Вниманию руководителей обществ с ограниченной ответственностью!
Новые аспекты государственной регистрации юридических лиц.
30 декабря 2008 года был принят Федеральный закон № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно принятому документу, изменения затронули Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО).
Проанализируем основные изменения, внесенные в Закон об ООО. Прежде всего, они коснулись учредительных документов общества с ограниченной ответственностью (далее - Общество). Так, пунктом 5 статьи 11 Закона об ООО из состава учредительных документов исключен учредительный договор, тем самым устав законодательно определен в качестве единственного учредительного документа Общества. Согласно пункту 3 статьи 89 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 12 Закона об ООО устав Общества должен содержать сведения о размере уставного капитала, составе и компетенции его органов управления, порядке принятия ими решений и т.д. При этом не предусмотрено отражение в уставе сведений о размере, принадлежности и номинальной стоимости долей в уставном капитале Общества (пункт 2 статьи 12 Закона об ООО), что исключает необходимость внесения изменений в устав при каждом изменении долей уставного капитала участников Общества.
Хотя юридически учредительный договор исключен из состава учредительных документов, однако фактически он продолжает играть существенную роль в правовой регламентации отдельных моментов деятельности обществ с ограниченной ответственностью. В частности, в учредительном договоре должен быть закреплен порядок осуществления участниками Общества совместной деятельности по его учреждению, размер уставного капитала Общества, размер и номинальная стоимость доли каждого из учредителей Общества, а также размер, порядок и сроки их оплаты.
Немаловажным изменением в Законе об ООО можно считать добавление главы III.1 «Ведение списка участников», согласно которой Общество обязано вести список своих участников с указанием сведений о каждом участнике, размере его доли в уставном капитале и ее оплате, а также о размере долей, принадлежащих Обществу, датах их перехода к Обществу или приобретения Обществом (статья 31.1 Закона об ООО). Обязанность вести список возлагается на руководителя Общества, за нарушение предусмотрена ответственность.
Устанавливается также обязанность участников своевременно информировать Общество о своем имени или наименовании, месте жительства или месте нахождения, а также о принадлежащих ему долях в уставном капитале Общества. Указанные изменения должны быть зарегистрированы в уполномоченном регистрирующем органе, при этом в случае споров по поводу несоответствия сведений, отраженных в списке участников, сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ), право на долю или часть доли в уставном капитале Общества устанавливается на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Указанный порядок трудно назвать упрощенным, по крайней мере для руководителя Общества, однако его наличие может существенно изменить отношение налогоплательщиков к своевременной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ.
Определен перечень лиц, которые могут быть заявителями при внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале Общества и соответствующие изменения внесены в пункт 1.4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации):
- участник общества;
- учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника Общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица;
- правопреемник реорганизованного юридического лица - участника Общества;
- исполнитель завещания;
- нотариус.
Необходимо отметить и роль нотариусов при совершении регистрационных действий Обществом. Большое количество таких действий требует нотариального удостоверения, в частности, обязательно должно быть нотариально удостоверено отчуждение доли или части доли в уставном капитале Общества, при этом отсутствие нотариального удостоверения влечет недействительность такой сделки. Право собственности на приобретенную долю переходит к покупателю именно с момента нотариального удостоверения.
Немаловажным нюансом оформления перехода права собственности на долю в уставном капитале Общества является то, что в обязанность нотариуса вменяется проверка полномочий отчуждающего долю лица. Также нотариус должен проставить отметку о совершении сделки на договоре по переходу права собственности, на основании которого отчуждаемая доля или часть доли ранее была приобретена (пункт 13 статьи 21 Закона об ООО).
После того как сделка по отчуждению доли удостоверена, нотариус в трехдневный срок обязан передать в налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию, заявление о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ с приложением договора (пункт 14 статьи 21 Закона об ООО). Одновременно в трехдневный срок со дня регистрации нотариус также передает копию указанного заявления Обществу, отчуждение доли в уставном капитале которого осуществлялось (пункт 15 статьи 21 Закона об ООО).
Анализируя разработанный законодателем механизм нотариального удостоверения изменений, можно сделать вывод о стремлении государства защитить Общества, подверженные так называемым «рейдерским захватам».
Нельзя обойти изменения, которые затронули порядок оплаты уставного капитала Общества. Несмотря на то, что изменения не коснулись минимального размера уставного капитала, который на сегодняшний день составляет 10 000 (десять тысяч) рублей, Закон об ООО обязывает произвести независимую оценку номинальной стоимости вклада в виде неденежных средств, если сумма такого вклада более 20 000 (двадцати тысяч) рублей (пункт 2 статьи 15 Закона об ООО). При этом участники Общества и независимый оценщик несут при недостаточности имущества Общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости имущества, внесенного для оплаты долей в уставном капитале Общества, в течение трех лет с момента государственной регистрации Общества или внесения изменений в Устав Общества.
С 1 июля 2009 года установлены дополнительные основания для отказа в государственной регистрации юридического лица (статья 23 Закона о регистрации):
- несоблюдение в установленных случаях нотариальной формы представляемых документов;
- подписание неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ;
- выход участников Общества, в результате которого в Обществе не остается ни одного участника, равно как и выход единственного участника из Общества.
При этом сам факт наличия судебного спора о размере доли или части доли в уставном капитале Общества либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об Обществе, подлежащих внесению в ЕГРЮЛ, не является основанием для отказа в государственной регистрации (пункт 1.1 статьи 23 Закона о регистрации).
Для Обществ наиболее значимым из изменений, внесенных Законом, является обязанность в течение полугода (до 1 января 2010 года) привести свои учредительные документы в соответствие законодательством – с учетом вступления в силу поправок, внесенных в Закон о регистрации.
Начать дискуссию