Проверка обоснованности и правомерности заявленного возмещения начинается с момента подачи декларации и документов, представленных налогоплательщиком на проверку.
Следует учесть, что при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение, налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. Такими документами являются: книга покупок и книга продаж; журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур; зарегистрированные в книге покупок счета-фактуры; документы, подтверждающие поставку и принятие на учет приобретенных товаров (работ, услуг): соответствующие договоры; товаросопроводительные документы, акты приемки-передачи, акты выполненных работ, регистры бухгалтерского учета, и т. д.; документы, подтверждающие оплату товаров (работ, услуг), и.т.д.
В целях предотвращения незаконного возмещения налога на добавленную стоимость, налоговые органы используют все предоставленные возможности по проверке и сопоставлению данных, касающихся деятельности проверяемого лица, полученных из различных источников. Особое внимание уделяется установлению реальности заключенных сделок с контрагентами, указанными в счетах-фактурах, представленных налогоплательщиком на проверку и выявлению фактического происхождения приобретаемого товара (работ, услуг).
За 2009 год налоговыми органами Республики Бурятия предотвращено 382 случая незаконного возмещения налога на добавленную стоимость на сумму 140 млн. руб.
Основными причинами признания сумм НДС к возмещению необоснованными по результатам налоговых проверок, являются:
- неправомерное применение вычетов по приобретаемым товарам (работам, услугам) у поставщиков, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость;
- неправомерное применение налоговых вычетов по «несуществующим» контрагентам,
- неправомерное заявление вычетов по счетам-фактурам, не относящимся к проверяемому налоговому периоду.
Кроме того, налоговыми органами выявляются факты неправомерного предъявления вычетов по фиктивным сделкам, направленным на завышение расходов и соответственно налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.
Так, например, в результате проверки ООО «А» было установлено представление на проверку фиктивных документов, согласно которых он заключил с ООО «Б» договор купли-продажи и передачи в собственность ООО «А» пиловочника хвойной породы. При этом ООО «Б» в свою очередь заключило договор купли-продажи лесных насаждений с Республиканским агентством лесного хозяйства. В ходе проведения мероприятий налогового контроля налоговым органом было установлено отсутствие каких-либо хозяйственных отношений между Республиканским агентством лесного хозяйства и ООО «Б». Налоговым органом при проведении проверки ООО «А» было установлено, что контрагентом ООО «Б» фактически не осуществлялась заготовка леса и его передача ООО «А», так как отсутствовали признаки реального осуществления хозяйственных операций (заготовка, хранение, передача).
Кроме того, проверкой установлены взаимозависимость организаций ООО «А» и ООО «Б», отсутствие необходимого штата работников, производственных и материальных ресурсов для осуществления деятельности.
Согласно данным бухгалтерского баланса организации ООО «А» за 2008 год и сведениям, поступающим в налоговый орган от регистрирующих органов, ООО «А» не имело основных средств, зарегистрированных транспортных средств, недвижимого имущества и земельных участков.
При проверке сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, следовало, что ООО «А» и его контрагент ООО «Б» были зарегистрированы в один день. Учредителем (участником), владеющим 50 % доли уставного капитала каждого из обществ, являлось одно и то же лицо. Согласно сведениям, представленным в налоговый орган обслуживающим банком, следовало, что указанными организациями расчетные счета были открыты в один день.
Поскольку первичные документы, представленные ООО «А» в обоснование налогового вычета в сумме 15 млн. руб. по поставщику ООО «Б», содержали недостоверную информацию, у налогового органа отсутствовали основания для признания предъявленных сумм к возмещению обоснованными.
Таким образом, в результате проверки данных налоговой декларации в совокупности с имеющейся информацией и ее всесторонним и полным анализом, выявлены факты неправомерного предъявления к возмещению сумм налога на добавленную стоимость из бюджета и применения схем ухода от налогообложения отдельными налогоплательщиками.
Выявление подобных фактов служит веским основанием для направления материалов проверки в правоохранительные органы.
По материалам налоговой проверки ООО «А» и ООО «Б» органами внутренних дел Республики Бурятия возбуждено уголовное дело в отношении организатора схемы незаконного возмещения НДС из бюджета. По вступившему на сегодняшний день решению суда виновному вынесен обвинительный приговор.
УФНС России по Республике Бурятия
УФНС по Республике Бурятия уточняет особенности проверки налоговых деклараций по НДС
Особенности проверки налоговых деклараций по НДС,в которых заявлено право на возмещение.
Начать дискуссию