Основная функция налоговиков – контроль и надзор за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет. Стремление решить эту задачу не фискальными мерами, а за счет повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщика нашло выражение в утверждении Концепции планирования выездных налоговых проверок, которая предусматривает качественно новый подход к отбору объектов для проведения выездных контрольных мероприятий. Подробнее о критериях отбора, а также о системе подхода к налоговым проверкам в целом, мы говорим с заместителем руководителя Управления ФНС России по Удмуртской Республике Венерой Кузнецовой.
- Венера Гаптрашидовна, тема налоговых проверок стала очень популярной в последнее время, а в связи с кризисной ситуацией она приняла обостренный характер. Особенно «обижается» «малый» бизнес. Что проверки действительно участились в последние годы?
- Я бы сказала, наоборот. Они стали проводиться гораздо реже. Ежегодно мы проверяем менее 1 процента налогоплательщиков, стоящих у нас на учете. Например, в 2008 году на предприятиях Удмуртии проведено 578 выездных налоговых проверок. Малый бизнес от этого количества составляет около 30 процентов. Честно говоря, выездные налоговые проверки для нас очень трудозатратный процесс. Каждая выездная проверка – это целый комплекс мероприятий, экспертиз, опросов, необходимых для того, чтобы позиция налоговиков была доказательной в судах по налоговым спорам. В год один инспектор УФНС может провести не более двух-трех проверок. Поэтому сегодня у налоговой службы иной подход к проверкам. Приоритет в контрольной работе налоговых органов направлен не на количество проводимых проверок, а на их качество, т.е. увеличение их эффективности и результативности, сбор доказательной базы и, как следствие, увеличение процента взыскания доначисленных сумм. А залогом качества является тщательное и детальное планирование, основанное на полном и всестороннем анализе финансово–хозяйственной деятельности как налогоплательщиков, так и целых отраслей.
Кроме того, уже три года налоговые органы России исповедуют принцип информационной открытости в этом вопросе. Сегодня бизнес-сообщество знает 12 критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, которые используются налоговыми органами в процессе отбора предприятий для проведения выездных проверок. Критерии–это, прежде всего, определенные сигналы, как для налогового инспектора, так и для налогоплательщика, которые свидетельствуют, что деятельность налогоплательщика и его налоговые обязательства вызывают вопросы и, соответственно, этот налогоплательщик попадает в зону особого внимания налоговых органов.
- То есть, знание критериев позволяет налогоплательщикам самостоятельно оценить степень вероятности назначения в отношении них выездных налоговых проверок?
- Да, фактически, проанализировав свою деятельность, налогоплательщики могут сами оценивать свои зоны риска по 12 критериям и, в случае необходимости, представить уточненную налоговую декларацию. Если налогоплательщик сам исправит свои нарушения, то выездная налоговая проверка ему не грозит.
- В прошлом году список оснований для назначения выездной проверки пополнил еще один- двенадцатый критерий. Можно о нем поподробнее?
- 12 критерий направлен на стимулирование добровольного отказа от использования незаконных схем и в нем налогоплательщики открыто информируются о рисках применения отдельных схем ведения финансово-хозяйственной деятельности. Критерий так и называется - “Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском”.
Нередко бизнес предпринимает рискованные решения в надежде минимизировать налоги, я имею ввиду применение различных схем по возмещению НДС из бюджета, непомерное увеличение на бумаге своих расходов и снижение прибыли и т.д.. Поверьте, ни один бизнесмен не будет работать себе в убыток, значит, есть доход и есть попытки его скрыть. А в результате получаются крупные доначисления, пени, штрафы. Причем, если доказано применение схемы, штраф составляет 40 процентов от неуплаченной суммы налогов и возникает уголовная ответственность.
Так вот, опубликовав 12 критерий, мы стремимся предупредить совершение налогового правонарушения, раскрывая перед налогоплательщиком основные принципы контрольной работы и предлагая ему более сознательно подойти к выбору бизнес решений с учетом информации о рисках применения отдельных схем.
- То есть, критерии можно назвать «социальным контрактом» бизнеса и власти: налогоплательщики должны сами просчитать свои риски, отказаться от схем взамен на гарантии налоговой безопасности. А налогоплательщики Удмуртии пользуются такой возможностью ?
- Да, налогоплательщики Удмуртии пользуются этим правом, самостоятельно выявляя налоговый риск и представляя уточненную налоговую декларацию. Только в четвертом квартале 2008 года это сделали 29 юридических лиц, доплативших в бюджет налогов на общую сумму около 6 млн. рублей.
- А если предприниматель не решился сдать уточненную декларацию?
- Конечно же, налогоплательщик вправе не предпринимать никаких действий. Он может, но не обязан самостоятельно подавать уточненную декларацию. Однако, если в ходе налоговой проверки будет доказан факт применения какой-либо из схем и подтверждены признаки возникновения необоснованной налоговой выгоды, у налоговых органов появится дополнительный аргумент для квалификации действий налогоплательщика по минимизации налогов как умышленных. Ведь ФНС России проинформировала о налоговых рисках таких действий. А это помимо доначислений налогов и пени предполагает применение штрафа в двойном размере и возможную уголовную ответственность в связи с умышленным применением схем уклонения от налогов.
- А налоговые органы уже ощутили преимущества нового принципа подхода к проверкам, основанного не на количестве, а на качестве?
- Безусловно, за 2008 год результативность выездных налоговых проверок организаций и физических лиц составила почти 99%. А о качестве проверок и высоком уровне квалификации наших налоговых инспекторов говорит тот факт, что в Удмуртской Республике по итогам 2008 года один из самых высоких по России показателей выигранных налоговой инспекцией судебных дел.
К сведению:
В 2008 году налоговые органы Удмуртии по итогам выездных и камеральных проверок на предприятиях доначислили в разные уровни бюджета 4,6 млрд. рублей. На одну проверку организации, в среднем, приходится 8 млн. рублей доначисленных налогов в бюджет, а на одну проверку индивидуального предпринимателя, в среднем, - 1,2 млн. рублей.
Управление ФНС России
по Удмуртской Республике
Начать дискуссию