Субсидии для бизнеса

Об учете субсидий в целях налогообложения

Согласно общим принципам главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ все поступления налогоплательщика, являющиеся его экономической выгодой в соответствии со статьей 41 НК РФ, облагаются налогом на прибыль

Согласно общим принципам главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ все поступления налогоплательщика, являющиеся его экономической выгодой в соответствии со статьей 41 НК РФ, облагаются налогом на прибыль. При определении объекта налогообложения указанным налогом организациями учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, а также внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ. И только доходы, поименованные в статье 251 НК РФ, не увеличивают налоговую базу.
В настоящее время бюджетные средства выделяются коммерческим организациям только по правилам статьи 78 Бюджетного кодекса РФ: субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Так или иначе, субсидии являются целевыми поступлениями (пп. 2 п. 3 ст. 78 БК РФ), однако, как отмечено выше, не облагаются налогом на прибыль доходы (поступления) только в случаях, прямо названных в статье 251 главы 25 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.
Подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ содержит ограниченный перечень средств, не учитываемых в целях налогообложения, и бюджетное финансирование коммерческим организациям в нем не указано.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления из бюджета. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Таким образом, для признания поступлений из бюджета целевыми в понятии, приведенном в пункте 2 статьи 251 НК РФ, необходимо одновременное выполнение следующих условий:
1) средства должны быть получены напрямую из бюджета;
2) полученные средства должны носить целевой характер;
3) налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Порядок предоставления средств из бюджета установлен БК РФ.
Перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, поименован в статье 6 БК РФ. Коммерческие организации в данном перечне не поименованы, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в БК РФ и НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются, в том числе, на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. То есть в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В связи с приведенными нормами законодательства не удовлетворяется первое обязательное условие для признания возмещаемых затрат целевыми поступлениями из бюджета.
При этом необходимо отметить, что предоставление субсидий указанным юридическим лицам на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения указанных затрат может осуществляться как до их возникновения, так и по факту возникновения (письмо Минфина России N 02-01-04/2523, Минэкономразвития России N 12064-АП/Д05 от 29.08.2008 "О применении статей 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации").
В связи с чем, указание на то, что субсидии, полученные в возмещение уже понесенных расходов, не предназначены для расходования на строго определенные цели, а могут использоваться по усмотрению организации, применимо только при предоставлении субсидий по факту возникновения затрат.
Таким образом, полученные коммерческими организациями субсидии, целевыми поступлениями в понятии, приведенном в пункте 2 статьи 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. При этом, в силу того обстоятельства, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий.
Данный порядок распространяется также на индивидуальных предпринимателей и налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы.
Кроме того, в пункт 2 статьи 251 НК РФ вносились изменения Федеральным законом РФ от 29.11.2007 № 284-ФЗ, а с 01.01.2010 данный пункт Федеральным законом от 25.11.2009 № 281-ФЗ изложен в новой редакции. Согласно новой конструкции рассматриваемого пункта, приведенные в данной статье аргументы, не предполагают иного толкования законодательства.

Отдел налогообложения юридических лиц
Управления ФНС России по Алтайскому краю

Начать дискуссию