Налог на имущество

УФНС по Краснодарскому краю сообщает об изменениях в законодательстве по налогу на имущество

Новое в законодательстве по налогу на имущество физических лиц.

«Новое в законодательстве по налогу на имущество физических лиц»

Федеральным законом от 28.11.2009 № 283-ФЗ внесены изменения в Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее Закон № 2003-1), а именно:

Статья 1 «Налогоплательщики».

Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Если раннее допускалась уплата налога одним плательщиком, который определялся по соглашению между физическими лицами, то с 01.01.2010, плательщиками налога являются непосредственно собственники.

Статья 2 «Объекты налогообложения».

Пунктом 7 в объекты налогообложения добавлены с 01.01.2010 доля в праве общей собственности на имущество. Действие положений пункта 7 статьи 2 распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.

Так, в соответствии с письмом Минфина от 21.04.2008 № 03-05-04-01/19, налоговыми органами края начисление налога за 2009 год, а также перерасчет налога на имущество физических лиц за 2008 год осуществлялось в соответствии с порядком, изложенным в данном письме, т.е. при определении ставки налога на имущество физических лиц рассматривалась суммарная инвентаризационная стоимость всех объектов недвижимости находящихся в собственности налогоплательщика, без учета его доли в праве собственности.

На сегодняшний день налоговые органы края в соответствии с изменениями, внесенными в ст. 2 Закона № 2003-1 произвели перерасчет налога на имущество физических лиц за 2009 год. Об этом говорят и изменения, внесенные в ст.5 Закона № 2003-1, а именно за имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли. Инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.

Статья 3 «Ставки налога».

Размер ставок налога не изменился. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. «Суммарная инвентаризационная стоимость» - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу. Таким образом, если на территории того или иного муниципального образования ставки установлены в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, то налог должен исчисляться от суммарной стоимости всех объектов, собственником которых является налогоплательщик, находящихся на территории одного муниципального образования. Если же ставки установлены в зависимости от стоимости имущества, то налог на имущество физических лиц должен исчисляться по ставке, определенной в зависимости от стоимости каждого объекта налогообложения, принадлежащего физическому лицу и расположенного на территории указанного муниципального образования.

Статья 4 «Льготы по налогам».

Федеральным законом от 05.04.2009 № 45-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» внесены изменения в статью 4 Закона № 2003-1), которые вступили в силу в мае 2009 года и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года. Вышеназванным Законом перечень граждан, освобожденных от уплаты данного налога, дополнен лицами, имеющими право на получение социальной поддержки на основании Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1), и в соответствии с Федеральным законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

Законом № 1244-1 не предусмотрена выдача каких-либо специальных документов, подтверждающих право граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на получение мер социальной поддержки. Основанием для предоставления указанной категории граждан льгот по налогу на имущество физических лиц выступают документы, подтверждающие факт постоянного проживания (работы) на территории этой зоны (например, паспорт гражданина Российской Федерации, содержащий запись о регистрации по месту жительства, трудовая книжка и трудовой договор, содержащие сведения о месте работы).

Таким образом, всем гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, имеющим право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» представляется льгота по налогу на имущество физических лиц в виде полного освобождения имущества от налогообложения (письмо Минфина России от 16.11.2009 № 03-05-04-01/91).

Кроме того, на основании статьи 4 Закона Российской Федерации № 2003-1 «от уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются, в частности, пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 63 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с действующим законодательством, а именно: Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон № 4468-1). В частности, право на пенсию за выслугу лет имеют сотрудники органов внутренних дел, имеющие на день увольнения со службы выслугу 20 лет и более.

В силу статьи 6 вышеуказанного Закона № 4468-1 сотрудникам органов внутренних дел, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсионерам из числа сотрудников органов внутренних дел при поступлении их на военную или правоохранительную службу выплата назначенных ранее пенсий на время службы приостанавливается. На основании, изложенного следует, что поскольку статьей 4 Закона № 2003-1 не предусмотрены ограничения по освобождению от уплаты налога на имущество физических лиц пенсионеров, от уплаты налога освобождаются все сотрудники органов внутренних дел, которым назначена и выплачивается пенсия вне зависимости от условий получения ими пенсий (общий или льготный порядок).

При этом, сотрудники органов внутренних дел, вернувшиеся на правоохранительную (военную) службу и, следовательно, вновь приобретшие статус сотрудника правоохранительного органа (военнослужащего), в отношении которых выплата пенсии приостановлена, утрачивают право на освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц по основанию, предусмотренному в статьи 4 Закона № 2003-1 как пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.


Начальник отдела налогообложения физических лиц Павленко М.Ю.

Начать дискуссию