Налоги, взносы, пошлины

Увеличен размер недоимки по налогам, при превышении которого наступает уголовная ответственность

С нового, 2010 года, в законодательные акты РФ внесены поправки, которые смягчили уголовную ответственность за совершение налоговых преступлений и повысили пороговые значения по неуплаченным налогам.

С нового, 2010 года, в законодательные акты Российской Федерации (ФЗ от 29.12.2009 N 383-ФЗ) внесены поправки, которые смягчили уголовную ответственность за совершение налоговых преступлений и повысили пороговые значения по неуплаченным налогам.

О новых поправках информирует начальник правового отдела Управления Федеральной налоговой службы по Карачаево-Черкесской Республике Борис Дауров.

- Для возбуждения уголовного дела важен размер неуплаченных налогов, а уголовная ответственность наступает только в случае неуплаты в крупных и особо крупных размерах. С 2010 года «пороговая» сумма для категории «крупные» и «особо крупные» значительно увеличена. Сравните сами:
Согласно ст. 198 УК РФ с 2010 года крупным уклонением от уплаты налогов и сборов для физических лиц считается задолженность в 600 тысяч рублей за три финансовых года подряд либо свыше 1,8 млн. руб. . (Для сравнения: до 2010 года, чтобы «угодить за решетку» гражданину достаточно было накопить налоговый долг в 100 (за 3 года) или 300 тыс. руб. соответственно).
Особо крупным размером задолженности для физических лиц с 2010 года считается сумма более 3 млн. руб. за три финансовых года подряд или свыше 9 млн руб. (до 2010 года - 500 тыс. руб. и 1 млн. руб. соответственно).
Для организаций задолженность по налогам, которую будут считать крупной, увеличена до 2 млн. руб. за тот же период, либо свыше 6 млн. руб. (Для сравнения: до 2010 г.- 500 тыс. руб. и1 млн. руб. соответственно).
Особо крупной задолженностью для организаций признана сумма в 10 млн. руб. (до сих пор - 2,5 млн. руб.), либо 30 млн. руб. и более (до сих пор - 7,5 млн руб.).
С 2010 года освобождаются от уголовной ответственности налогоплательщики, впервые привлекаемые к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налога, если они до окончания предварительного расследования полностью уплатили в бюджет недоимку, пени и штраф.
Еще одно изменение внесено в ст. 108 УПК РФ – отныне лица, подозреваемые или обвиняемые в уклонении от уплаты налогов (сборов), неисполнении обязанностей налогового агента, сокрытии денежных средств и имущества, за счет которых должны быть взысканы налоги (сборы), не могут заключаться под стражу.

Налоговый кодекс Российской Федерации конкретизировал и обязанности налоговой инспекции

Например, материалы о возбуждении уголовного дела налоговая инспекция направляет в органы внутренних дел через два месяца по истечении срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора) и на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 3 ст. 32 НК РФ).
В свою очередь органы внутренних дел должны уведомлять инспекции о результатах рассмотрения таких материалов (п. 15.1 ст. 101 НК РФ). На период их рассмотрения приостанавливается исполнение решений о привлечении физического лица к ответственности за налоговое правонарушение и о взыскании соответствующих налога (сбора), пеней, штрафа (п. 15.1 ст. 101 НК РФ).
Исполнение указанных решений возобновляется, если по итогам рассмотрения материалов будет отказано в возбуждении уголовного дела, дело будет прекращено либо по данному делу будет вынесен оправдательный приговор.
Таким образом налогоплательщику (чьи операции по банковским счетам были приостановлены) налоговый орган (нарушивший срок отмены решения о приостановлении, либо - срок вручения банку такого решения) должен уплачивать проценты за каждый календарный день просрочки (п. 9.2 ст. 76 НК РФ).
В случае выявления факта переплаты налога в прошлых периодах, налогоплательщик вправе отразить это в текущей декларации, либо подать уточненную декларацию за тот период, в котором была допущена ошибка (абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ).
Кроме того, с 01.01.2010 налогоплательщики не обязаны представлять в налоговые органы документы, которые ранее уже подавались в инспекцию при проведении камеральных или выездных проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Начать дискуссию