Интервью

УФНС по Удмуртской Республике публикует интервью с замруководителя Управления

О критериях отбора, а также о системе подхода к налоговым проверкам в целом рассказывает заместитель руководителя Управления ФНС России по Удмуртской Республике Венера Кузнецова.

Основная функция налоговиков – контроль и надзор за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов в бюджет. Стремление решить эту задачу не фискальными мерами, а за счет повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщика нашло выражение в утверждении Концепции планирования выездных налоговых проверок, которая предусматривает качественно новый подход к отбору объектов для проведения выездных контрольных мероприятий. Подробнее о критериях отбора, а также о системе подхода к налоговым проверкам в целом, мы говорим с заместителем руководителя Управления ФНС России по Удмуртской Республике Венерой Кузнецовой.

- Венера Гаптрашидовна, тема налоговых проверок стала очень популярной в последнее время, а в связи с кризисной ситуацией она приняла обостренный характер. Особенно «обижается» «малый» бизнес. Что проверки действительно участились в последние годы?

- Я бы сказала, наоборот. Они стали проводиться гораздо реже. Ежегодно мы проверяем менее 1 процента налогоплательщиков, стоящих у нас на учете. Например, в 2008 году на предприятиях Удмуртии проведено 578 выездных налоговых проверок. Малый бизнес от этого количества составляет около 30 процентов. Честно говоря, выездные налоговые проверки для нас очень трудозатратный процесс. Каждая выездная проверка – это целый комплекс мероприятий, экспертиз, опросов, необходимых для того, чтобы позиция налоговиков была доказательной в судах по налоговым спорам. В год один инспектор УФНС может провести не более двух-трех проверок. Поэтому сегодня у налоговой службы иной подход к проверкам. Приоритет в контрольной работе налоговых органов направлен не на количество проводимых проверок, а на их качество, т.е. увеличение их эффективности и результативности, сбор доказательной базы и, как следствие, увеличение процента взыскания доначисленных сумм. А залогом качества является тщательное и детальное планирование, основанное на полном и всестороннем анализе финансово–хозяйственной деятельности как налогоплательщиков, так и целых отраслей.

Кроме того, уже три года налоговые органы России исповедуют принцип информационной открытости в этом вопросе. Сегодня бизнес-сообщество знает 12 критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, которые используются налоговыми органами в процессе отбора предприятий для проведения выездных проверок. Критерии–это, прежде всего, определенные сигналы, как для налогового инспектора, так и для налогоплательщика, которые свидетельствуют, что деятельность налогоплательщика и его налоговые обязательства вызывают вопросы и, соответственно, этот налогоплательщик попадает в зону особого внимания налоговых органов.

- То есть, знание критериев позволяет налогоплательщикам самостоятельно оценить степень вероятности назначения в отношении них выездных налоговых проверок?

- Да, фактически, проанализировав свою деятельность, налогоплательщики могут сами оценивать свои зоны риска по 12 критериям и, в случае необходимости, представить уточненную налоговую декларацию. Если налогоплательщик сам исправит свои нарушения, то выездная налоговая проверка ему не грозит.

- В прошлом году список оснований для назначения выездной проверки пополнил еще один- двенадцатый критерий. Можно о нем поподробнее?

- 12 критерий направлен на стимулирование добровольного отказа от использования незаконных схем и в нем налогоплательщики открыто информируются о рисках применения отдельных схем ведения финансово-хозяйственной деятельности. Критерий так и называется - “Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском”.

Нередко бизнес предпринимает рискованные решения в надежде минимизировать налоги, я имею ввиду применение различных схем по возмещению НДС из бюджета, непомерное увеличение на бумаге своих расходов и снижение прибыли и т.д.. Поверьте, ни один бизнесмен не будет работать себе в убыток, значит, есть доход и есть попытки его скрыть. А в результате получаются крупные доначисления, пени, штрафы. Причем, если доказано применение схемы, штраф составляет 40 процентов от неуплаченной суммы налогов и возникает уголовная ответственность.

Так вот, опубликовав 12 критерий, мы стремимся предупредить совершение налогового правонарушения, раскрывая перед налогоплательщиком основные принципы контрольной работы и предлагая ему более сознательно подойти к выбору бизнес решений с учетом информации о рисках применения отдельных схем.

- То есть, критерии можно назвать «социальным контрактом» бизнеса и власти: налогоплательщики должны сами просчитать свои риски, отказаться от схем взамен на гарантии налоговой безопасности. А налогоплательщики Удмуртии пользуются такой возможностью ?

- Да, налогоплательщики Удмуртии пользуются этим правом, самостоятельно выявляя налоговый риск и представляя уточненную налоговую декларацию. Только в четвертом квартале 2008 года это сделали 29 юридических лиц, доплативших в бюджет налогов на общую сумму около 6 млн. рублей.

- А если предприниматель не решился сдать уточненную декларацию?

- Конечно же, налогоплательщик вправе не предпринимать никаких действий. Он может, но не обязан самостоятельно подавать уточненную декларацию. Однако, если в ходе налоговой проверки будет доказан факт применения какой-либо из схем и подтверждены признаки возникновения необоснованной налоговой выгоды, у налоговых органов появится дополнительный аргумент для квалификации действий налогоплательщика по минимизации налогов как умышленных. Ведь ФНС России проинформировала о налоговых рисках таких действий. А это помимо доначислений налогов и пени предполагает применение штрафа в двойном размере и возможную уголовную ответственность в связи с умышленным применением схем уклонения от налогов.

- А налоговые органы уже ощутили преимущества нового принципа подхода к проверкам, основанного не на количестве, а на качестве?

- Безусловно, за 2008 год результативность выездных налоговых проверок организаций и физических лиц составила почти 99%. А о качестве проверок и высоком уровне квалификации наших налоговых инспекторов говорит тот факт, что в Удмуртской Республике по итогам 2008 года один из самых высоких по России показателей выигранных налоговой инспекцией судебных дел.

К сведению:

В 2008 году налоговые органы Удмуртии по итогам выездных и камеральных проверок на предприятиях доначислили в разные уровни бюджета 4,6 млрд. рублей. На одну проверку организации, в среднем, приходится 8 млн. рублей доначисленных налогов в бюджет, а на одну проверку индивидуального предпринимателя, в среднем, - 1,2 млн. рублей.

Управление ФНС России
по Удмуртской Республике

Начать дискуссию

Общество

👍 Президент подписал закон, упрощающий принятие решений на общих собраниях членов СНТ и ОНТ

Владимир Путин подписал разработанный при участии Росреестра федеральный закон, которым упрощен процесс принятия решений на общих собраниях членов садоводческих (СНТ) и огороднических товариществ.

Патентная активность российских изобретателей выросла на 7%

Более 15 000 заявок на патентование изобретений и полезных моделей подали отечественные разработчики в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент) с января по июнь 2024 года.

Опубликованы поручения Президента по итогам Петербургского международного экономического форума-2024

Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам ПМЭФ-2024, который прошел 5–8 июня.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Нацбюро кредитных историй назвало средний размер автокредита

По данным кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в июне 2024 года средний размер выданных автокредитов составил 1,47 млн рублей.

МВД: если поменяли сим-карту, открепите номер от Госуслуг и мобильного приложения

Киберпреступники приобретают старые сим-карты, которые уже были использованы и поступили в повторную продажу.

1
УК РФ

Ответственность за цифровые преступления ужесточат

По результатам деятельности созданной в 2020 году на площадке Генпрокуратуры межведомственной рабочей группы подготовлены проекты федеральных законов об ужесточении ответственности за преступления в цифровой среде.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Как разработать детальный финансовый план и бюджет для бизнеса

Разработка детального финансового плана и бюджета — ключевой аспект успешного управления бизнесом. Этот процесс помогает предусмотреть финансовые трудности и эффективно распределить ресурсы, обеспечивая устойчивое развитие компании. В данном руководстве вы найдете пошаговый план для создания финансового плана и бюджета.

Инвестиции

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2

Заканчивается июль, а вместе с ним и бюджет, который был выделен на инвестиции. В первой половине месяца я покупал чуть меньше акции, чуть больше облигации, а также немного фондов. Во второй половине месяца действовал примерно по тому же плану.

Пополнил брокерский счет на 300 000 в июле. Что купил? Часть 2

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1

В июле представили обновления: сортировка главной страницы одним кликом, новый инструмент для самозанятых, возможность монетизации для авторов в "Трибуне" и продвижение материалов в блогах компаний. Также улучшен сервис "Клерк.Работа" и введены новые функции для Бизнес Аккаунта и личного кабинета.

Новые функции и улучшения на «Клерке»: обновления за июль. Выпуск #1
2
Обзоры новостей

Налог на бездетность, Ивлеева уплатила долг, НДФЛ при манипуляциях с землей в обзоре

Интересные события в налоговой сфере.

Бухгалтеры не видят актуальных данных ЕНС и не могут сформировать электронные подписи в ЛК. 🔨«Ночной бухгалтер» № 1733

Никогда такого не было... Бухгалтеры жалуются, что в личных кабинетах невозможно посмотреть актуальную информацию по сальдо ЕНС. Данные стоят на 15, 18, 19 июля. Если написать через ЛК налоговикам, сведения обновляются, но не всем. Формировать электронные подписи многие также не могут, не отправить 3-НДФЛ, не обновить электронные подписи.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Физлицам и компаниям ЕС запретили участвовать в российской схеме обмена активами

Власти Евросоюза призвали инвесторов и компании не участвовать в обмене заблокированных ценных бумаг, поскольку в этом механизме участвует подсанкционный Национальный расчетный депозитарий.

ОСАГО

ОСАГО можно оформить онлайн через Сбер

Водители могут застраховать машину онлайн за несколько минут. Достаточно ввести данные документов и выбрать страховщика на маркетплейсе Сбербанка.

Для россиян тоже установят лимит на количество сим-карт

Несколько сим-карт нужны владельцам гаджетов, которые позволяют управлять умным домом и камерами наблюдения.

Сотрудников не могут заставить сдавать отпечатки пальцев

Частные компании не имеют права проводить дактилоскопическую регистрацию сотрудников, чтобы наладить пропускной режим на объекте.

Бухгалтеры

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года

Подготовили для вас анонс предстоящих вебинаров в августе.

НДС на УСН в 2025 году, выбор налогового режима, топ претензий от ФНС, и господдержка бизнеса — какие вебинары пройдут в августе 2024 года
Новости ФНС

ФНС начнет регистрировать личные фонды россиян

Полномочия по регистрации личных фондов для управления бизнесом, имуществом и активами перешли от Минюста к ФНС.

Личные финансы

Цены на туры в Турцию выросли до 300 000 рублей за среднюю путевку

Итоги первой половины лета показали, что отдых на море в этом году стал для россиян дороже еще на несколько десятков процентов. Подорожало все — и гостиницы, и перелеты, и пакетные туры. Причем не только за границей, но и в России.

Бесплатно с Трудовое право

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Все зависит от того, в состоянии ли работник доказать, что неправильная запись в трудовой лишила его заработка. Разбираем детали.

Трудовые споры: сколько денег можно взыскать с работодателя за неправильную запись в трудовой книжке 

Интересные материалы

Кадровый учет

Перемещение работника

В данном материале рассмотрим, как выглядит процедура перемещения сотрудника. Поговорим о том, какими документами оформляется это кадровое мероприятие. Разберем, в чем состоят отличия между перемещением и переводом работника.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру