Организация планирует изменить объект налогообложения по УСНО с 01.01.2010 года. По какой форме следует подать заявление в налоговый орган?
Федеральным законом от 24.11.2008 № 208-ФЗ внесены изменения в ст. 346.14 Налогового кодекса РФ (далее – Кодекс). Так, с 2008 года объект налогообложения можно менять c 1 января ежегодно, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предполагает изменить объект налогообложения. При этом в течение налогового периода менять объект налогообложения нельзя.
Поскольку форма уведомления не установлена, то следует направить в налоговый орган уведомление об изменении объекта налогообложения в произвольной форме. В нем следует указать наименование налогового органа, полное наименование и адрес места нахождения организации; ИНН/КПП; дату, с которой будет изменен объект налогообложения (например, с 01.01.2010); новый объект, который будет применяться. Уведомление следует подписать руководителю организации (или индивидуальному предпринимателю).
Согласно позиции ВАС РФ (Постановление от 12.05.2009 № 12010/08) при расчете предельного размера доходов на 2009 год можно перемножать коэффициенты-дефляторы, которые установлены на 2006 - 2009 годы. Могут ли налогоплательщики воспользоваться указанным Постановлением при расчете предельного размера доходов в 2009 году?
Письмом ФНС России от 01.09.2009 № ШС-22-3/684@ сообщено следующее.
Пунктом 4 ст. 346.13 Кодекса установлено, что если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика превысили 20 млн. рублей, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСНО с начала того квартала, в котором допущено данное превышение.
При этом, п. 4 ст. 346.13 Кодекса установлено, что указанная величина предельного размера доходов налогоплательщика (20 млн. руб.), ограничивающая право налогоплательщика на применение УСНО, подлежит индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 346.12 Кодекса установлено, что величина предельного размера доходов организации, ограничивающая право перейти на УСНО, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее. Таким образом, учитывая положения п. 2 ст. 346.12 и п. 4 ст. 346.13 Кодекса, величина предельного размера доходов, ограничивающая применение УСНО в 2009 году составляет 57,9 млн. рублей (20 млн. рублей x 1,538 x 1,34 x 1,241 x 1,132).
Для сведения, на 2010 год Федеральным законом от 19.07.2009 № 204-ФЗ предельный размер доходов для УСНО установлен в размере 60 млн. руб. в год. Если доход налогоплательщика в течение 2010 года превысит указанную сумму, он утратит право применения УСНО и перейдет на общепринятую систему налогообложения.
Должна ли организация, применяющая УСНО, представить в налоговый орган бухгалтерскую отчетность за 2009 год?
Письмом от 15.07.2009 № ШС-22-3/566 ФНС России разъяснено, что организации, применяющие УСНО, не обязаны представлять в налоговый орган бухгалтерскую отчетность. Нормами Кодекса установлено, что бухгалтерскую отчетность должны представлять в налоговую инспекцию только те организации, которые обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с требованиями Закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». А именно этот Закон и освобождает организации, применяющие УСНО, от ведения бухгалтерского учета (они должны вести только учет основных средств и нематериальных активов).
Исключение из этого правила - представление бухгалтерской отчетности в налоговую инспекцию теми организациями, которые совмещают УСНО и ЕНВД, поскольку налогоплательщики ЕНВД от ведения бухгалтерского учета, а следовательно, и от представления отчетности в налоговую инспекцию, не освобождены. Поэтому если организация одновременно применяет УСНО и уплачивает ЕНВД, то представлять бухгалтерскую отчетность необходимо. Минфин придерживается такой же точки зрения (письмо от 13.02.2009 № 03-11-09/51).
Для сведения, налоговые органы вправе привлекать организации за непредставление бухгалтерской отчетности к налоговой и административной ответственности (п. 1 ст. 126 Кодекса и часть 1 ст. 15.6 КОАП РФ).
Какие ставки единого налога по УСНО будут действовать в 2010 году?
Областным законом 15.06.2009 № 31-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области дифференцированных налоговых ставок при применении УСНО в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов», с 01.01.2010 установлены следующие налоговые ставки:
- 5 % для налогоплательщиков, у которых в налоговом периоде, за который подлежит уплате налог, удельный вес доходов от осуществления одного или нескольких видов деятельности, указанных в п. 2 ст. 2 Закона, составляет в общей сумме доходов до их уменьшения на величину расходов не менее 70%;
- 10 % для иных налогоплательщиков.
Законом установлены 24 вида деятельности, удельный вес доходов от осуществления которых учитывается при предоставлении налогоплательщикам права использовать налоговую ставку 5 %, например, производство пищевых продуктов, одежды, обуви, мебели, машин и оборудования услуги по перевозке пассажиров и грузов, строительство, образование, связь и другие.
При отнесении видов экономической деятельности к указанным в областном законе и подпадающим под налогообложение по ставке 5 %, следует руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007, утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст.
Для налогоплательщиков, использующих объект налогообложения в виде «доходов», действующая ставка установлена Налоговым кодексом в размере 6 процентов. На данный момент каких - либо изменений в законодательство не внесено.
Мы находимся на УСНО, часть ТМЦ закупаем в розничной сети у продавцов, которые применяют систему ЕНВД. Если эти продавцы не применяют ККТ, то каким документом следует подтвердить оплату для признания расходов по УСНО?
Перечень расходов, которые налогоплательщик, применяющий УСНО с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», вправе учесть при определении налоговой базы, указан в п. 1 ст. 346.16 Кодекса. Данные расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса.
Согласно ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, подпадающими под ЕНВД, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Таким образом, соответствующие расходы при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должны подтверждаться отпечатанными ККТ кассовыми чеками или документами (товарными чеками, квитанциями или другими документами, подтверждающими прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Следовательно, если отсутствует кассовый чек, документы, содержащие сведения, предусмотренные п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, могут подтвердить факт приобретения товаров (работ, услуг) у продавцов, уплачивающих ЕНВД и не применяющих ККТ.
Организация (ООО) получила из бюджета субсидию на возмещение затрат в связи с производством и реализацией. Обязаны ли она восстановить ранее списанные расходы на сумму полученной субсидии, или следует включить сумму субсидии в состав доходов, не восстанавливая расходы по УСНО?
Налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогоплательщика восстанавливать ранее списанные расходы, по которым произведено возмещение из бюджета.
Ситуация прояснилась после выхода письма Минфина России от 14.08.209 № 03-03-05/156, доведенного письмом ФНС России от 10.09.209 № ШС-17-3/165. В нем Минфин делает вывод о том, что указанные субсидии подлежат учету в составе внереализационных доходов.
В письме отмечено, что предоставление субсидий юридическим лицам (кроме государственных (муниципальных) учреждений) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения. По мнению Минфина России, при решении вопроса о порядке учета в целях налогообложения субсидий, полученных коммерческими организациями в соответствии со ст. 78 БК РФ, необходимо учитывать следующее.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, определены в статье 251 Кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим.
В соответствии с п. 2 ст. 251 Кодекса не учитываются целевые поступления из бюджета. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Таким образом, для признания поступлений из бюджета целевыми в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 Кодекса, необходимо одновременное выполнение следующих условий:
1) средства должны быть получены напрямую из бюджета;
2) полученные средства должны носить целевой характер;
3) налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Порядок предоставления средств из бюджета установлен БК РФ.
Перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, поименован в статье 6 БК РФ. Коммерческие организации в данном перечне не поименованы, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в БК РФ и Кодексе.
Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются, в том числе, на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. То есть в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, полученные коммерческими организациями субсидии целевыми поступлениями в понятии, приведенном в п. 2 ст. 251 Кодекса, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы в составе внереализационных доходов. При этом, в силу того обстоятельства, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий.
Субсидии, полученные организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не подлежат отдельному учету. О расходовании указанных средств организация отчитываться не обязана.
Организация находится на УСНО, объект налогообложения «доходы». Разъясните порядок уменьшения суммы единого налога, если взносы на ОПС уплачены налогоплательщиком в большей или меньшей сумме.
Руководствуйтесь разъяснениями ФНС России (письмо от 28.09.2009 № ШС-22-3/743@). В данном письме приведены конкретные примеры расчета суммы единого налога, подлежащего уплате.
В соответствии со ст. 346.21 Кодекса налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, вправе уменьшить сумму налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленного ими за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на ОПС, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ (но не более чем на 50 %). Таким образом, Кодексом установлены четкие критерии, при выполнении которых суммы страховых взносов уменьшают сумму налога по УСНО.
Во-первых. Сумма налога по УСНО может быть уменьшена только на те суммы страховых взносов на ОПС, которые исчислены и уплачены за этот же период времени. Следовательно, сумма налога по УСН за календарный год может быть уменьшена только на суммы страховых взносов на ОПС за период с 1 января по 31 декабря этого же года.
Во-вторых. Сумма налога по УСН может быть уменьшена только на те суммы страховых взносов на ОПС, которые исчислены за этот же период времени. Учитывая, что обязанность по исчислению считается исполненной после представления соответствующей налоговой декларации, в которой отражена сумма исчисленного налогового обязательства, то сумма налога по УСНО может быть уменьшена только на те суммы страховых взносов на ОПС, которые отражены в декларациях по ОПС и в размерах, не более чем отраженных в указанных налоговых декларациях по ОПС.
В-третьих. Сумма налога по УСНО может быть уменьшена только на те суммы страховых взносов на ОПС, которые не только исчислены за этот же период времени, но и уплачены. При этом в уменьшение не может быть учтено больше, чем исчислено, т.е. если уплачено больше, чем исчислено, то в уменьшение учитывается сумма исчисленная.
В-четвертых. Страховые взносы на ОПС могут уменьшить сумму исчисленного за налоговый (отчетный) период налога (авансового платежа) по УСНО не более чем на 50 процентов.
Учитывая требования статьи 346.12 Кодекса, а также тот факт, что даты представления деклараций по УСНО и ОПС, а также даты их уплаты в бюджет не совпадают, сумма исчисленного за налоговый (отчетный) период налога (авансовых платежей по налогу) по УСНО подлежит уменьшению налогоплательщиками только на сумму фактически уплаченных ими (в пределах суммы начисленных (подлежащих уплате) за налоговый (отчетный) период) страховых взносов на ОПС на дату уплаты авансовых платежей по налогу за отчетные периоды, либо дату подачи налоговой декларации по налогу за налоговый период.
При этом, учитывая, что налог по УСНО исчисляется нарастающим итогом, суммы страховых взносов на ОПС, уплаченные налогоплательщиком после срока уплаты авансового платежа по УСНО за истекший отчетный период, могут быть учтены при исчислении налога (авансовых платежей по налогу) за налоговый период (следующие отчетные периоды текущего календарного года) и включены в налоговую декларацию по налогу за налоговый период.
При этом налогоплательщики, уплатившие страховые взносы на ОПС за этот же календарный год (отдельные месяцы (кварталы) этого календарного года) после представления налоговых деклараций по УСНО за календарный год, вправе уточнить свои налоговые обязательства по УСНО за истекший налоговый период (календарный год), представив в установленном порядке в налоговый орган уточненные налоговые декларации.
Если организация не подавала в налоговый орган заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД, но в течение нескольких налоговых периодов отчитывалась по ЕНВД, то обязана ли она подавать заявление о снятии с учета в случае прекращения деятельность на ЕНВД?
ФНС России разъяснила порядок постановки на учет и снятия с учета налогоплательщиков ЕНВД (письмо от 21.09.2009 № МН-22-6/734).
1. С 01.01.2009 порядок постановки на учет и снятия с учета налогоплательщиков ЕНВД установлен пунктом 3 статьи 346.28 Кодекса. Постановка на учет (снятие с учета) налогоплательщиков ЕНВД осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) по формам, установленным ФНС России. Указанные формы утверждены приказом ФНС России от 14.01.2009 № ММ-7-6/5.
Предоставление налогоплательщиками ЕНВД иных документов не предусмотрено. В этой связи, проверка сведений, указанных в заявлениях, проводится на основании данных, содержащихся в ЕГРН (ЕГРЮЛ, ЕГРИП).
2. Налогоплательщик ЕНВД, не состоящий на учете в налоговом органе в этом качестве, представляющий налоговую отчетность по ЕНВД в установленном порядке, вправе обратиться в налоговый орган в целях получения уведомления о постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога с Заявлением о постановке на учет по форме № ЕНВД-1 (№ ЕНВД-2). В качестве даты начала осуществления предпринимательской деятельности указывается дата начала первого отчетного периода, по которому налогоплательщиком представлялась в этот налоговый орган декларация по ЕНВД. В разделе «Достоверность и полнота сведений» налогоплательщик указывает текущую дату.
Налоговый орган осуществляет постановку на учет налогоплательщика и выдает ему (направляет по почте) уведомление о постановке на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД, указав в строке «Поставлена (поставлен) на учет» - «осуществляет деятельность, в качестве налогоплательщика ЕНВД с ___ (указывается дата начала первого отчетного периода из Заявления о постановке на учет по форме № ЕНВД-1 (№ ЕНВД-2))».
3. Налогоплательщик ЕНВД, не состоящий на учете в налоговом органе в этом качестве, представляющий налоговую отчетность по ЕНВД в установленном порядке, вправе обратиться в налоговый орган в целях получения уведомления о снятии с учета с Заявлением о снятии с учета по форме № ЕНВД-3 (№ ЕНВД-4). Налоговый орган на основании этого заявления осуществляет действия по закрытию налоговых обязательств. В базу данных территориального налогового органа вносится информация о прекращении налогоплательщиком деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД. В течение пяти дней со дня получения заявления налоговый орган выдает (направляет по почте) налогоплательщику уведомление о снятии с учета, указав в строке «снята (снят) с учета» - «деятельность, подлежащая налогообложению единым налогом на вмененный доход, прекращена с ___ (указывается дата из Заявления по форме № ЕНВД-3 (№ ЕНВД-4)).
УФНС по Свердловской области разъясняет применение специальных налоговых режимов
Вопросы-ответы о применении специальных налоговых режимов.
Начать дискуссию