Отвечает Заместитель начальника отдела налогообложения физических лиц Управления ФНС России по РБ Светлана Доржиевна Садуева.
Статья : О земельном налоге
1. Вопрос : Чем объясняется значительное увеличение кадастровой стоимости земельных участков в населенных пунктах в 2008году по сравнению с 2007 годом.
Ответ : На территории Республики Бурятия в 2007г. Управлением Роснедвижимости по РБ были проведены работы по актуализации кадастровой оценки земель поселений с учетом сложившегося уровня рыночных цен. Результаты данной работы утверждены постановлением Правительства Республики Бурятия от 03.12.2007г. № 384 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» (в связи с этим произошел значительный рост размеров кадастровой стоимости земель поселений, и, соответственно, возросла сумма земельного налога по данной категории земель, рассчитанная с 01.01.2008 г.).
В соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 26.02.2008г. № 84 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 03.12.2007г. № 384 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов» в связи с уточнением результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов приложения N 1 и N 2 к постановлению Правительства Республики Бурятия от 03.12.2007 N 384 были изложены в новой редакции. При этом по одним участкам произошло значительное увеличение стоимости, по другим – снижение. На практике встречаются ситуации , когда кадастровая стоимость существенно различается между соседствующими участками. В таких случаях, любой налогоплательщик может обратиться в Управление Роснедвижимости по РБ или его территориальные отделы для уточнения кадастровой стоимости своего земельного участка или обратиться в судебные органы, если результаты оценки вызывают какие- либо сомнения.
2.Вопрос : Какие меры принимаются налоговыми органами для снижения налоговой нагрузки по земельному налогу ?
Ответ : Вопрос о снижении налоговой нагрузки не входит в компетенцию налоговых органов, которые являются только администраторами (контролерами) по вопросам полноты и своевременности уплаты налогоплательщиками в бюджеты налогов и сборов. При исчислении земельного налога налоговые органы руководствуются законодательством Российской Федерации, Республики Бурятия, решениями представительных органов муниципальных образований, а также иными нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, Республики Бурятия и муниципальных образований, регулирующими порядок налогообложения земельных участков. Тем не менее, вопрос о снижении налоговой нагрузки для налогоплательщиков в связи со значительным увеличением с 01.01.2008г. суммы земельного налога налоговыми органами своевременно ставился перед органами государственной власти республики и муниципальных образований (выступления в СМИ, на совещаниях с органами муниципальных образований Кабанского, Заиграевского и ряда других районов). Также, данный вопрос, по инициативе УФНС России по РБ, рассматривался на постоянно действующем рабочем совещании при Президенте Республики Бурятия с участием глав муниципальных образований 28.04.2008, но не нашел поддержки со стороны органов муниципальных образований, которым предоставлено право устанавливать (снижать, повышать) ставки по налогу в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
3.Вопрос : Каким же постановлением следует руководствоваться при определении кадастровой стоимости и исчислении земельного налога ?
Ответ : В соответствии с п.1 ст.390 Налогового Кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
При этом налоговая база по земельному налогу рассчитывается в отношении каждого земельного участка по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно разъяснениям Министерства финансов Российской Федерации от 05.09.2006 №03-06-02-02/120 налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка, определяется на конкретную дату (01 января календарного года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка). Исключением являются случаи, когда кадастровая стоимость меняется из-за пересмотра результатов кадастровой оценки земли - чаще всего вследствие обнаружения технической ошибки. В этом случае результаты кадастровой оценки исправляются обратным числом на дату обнаружения ошибки. Тогда налогоплательщику необходимо уточнить обязательства по земельному налогу, представив в инспекцию уточненный налоговый расчет (декларацию).
Управление Роснедвижимости по Республике Бурятия по данному вопросу разъяснило, что результаты работ по государственной оценке земель населенных пунктов, выполненные в 2007 году ФГУП «Госземкадастрсъемка» ВИСХАГИ ВСФ, в рамках выполнения мероприятий Республиканской целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Республике Бурятия», были утверждены Постановлением Правительства РБ №384 от 03.12.2007.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 26.02.2008г. № 84, были уточнены средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков, утвержденные постановлением Правительства Республики Бурятия от 03.12.2007г. № 384. Указанные изменения действуют с 01.01.2008г. как внесенные обратным числом. Необходимость внесения изменений была продиктована выявлением технических ошибок из-за некорректной работы специального программного обеспечения, что, в свою очередь привело к нарушению требований методики выполнения работ.
На основании вышеизложенного следует, что изменения результатов кадастровой оценки земли, утвержденные Постановлением Правительства Республики Бурятия от 26.02.2008г. № 84 произошли вследствие исправления технических ошибок и эти изменения учитываются при определении налоговой базы, которую следует применять для исчисления земельного налога начиная с 01.01.2008г.
Кроме того, сообщаем, что при администрировании земельного налога, налоговые органы используют сведения о земельных участках уполномоченных органов для исчисления и предъявления налогов, подлежащих уплате налогоплательщиками, в соответствии п.п.11-12 ст.396 Налогового Кодекса РФ. На основании указанных норм статьи, Управлением Роснедвижимости по РБ были переданы в налоговые органы сведения о земельных участках по состоянию на 01.01.2008г. с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Республики Бурятия от 26.02.2008г. № 84.
4.Вопрос: А где можно уточнить кадастровую стоимость земельного участка, т.е. каков порядок доведения до сведения налогоплательщиков информации о кадастровой стоимости земельных участков.
Ответ: В соответствии с п. 14 ст. 396 НК РФ информация о кадастровой стоимости земельных участков должна быть доведена до сведения налогоплательщиков ежегодно не позднее 1 марта. До 01.01.2008 порядок их оповещения определяли органы местного самоуправления (как правило, через СМИ).
Начиная с 1 января 2008 г. эта обязанность возложена на Правительство РФ. Такие поправки были внесены в п. 14 ст. 396 НК РФ. Постановлением Правительства РФ от 07.02.08г. № 52 « О ПОРЯДКЕ ДОВЕДЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДО СВЕДЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ» установлено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика.
Также сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Начать дискуссию