Система представления отчетности в электронном виде в последнее время становится все более популярной у налогоплательщиков. По состоянию на 1 апреля 2009 года отчетность по телекоммуникационным каналам связи представляли в налоговые органы Магаданской области 1300 организаций (41% от числа всех организаций области, осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность) и почти 100 индивидуальных предпринимателей.
Представление отчетности в электронном виде по ТКС регламентируется следующими документами:
q Приказ МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169, утвердивший Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
q Приказ МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705@, утвердивший Методические рекомендации об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее — Методические рекомендации);
q приказ МНС России от 04.02.2004 № БГ-3-06/76, утвердивший Регламент принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности;
q Административный регламент ФНС России, утвержденный приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н;
q Временный регламент ФНС России, утвержденный приказом ФНС России от 06.02.2008 № ММ-3-6/50@;
q Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
В соответствии со статьей 80 НК РФ налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, а также налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, обязаны представить налоговую декларацию (расчет) по установленным форматам в электронном виде. Это относится и к вновь созданным организациям (в том числе при реорганизации), если численность работников превышает указанный предел.
Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 20 января текущего года или не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем создания (реорганизации) организации по установленной форме, которая утверждена приказом ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@.
При этом статьей 80 НК РФ предусмотрена возможность представления отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и для налогоплательщиков, не относящихся к категории обязанных представлять ее только по ТКС.
Отчетность подается в налоговый орган по месту учета по установленной форме вместе с документами, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). При этом налогоплательщик вправе представить в электронном виде и документы, прилагаемые к налоговой декларации (расчету).
Форматы налоговых деклараций (расчетов), представляемых в электронном виде, утверждаются ФНС России и публикуются на официальном Интернет-сайте ФНС России www.nalog.ru.
Налогоплательщик представляет налоговую декларацию по ТКС через специализированного оператора связи. Организация - специализированный оператор связи оказывает услуги по обмену открытой и конфиденциальной информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками в рамках системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС (разд. 1 Методических рекомендаций).
Специализированными операторами связи на территории Магаданской области являются:
Магаданский филиал ФГУП «Научно-технический центр «АТЛАС»:
г. Магадан, ул. Пролетарская, 43, офис 405
тел. 65-81-28; 65-39-54;
Е-mail: atlas@magadan.org
ООО «ДАТАКОМ»:
г. Магадан, ул. Карла Маркса, 24
тел. 62-35-86; 62-36-50; 62-37-13;
www.magnalog.ru
ОАО «Дальневосточная компания электросвязи» (Мф):
г. Магадан, пр. Ленина, д. 2А
тел. 611-466; м.т. 680-168, +7 908 603 01 68; факс 611-203
Е-mail: Slavskyav@mgd.dsv.ru
Оператор связи предоставляет налогоплательщику программное обеспечение и электронно-цифровую подпись (ЭЦП), которая равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. ЭЦП защищает электронный документ от подделки, позволяет идентифицировать владельца сертификата ключа подписи и устанавливать отсутствие искажения информации в электронном документе.
После формирования файла отчетности и подписания ее ЭЦП уполномоченного лица налогоплательщик отправляет информацию в зашифрованном виде в налоговый орган. В соответствии со ст. 80 НК РФ и согласно пункту 6.9 Методических рекомендаций оператор фиксирует дату отправки налогоплательщиком налоговой (бухгалтерской) отчетности в электронном виде как дату ее представления и формирует подтверждение оператора с указанием даты и времени отправки электронного документа.
В течение суток (без учета выходных и праздничных дней) после отправки отчетности по ТКС налогоплательщик получает следующие документы:
* квитанцию о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, форма которой утверждена приказом ФНС России от 25.02.2009 № ММ-7-6/85@ (приложение № 1);
* протокол входного контроля налоговой декларации (бухгалтерской отчетности);
* подтверждение оператора.
Согласно пункту 6.10 Методических рекомендаций налоговая декларация и (или) бухгалтерская отчетность считается представленной в налоговый орган, если налогоплательщик получил подтверждение, подписанное ЭЦП оператора.
Обратите внимание: если в протоколе есть информация о непрохождении документом налоговой отчетности входного контроля, следует исправить ошибки, указанные в протоколе, а затем повторить всю процедуру сдачи форм отчетности, по которым зафиксированы ошибки (п. 6.7.5 Методических рекомендаций).
Согласно норме, закрепленной в пунктах 133 и 136 Административного регламента ФНС России, утвержденного приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н, при сдаче отчетности в налоговые органы по ТКС ее могут не принять, если:
налоговая декларация (расчет) представлена не по установленному формату)и не в установленном порядке;
электронно-цифровая подпись отсутствует или не соответствует подписи руководителя, уполномоченного представителя налогоплательщика;
отчетность представлена в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета);
в налоговой декларации (расчете) отсутствуют реквизиты наименования организации-налогоплательщика, ИНН, подписи уполномоченных лиц, вид документа (первичный, корректирующий), наименование налогового органа.
При наличии указанных оснований должностное лицо налогового органа направляет уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде по ТКС. Форма такого уведомления утверждена приказом ФНС России от 25.02.2009 № ММ-7-6/85@ (приложение № 2).
Напомним об очевидных преимуществах представления бухгалтерской и налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи:
нет необходимости приходить в налоговые органы, так как отчетность практически в любое время суток отправляется из офиса налогоплательщика (экономия рабочего времени);
не требуется дублирования сдаваемых документов на бумажных носителях: отчетность в электронном виде, подписанная ЭЦП, имеет равную юридическую силу с бумажным вариантом;
отчетность формируется в стандартном формате с использованием средств выходного контроля, посредством которого проверяется правильность заполнения полей форм отчетности, что позволяет избежать ошибок. При этом осуществляется проверка актуальности версии заполняемой формы;
оперативно обновляются форматы представления отчетности. При изменении форм налоговой и (или) бухгалтерской отчетности или введении новых форм отчетности до срока представления отчетности налогоплательщик получает возможность обновить версии форматов в электронном виде;
возможность в течение суток получить подтверждение выполнения обязательств перед бюджетами разных уровней (распечатки по налогам) путем получения информационной выписки, которая передается по ТКС налоговой инспекцией в зашифрованном виде. Также налогоплательщик может в оперативном режиме посмотреть свою личную карточку в инспекции, таким образом, не нужно ждать актов сверки;
получение оперативной информации по электронной почте об изменении налогового законодательства, бюджетных счетов, нормативных актов и т. п.;
защита налоговой и бухгалтерской отчетности, представляемой в электронном виде по ТКС, от просмотра и корректировки;
повышение оперативности обработки информации, исключение технических ошибок. Отчетность, направленная в налоговую инспекцию, проходит входной контроль, и соответствующие показатели разносятся по лицевым счетам.
Аналитический отдел
УФНС России по Магаданской области
Начать дискуссию