О внесении изменений в главу 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ
1. Организации и физические лица, которые владеют земельными
участками, не признаваемыми объектами налогообложения,
не являются плательщиками земельного налога.
С 1 января 2010 г. плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками, которые признаются объектами налогообложения, на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Напомним, что не облагаемые налогом участки перечислены в п. 5 ст. 389 НК РФ. Ими, в частности, являются земли из состава лесного фонда и некоторые участки, ограниченные или изъятые из оборота в соответствии с российским законодательством. Таким образом, с 1 января 2010 г. организации и физические лица не признаются плательщиками земельного налога, если у них есть только такие земельные участки. Следовательно, эти лица не должны подавать декларации по земельному налогу, так как представление деклараций является обязанностью налогоплательщиков (п. 1 ст. 398 НК РФ).
2. Установлен порядок определения кадастровой
стоимости земельного участка, образованного
в течение налогового периода.
Согласно п. 1 ст. 391 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Как определить налоговую базу по участку, если он был образован в течение налогового периода, Налоговый кодекс не разъяснял. С 1 января 2010 г. данная неясность устранена. Федеральным законом от 28.11.2009 N 283-ФЗ п. 1 ст. 391 НК РФ дополнен новым положением, согласно которому налоговая база по земельному участку, образованному в течение налогового периода, определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки участка на кадастровый учет.
3. Новые правила исчисления земельного налога
и представления декларации по земельному
налогу для предпринимателей.
В соответствии с положениями Налогового кодекса РФ в редакции, действующей до 01.01.2010, предприниматели - плательщики земельного налога самостоятельно определяли налоговую базу, исчисляли подлежащую уплате сумму налога и представляли соответствующие декларации (расчеты) только в отношении земельных участков, используемых в предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 391, п. 2 ст. 396, п. п. 1, 2 ст. 398 НК РФ). Если предприниматель не использовал участок в своей деятельности, то земельный налог уплачивался им на основании налоговых уведомлений, направляемых ему инспекцией (п. 4 ст. 397 НК РФ). Налоговую декларацию (расчет авансовых платежей) по таким участкам он также не представлял.
С 1 января 2010 г. данный порядок изменен. Соответствующие поправки внесены в п. 3 ст. 391, п. 2 ст. 396, п. п. 1 и 2 ст. 398 НК РФ. Теперь предприниматели самостоятельно определяют налоговую базу, исчисляют сумму налога и представляют декларацию (расчеты) по земельным участкам, которые используются в предпринимательской деятельности, независимо от фактического использования их в такой деятельности.
4. Организации, имеющие в собственности
земельные участки, предназначенные для индивидуального
жилищного строительства, уплачивают земельный налог
в повышенном размере.
Согласно п. 15 ст. 396 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2010, физические и юридические лица по земельным участкам, предназначенным для жилищного строительства, уплачивали земельный налог в повышенном размере. В течение первых трех лет - в двойном размере, а за период строительства, превышающий данный срок, - в четырехкратном размере вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. Данное правило не применялось, если участок был приобретен для индивидуального жилищного строительства.
С 1 января 2010 г. это исключение уточнено: повышающие коэффициенты не применяются, только если индивидуальное жилищное строительство ведется физическими лицами. Соответствующие поправки внесены в п. 15 ст. 396 НК РФ. Значит, организации, у которых в собственности есть предназначенные для индивидуального жилищного строительства участки, уплачивают налог в повышенном размере.
5. Установлен период, за который физические лица,
своевременно не получившие налоговые уведомления об уплате земельного налога, обязаны уплатить налог.
Согласно п. 4 ст. 57 Налогового кодекса РФ, если расчет базы налога производится инспекцией, то обязанность по уплате этого налога возникает не ранее даты получения соответствующего уведомления. На основании внесенных в п. 4 ст. 397 НК РФ изменений, инспекция может направить налогоплательщику уведомления об уплате земельного налога только за три налоговых периода, предшествующих календарному году их направления. Также установлена обязанность данных физических лиц по уплате налога не более чем за три налоговых периода, предшествующих году направления уведомлений. Следует отметить, что налоговым периодом по земельному налогу является календарный год. Также согласно указанным изменениям возврат суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с его перерасчетом будет осуществляться за период такого перерасчета (ст. ст. 78 и 79 НК РФ).
Отдел налогообложения
УФНС России по Астраханской области
УФНС по Астраханской области сообщает об изменении законодательства по земельному налогу
О внесении изменений в главу 31 «Земельный налог» Налогового кодекса РФ. Новое в налогообложении юридических и физических лиц по земельному налогу.
Начать дискуссию