Новое в специальных налоговых режимах (в едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности)
Институализация субъектов предпринимательской деятельности, в отношении которых действующим законодательством предусмотрено применение специальных налоговых режимов, предполагает введение наряду с правом их применения различными категориями налогоплательщиков, обязанности их использования в том случае, если налогоплательщики подпадают под исчерпывающий перечень установленных законодателем параметров.
В связи с этим, ряд ограничений по которым налогоплательщики обязаны перейти на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее ЕНВД), затрагивают прежде всего признаки, существенно отличающие их от других субъектов предпринимательской деятельности, как налогоплательщиков соответствующих малому бизнесу.
В соответствии с п. 1 ст. 346.28 НК РФ плательщиками ЕНВД признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального образования, городов федерального значения, в которых введен единый налог, виды предпринимательской деятельности, указанные в п. 2 ст. 346.26 НК РФ.
Тем не менее, учитывая изменения, внесенные Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ, на уплату ЕНВД с 01.01.2009 г. не переводятся организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила 100 человек.
Это ограничение распространяется на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность на основании Закона РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на организации - хозяйственные общества, единственным учредителем которых являются потребительские общества и их союзы с 01.01.2010, а не сначала 2009 года.
Вместе с предусмотренными законодателем ограничениями численности сотрудников, с 01.01.2009 не вправе применять ЕНВД организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%.
Однако это ограничение не распространяется:
1. На организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, при условии, что среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а доля их фонда оплаты труда составляет не менее 25%. При этом следует обратить внимание на обстоятельство одновременного наличия указанных условий (т.е. 50% численности и 25% фонда оплаты труда).
2. На организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".
3. На хозяйственные общества, единственным учредителем которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность на основании вышеуказанного Закона.
В соответствии с законодательством, при нарушении вышеуказанных критериев налогоплательщику следует перейти на общий режим налогообложения с начала того налогового периода, в котором допущено нарушение (п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ). При этом суммы налогов, подлежащие уплате при использовании общего режима, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством для вновь созданных организаций или зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Такие налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором они перешли на общий режим налогообложения.
Утратившие право на применение ЕНВД могут вновь к нему вернуться, если они осуществляют виды предпринимательской деятельности, переведенные на уплату этого налога, и устранили несоответствия установленным требованиям. Они обязаны перейти на уплату ЕНВД с начала следующего налогового периода по этому налогу, т.е. с начала квартала, следующего за кварталом, в котором были устранены несоответствия.
С 01.01.2009 учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения также не являются плательщиками ЕНВД в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, при условии, что указанные услуги общественного питания являются неотъемлемой частью процесса функционирования данных учреждений и оказываются непосредственно самими учреждениями.
Лишены права применения ЕНВД с начала года индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН в виде патента в отношении предпринимательской деятельности, которые решениями представительных органов муниципальной власти, городов федерального значения переведены на систему ЕНВД. На территории Краснодарского края в настоящее время патентная система не введена.
Внесены изменения, затрагивающие и отдельные виды предпринимательской деятельности.
В отношении оказания автотранспортных услуг (услуг по перевозке пассажиров) изменился порядок определения физического показателя. С 01.01.2009 в целях исчисления ЕНВД в автотранспортном средстве, предназначенном для перевозки пассажиров, количество посадочных мест определяется как количество мест для сидения на основании данных технического паспорта завода-изготовителя транспортного средства. В том случае, если в техническом паспорте завода-изготовителя автотранспортного средства отсутствует информация о количестве посадочных мест, то это количество определяется органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники РФ на основании заявления организации (индивидуального предпринимателя), являющейся (являющегося) собственником транспортного средства, предназначенного для перевозки пассажиров при осуществлении предпринимательской деятельности в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Следует отметить, что места водителя и кондуктора при расчете единого налога на вмененный доход не учитываются.
Реализация через торговые автоматы товаров и продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах, относится к розничной торговле (абз. 12 ст. 346.27 НК РФ). Поэтому при расчете единого налога необходимо использовать показатель базовой доходности "торговое место", которая составляет 9000 руб.
В отношении такого вида предпринимательской деятельности, как услуги по временному размещению и проживанию, с 01.01.2009 изменился физический показатель. Вместо площади спального места, понятие которого НК РФ не раскрывал, в положениях ст. 346.27 НК РФ расчет налоговой базы будет производиться на основании общей площади для размещения и проживания в квадратных метрах.
Изменения затронули и розничную торговлю. Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ уточняется понятие розничной торговли для целей обложения ЕНВД с 01.01.2009: к розничной торговле не относится торговля такими товарами, как реализация любого газа, а не только газа в баллонах. Также не будет относиться к розничной торговле и реализация товаров по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети через телефонную связь.
С 01.01.2009 в соответствии с вышеназванным законом к бытовым услугам не относятся, а следовательно, и не облагаются в целях ЕНВД услуги по изготовлению мебели и услуги по строительству индивидуальных жилых домов. Следует обратить внимание, что услуги по ремонту и сборке мебели, а также услуги по ремонту индивидуальных домов, оказываемые физическим лицам (населению), продолжают облагаться ЕНВД в установленном порядке.
Так же с 01.01.2009 включены в круг плательщиков ЕНВД управляющие компании на розничных рынках, в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных пп. 13 и 14 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.
С 01.01.2009 организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, которые в соответствии с законодательством о налогах и сборах переведены на ЕНВД, обязаны встать на налоговый учет:
1. По месту осуществления предпринимательской деятельности, за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в пп. 5 и 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ (в отношении развозной и разносной торговли).
2. В отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в пп. 5 и 7 п. 2 ст. 346.26 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели обязаны встать на налоговый учет по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика ЕНВД осуществляется в следующем порядке:
- организация или индивидуальный предприниматель должны в течение пяти дней с момента начала осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД;
- налоговый орган обязан в течение пяти дней с момента получения заявления организации или же индивидуального предпринимателя выдать налогоплательщику уведомление о постановке его на учет в качестве плательщика ЕНВД. Формы документов утверждены Приказом ФНС России от 14.01.2009 N ММ-7-6/5@.
Если организация или индивидуальный предприниматель прекращают заниматься видами предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, то они должны в течение пяти дней подать заявление о снятии их с учета в качестве плательщика ЕНВД. Налоговый орган в свою очередь в течение пяти дней должен направить уведомление налогоплательщику о снятии его с учета в качестве плательщика ЕНВД.
Коэффициент-дефлятор К1 теперь должен рассчитываться как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, на коэффициент, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в России в предшествующем календарном году, который определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ.
Новая редакция предполагает, что значение коэффициента К1 теперь должно каждый год увеличиваться.
В письме ФНС России от 18.12.2008 N ШС-6-3/943@ "О коэффициентах-дефляторах на 2009 год", разъясняется новый порядок расчета коэффициента-дефлятора К1, учитывающий изменения, внесенные в гл. 26.3 НК РФ Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", применяемый при определении размера коэффициента-дефлятора К1 на 2010г.
Это означает, что коэффициент-дефлятор К1 на 2009 г. был установлен в порядке, действующем до 1 января 2009 г., то есть без перемножения на коэффициент-дефлятор, установленный на 2008 г.
Иными словами, в 2009 г. следует принимать коэффициент К1 равным 1,148, как установлено в Приказе Минэкономразвития России от 12.11.2008 N 392.
Коэффициент К2 - это корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе: ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы и иные особенности.
Конкретный порядок расчета коэффициента К2, как и раньше, устанавливается местными властями, причем согласно п. 7 ст. 346.29 НК РФ он может быть только в пределах от 0,005 до 1 включительно.
Таким образом, корректирующий коэффициент базовой доходности К2 позволяет снизить итоговую сумму ЕНВД до 0,5 процентов от общеустановленной.
Действующий редакцией НК РФ предусмотрено, что значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2, учитывающее конкретные факторы влияния на результаты ведения предпринимательской деятельности, определяют представительные органы муниципальных образований.
Исходя из изложенного, в случае, если налогоплательщик считает, что размер налоговой нагрузки при осуществлении вида деятельности, в отношении которого в муниципальном образовании введен ЕНВД, является чрезмерно высоким и не соответствующим размеру получаемых доходов, он вправе обратится в представительные органы муниципальных образований с предложениями о внесении поправок в нормативные правовые акты муниципальных образований, предусматривающие снижение налоговой нагрузки, путем корректировки коэффициента базовой доходности К2.
В соответствии с новой редакцией п. 11 ст. 346.29 НК РФ с 1 января 2009 г. правило об округлении значения К2 до третьего знака после запятой, применявшееся и ранее, теперь закреплено непосредственно в тексте гл. 26.3 НК РФ.
С 1 января 2009 г. утратил силу последний абзац п. 6 ст. 346.29 НК РФ, в соответствии с которым в прошлые годы налогоплательщики в случае, если местные власти при установлении правил подсчета коэффициента К2 не учитывали фактический период времени осуществления предпринимательской деятельности, имели право самостоятельно производить корректировку коэффициента К2 на "поправочный" коэффициент, определяемый как отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода.
Значения корректирующего коэффициента К2 округляются до третьего знака после запятой (п. 11 ст. 346.29 НК РФ). Все значения стоимостных показателей налоговой декларации указываются в полных рублях (с учетом арифметических правил округления). Значения менее 50 коп. (0,5 единицы) отбрасываются, а 50 коп. (0,5 единицы) и более округляются до полного рубля (целой единицы).
Таким образом, округление физических показателей обязательно начиная с налоговой отчетности за I квартал 2009 г. Ранее правила округления для налоговой декларации не были установлены Налоговым кодексом РФ, но следует отметить, что данные требования были изложены в Порядке заполнения налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утвержденном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.01.2006 N 8н.
В целом следует констатировать тот факт, что привнесенные законодателем изменения в части особых условий обязательного применения ЕНВД существенно скорректировали возникающие на практике спорные вопросы. В особенности по порядку применения данного специального налогового режима изменения позволили более конструктивно и целесообразно применять установленные законодателем нормы, не допуская при этом разночтений и, как следствие, обширной практики спорных ситуаций снижающих эффективность работы, как налогоплательщиков, так и налоговых органов.
Никитина Т.О. - начальник отдела налогообложения юридических лиц
Начать дискуссию