Новости ФНС

УФНС по Республике Калмыкия отчитывается о проведении налоговых проверок

Налоговыми органами республики за 2008 года проведено 106117 камеральных и 455 выездных налоговых проверки.

Выездные налоговые проверки. Участие налогоплательщиков в планировании выездных налоговых проверок.

Налоговыми органами республики за 2008 года проведено 106117 камеральных и 455 выездных налоговых проверки.
По результатам контрольной работы дополнительно начислено платежей по всем видам налогов и сборов, включая пени и налоговые санкции в сумме 1 123170 тыс.руб., по результатам проверок поступило и взыскано платежей 317 133 тыс.рублей, что составляет 28,2% от общей суммы дополнительно начисленных платежей, 11,0% от общей суммы поступлений в бюджетную систему.

За первый квартал 2009 года дополнительно начислено платежей в бюджеты всех уровней с учетом налоговых санкций и пени в сумме 229 863 тыс.руб., по сравнению с соответствующим периодом прошлого года отмечено увеличение на 63,7% или на 89435 тыс.рублей.
Около половины (48,8%) доначислений приходится на результаты выездных налоговых проверок.

Проведено 107 выездных налоговых проверок, в результате которых дополнительно начислено 112 213 тыс.рублей, рост суммы доначислений по сравнению с первым кварталом 2008 года составил более 7,3 раза.

На долю выездных налоговых проверок организаций приходится львиная доля результативных налоговых проверок – 109 107 тыс.рублей или 97,2%.
Указанные показатели свидетельствуют о том,  что основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные проверки.
В результате их проведения мы решаем несколько задач, наиболее важные из которых:
выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах; предупреждение налоговых правонарушений.

Мы всегда стремимся, чтобы выездные налоговые проверки отвечали требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

Ранее планирование выездных налоговых проверок носило конфиденциальный характер. Новый подход к планированию и отбору налогоплательщиков к проверке, утвержденный приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, является открытым и общедоступным процессом, построенным на отборе налогоплательщиков по критериям риска совершения налогового правонарушения (всего 12 критериев). 

В целях эффективного решения задач, поставленных перед нами законодательством Российской Федерации, мы строго соблюдаем требования принятой в мае 2007 года Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Она предусматривает новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Согласно Концепции планирование выездных налоговых проверок - это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным.

Концепция предусматривает проведение налогоплательщиком самостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по приведенным ниже критериям.

Используя данные критерии, налогоплательщики имеют возможность проанализировать способы и результаты хозяйственной деятельности и оценить степень вероятности назначения выездной налоговой проверки, а также оценить вероятный объем налоговых претензий, выявить уязвимые, с точки зрения налоговых рисков, участки учета и принять необходимые с его точки зрения меры по их снижению.

Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок:
1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
З. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Порядок проведения предварительной работы по отбору налогоплательщиков к включению их в план проверки основан на результатах предпроверочного анализа критериев отбора налогоплательщиков по зонам риска. Любой налогоплательщик может самостоятельно оценить риски и самостоятельно выявить и исправить допущенные ошибки при исчислении налогов.
Задачей налоговых органов при планировании выездных налоговых проверок является постоянное информирование и разъяснение налогоплательщиков о позиции налоговых органов.
Необходимо сказать, что налогоплательщик планируется к проверке, когда предполагаемые налоговые претензии значительны.
Должен отметить, что все запланированные выездные налоговые проверки результативны. Эффективность выбранных методов видна на цифрах.

Так, за первый квартал 2009 года по выездным проверкам налоговыми органами Республики дополнительно начислено 112 213 тыс.руб. платежей, что на 96 988 тыс. руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года и эффективность проведенных выездных проверок достигает 100 процентов.
Но более важным является открытость и доступность нового подхода налоговых органов к планированию выездных проверок, позволяющего налогоплательщику самостоятельно уточнять свои налоговые обязательства.

Сегодня задача налоговых органов - так выверять объект для налогового контроля, чтобы сам выход на выездную проверку стал показателем того, что налоговые органы имеют неопровержимые доказательства нарушения законодательства. 

Если налогоплательщик со своей стороны хочет, чтобы ему были созданы нормальные условия для планомерного развития, в основу своей деятельности он должен заложить принципы открытости, честности и, наконец, государственного подхода к делу. Предоставить добросовестному налогоплательщику возможность спокойно вести свой бизнес является нашей общей целью, достижение которой находится в интересах как любой отдельно взятой организации, так и всего государства в целом.

Если оценивать все критерии в целом, то можно отметить, что  если первые одинадцать из них оцениваются налоговыми органами практически самостоятельно, то двенадцатый, - позволяет налогоплательщику участвовать в планировании проверки, путем самостоятельной оценки рисков  и представления уточненой налоговой декларации.

При использовании 12 го критерия налогоплательщик самостоятельно оценивает налоговые риски и представляет уточненую налоговую декларацию, что является безусловным облегечением задачи налоговых органов – добровольная уплата налогов и высвобождение потенциала контрольных мероприятий в отношении других налогоплательщиков.  Тем самым налогоплательщик существенно снижает вероятность проведения выездной проверки, получает возможность повысить экономическую безопасность бизнеса и освобождения от налоговой ответственности, ведь проведение выездной налоговой проверки в этом случае возможно лишь по согласованию с Федеральной налоговой службой. 

В 12-ом критерии определены наиболее распространенные "схемы" (способы) ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды.

У налогоплательщиков, обнаруживших при самостоятельной оценке высокий уровень рисков согласно п. 12 Общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемых налоговыми органами в процессе сбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском), имеется возможность снизить или полностью исключить вышеуказанные риски. Для этого они должны, во-первых, исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период, а во-вторых, уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков. Согласно Концепции уведомление о мерах, предпринятых налогоплательщиками для снижения рисков, производится путем подачи в налоговый орган по месту нахождения организации уточненных налоговых деклараций по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском. Одновременно с уточненными декларациями налогоплательщикам предлагается представлять пояснительную записку по форме, рекомендуемой ФНС России (согласно приложению №5 к приказу ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@) (с изменениями от 14.10.2008).
Налоговый орган, получив уточненные декларации, в соответствии со ст. 88 НК РФ проводит камеральную налоговую проверку; при этом дополнительные документы у налогоплательщика не истребуются. Принять решение о назначении выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика, заявившего о мерах, предпринятых им для снижения рисков согласно п. 12 вышеуказанных критериев, налоговый орган может только после предварительного согласования с ФНС России.

Как налоговым органам, так и налогоплательщикам при определении уровня риска по данному критерию целесообразно ориентироваться на наиболее распространенные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды. Такие способы были определены ФНС России по результатам контрольной работы с учетом досудебного урегулирования споров с налогоплательщиками и сложившейся арбитражной практики. Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе "Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков".

Контрольный отдел УФНС России по РК

Начать дискуссию