Итоги работы УФНС России по Алтайскому краю по легализации заработной платы за 2009 год.
В непростых для бизнеса условиях, сложившихся под влиянием мирового финансового кризиса, налогоплательщики края, стремясь оптимизировать свои расходы, нередко допускают явные нарушения действующего налогового законодательства: проводят пересмотр штатных структур, размеров оплаты труда своих работников, зачастую идет возвращение к серым схемам выплаты заработной платы с целью сэкономить, в том числе и на объемах уплачиваемых налогов, что в свою очередь ведет к сокращению поступлений в консолидированный бюджет края.
Для осуществления скоординированных действий в работе с такими проблемными налогоплательщиками внесены изменения в действующие Соглашения о взаимодействии районных и городских администраций с инспекциями края в области легализации объектов налогообложения.
В рамках заключенных Соглашений в администрации городов и районов края в 2009 году направлены списки плательщиков, отражающих в отчетности низкую заработную плату, в которые включено 14,8 тыс. работодателей.
Отраслевой анализ показал, что основная доля работодателей, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного и среднеотраслевого уровней, преобладает в торговле, обрабатывающих производствах и строительстве.
78% из числа включенных в список приходится на плательщиков, осуществляющих деятельность только по специальным налоговым режимам, количество предпринимателей – работодателей - 7 тысяч (47%). В список включены также сельхозтоваропроизводители и КФХ – 1 тыс. (7%). Работодатели с численностью работников 1 человек составили – 2,9 тыс. (19%).
На комиссиях в администрациях заслушано 5238 работодателей или 35,4%, из которых 76% (3981) - отреагировали на рекомендации комиссии. Выше сложившегося среднеотраслевого показателя увеличили заработную плату 32% (1262) работодателей.
Администрациями районов (городов) края применяется ряд мер, направленных на легализацию объектов обложения:
- на начальной стадии ограничивают допуск проблемных плательщиков к участию в конкурсах по инвестиционной деятельности, на право осуществления муниципальных заказов, закреплению маршрутов перевозок населения, а также аренде имущества, учитывая отсутствие задолженности по налогам, наличие оформленных договоров с наемными работниками, размер заработной платы, а так же уровень рентабельности;
- при оформлении документов для субсидирования части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами малого и среднего предпринимательства, одним из условий является наличие оформленных договоров с наемными работниками и уровень выплачиваемой среднемесячной заработной платы.
В целях создания более выгодных условий для повышения заработной платы всеми административными территориями принят понижающий коэффициент для исчисления ЕНВД, учитывающий уровень заработной платы наемных работников.
Среди позитивных методов работы в данном направлении является заключение Соглашений между работодателями, профсоюзами и администрациями, закрепляющие положение о минимальном размере заработной платы на определенной территории.
Для заслушивания на комиссиях, действующих в налоговых органах, определен более узкий круг проблемных налогоплательщиков из 1958 работодателей, что составило 5% от числа налогоплательщиков, представивших ненулевую отчетность.
Работодатели, попавшие в зону риска, распределись по видам экономической деятельности следующим образом:
- оптовая и розничная торговля – 1049 или 54 %;
- обрабатывающие производства – 377 или 19%;
- строительство – 171 или 9%;
- операции с недвижимым имуществом – 120 или 6%;
- транспорт и связь – 60 или 3%.
На заседаниях комиссий в налоговых органах рассмотрено 1941 работодатель (99,1%), из которых 1688 (87%) - повысили заработную плату, причем выше среднеотраслевого уровня увеличили заработную плату 41,1% налогоплательщиков – 694.
Основная доля отреагировавших налогоплательщиков, повысивших заработную плату выше среднего уровня по основному ВЭД, приходится на оптовую и розничную торговлю – 54% и обрабатывающие производства – 19%.
При проведении заседаний комиссий по легализации заработной платы налоговые органы края и администрации районов и городов ориентируют плательщиков выплачивать заработную плату не ниже среднеотраслевого.
Однако из предоставленных в 2009 году объяснений представителей налогоплательщиков, выплачивать такую заработную плату наемным работникам не позволяет финансовое положение, особенно сельскохозяйственным товаропроизводителям; неполный рабочий день; сезонный характер работы; почасовая оплата труда при малых объемах работы; использование отпусков без сохранения заработной; низкая покупательская способность населения, которая связана с тем, что большинство налогоплательщиков имеют торговые точки в сельских населенных пунктах, где основная численность населения работает в сельском хозяйстве, заработную плату выдают в натуральной форме.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, деятельность в области легализации доходов остается приоритетным направлением в совместной работе администрациями городов (районов) края и должна быть продолжена, так как налог на доходы физических лиц являются основными доходными источниками консолидированного бюджета края.
Отдел налогообложения физических лиц
УФНС по Алтайскому краю подводит итоги работы по легализации зарплаты
Итоги работы УФНС России по Алтайскому краю по легализации заработной платы за 2009 год.
Начать дискуссию