является доведение до сведения налогоплательщиков информации о том, каким образом производится отбор объектов для проведения выездных налоговых проверок. В данном случае знание должно способствовать развитию у налогоплательщиков правильного понимания законодательства о налогах и сборах, убеждения в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов.
В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок, Концепция установила алгоритм отбора, основанный на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы, и определении на ее основе так называемых зон риска совершения налоговых правонарушений. Налоговой службой был предпринят беспрецедентный шаг – публикация на Интернет-сайте Федеральной налоговой службы 11 критериев оценки рисков ведения налогоплательщиками бизнеса, к которым в 2008 году был добавлен еще один - двенадцатый критерий, по которым налоговые органы определяют «кандидатов» на выездные проверки, что значительно повысило их эффективность.
Налоговая служба не только преследовала цель по созданию новой составляющей организации налогового контроля, направленной на повышение его эффективности, но и выработала стратегию мотивации налогоплательщиков к добровольному отказу от инструментов минимизации налогов.
Налогоплательщик может быть включен в план выездных налоговых проверок по следующим критериям:
1) отрицательные финансовые результаты, т.е. на протяжении нескольких лет налогоплательщик несет убытки.
2) низкая рентабельность - значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от среднестатистического уровня рентабельности для данной сферы деятельности (отклонение - более 10%). При анализе этого показателя налоговые органы особое внимание уделяют:
- крупным импортерам, у которых происходит увеличение дебиторской и кредиторской задолженности;
- организациям с небольшой выручкой, но с возрастающей дебиторской и кредиторской задолженностью;
- организациям с возрастающей кредиторской задолженностью при значительных вычетах НДС.
Однако низкий уровень рентабельности отдельных гражданско-правовых сделок сам по себе не является достаточным доказательством недобросовестности участника налоговых правоотношений.
3) неадекватное соотношение доходов и расходов, когда темпы роста расходов организации превышают темпы роста ее доходов от реализации товаров (работ, услуг) или суммы расхода индивидуального предпринимателя максимально приближены к сумме его дохода, полученного за календарный год.
4) низкий уровень заработной платы, т.е. среднемесячная зарплата на одного сотрудника организации ниже среднего уровня зарплаты работников по данному виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации;
5) низкая налоговая нагрузка налогоплательщика - налоговая нагрузка налогоплательщика ниже среднего уровня налоговой нагрузки по отрасли или по виду экономической деятельности. Под налоговой нагрузкой подразумевается соотношение суммы уплаченных налогов и оборота (выручки) организации. Налогоплательщик определяет эту величину исходя из полученных данных и сравнивает ее со среднеотраслевой;
6) высокая доля налоговых вычетов: наличие значительных налоговых вычетов по НДС за определенный период. Так, в поле зрения попадут те налогоплательщики, у которых доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за 12 месяцев;
7)отсутствие пояснений налогоплательщика: налогоплательщик не представляет пояснений при получении уведомления налогового органа о том, что было выявлено несоответствие показателей деятельности;
8) построение финансово-экономической деятельности при отсутствии разумных экономических причин: деятельность налогоплательщика построена на основе посреднических договоров, которые заключены без наличия разумных экономических или иных причин (отсутствие деловой цели);
9) применение специальных налоговых режимов на пределе возможного: неоднократное приближение (около 5%) к предельному значению показателей, которые предоставляют право налогоплательщику на применение специальных налоговых режимов. Налоговые органы внимательно следят за тем, чтобы доходы налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, не превышали установленную законом предельную сумму. В случае превышения налогоплательщиком лимитов доходов ему доначисляются суммы налогов, подлежащих уплате согласно общему режиму налогообложения;
10) частая смена местонахождения ("миграция" между налоговыми органами), т.е. два и более случая смены местонахождения с момента государственной регистрации юридического лица, представления при проведении выездной налоговой проверки в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица в части изменений сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица, если вышеуказанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика;
11) получение необоснованной выгоды: организация получила необоснованную налоговую выгоду (в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды"). Под налоговой выгодой понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, применения налоговой льготы, более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).
О необоснованности налоговой выгоды могут также свидетельствовать подтвержденные доказательствами доводы налогового органа о наличии следующих обстоятельств (п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53):
- невозможность реального осуществления налогоплательщиком операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
- учет для целей налогообложения только тех хозяйственных операций, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, если для данного вида деятельности также требуются совершение и учет иных хозяйственных операций;
- отсутствие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств;
- совершение операций с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета.
Обстоятельствами, свидетельствующими о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, могут быть признаны обстоятельства в совокупности и во взаимосвязи с иными обстоятельствами, в частности, указанными в п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53:
- создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции;
- взаимозависимость участников сделок;
- неритмичный характер хозяйственных операций;
- нарушение налогового законодательства в прошлом;
- разовый характер операции;
- осуществление операции не по месту нахождения налогоплательщика;
- производство расчетов с использованием одного банка;
- осуществление транзитных платежей между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
- использование посредников при осуществлении хозяйственных операций.
Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано:
- что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом;
- что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц была направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
Кроме того, при планировании налоговых проверок налоговые органы также обращают внимание на следующие обстоятельства:
- уменьшение общей суммы исчисленных налогов при росте или неизменном уровне дохода;
- несвоевременное выполнение требований ИФНС России о представлении документов;
- большие доначисления в результате проведения предыдущей выездной налоговой проверки.
В настоящее время контрольно-аналитическая работа при планировании налоговых проверок усиливается с учетом отраслевой направленности. Кроме того, в план проверок включаются налогоплательщики, у которых по двум и более критериям значения находятся в зоне риска, а также те налогоплательщики, в отношении которых получена соответствующая информация из внешних источников.
Вместе с тем, налоговые органы предлагают налогоплательщикам систематически самостоятельно оценивать налоговые риски по результатам финансово-хозяйственной деятельности и своевременно, в добровольном порядке уточнять свои налоговые обязательства.
Управление ФНС России по Кемеровской области
Начать дискуссию