Последние годы государство проводит политику облегчения налогового бремени за счет снижения налоговых ставок, увеличения перечня расходов, которые можно списать в налоговом учете. Такого рода меры направлены на создание оптимальных условий для развития бизнеса, легализации налоговой базы и полного исполнения налоговых обязательств.
В современных экономических условиях деятельность убыточных организаций находится под пристальным вниманием, работе с ними уделяется особое значение. Ведь как показывает налоговая статистика, из общего числа организаций, которые сегодня должны уплачивать налог на прибыль, десятая часть заявляет в отчетности убытки, а значит, не уплачивает налог в бюджет и вправе в последующем уменьшить на их сумму налоговую базу.
По данным налоговой статистики удельный вес убыточных организаций за 2009 год составил 9%. Наибольшее количество убыточных организаций приходится на предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых, торговую деятельность, а также обрабатывающие производства. Объективные причины получения убытка в 2009г. связаны с падением потребительского спроса и платежеспособности потенциальных покупателей и заказчиков, отсутствием заказов, отсутствием оборотных средств, получением отрицательных курсовых разниц, связанных с ростом курса иностранной валюты, первоначальным периодом становления и развития производства.
Однако некоторая часть убыточных организаций отражает убытки неправомерно: допускает ошибки при исчислении налоговой базы, использует схемы минимизации налогов или ухода от их уплаты, скрывает выручку, необоснованно завышает расходы и т.д.
В этом плане работа комиссий по легализации налоговой базы весьма эффективный инструмент в руках налоговых органов для решения поставленных задач, которыми были и остаются пресечение случаев:
неполного отражения в учете хозяйственных операций;
неправомерного завышения расходов за счет экономически необоснованных или документально неподтвержденных затрат;
сознательного занижения доходов и других незаконных операций.
В результате проведенной работы налоговых органов республики в 2009г. 165 организаций представили уточненные декларации, по которым уменьшены отраженные ранее убытки на 383 млн.руб., заявлена прибыль – 19 млн.руб., дополнительно исчислен налога на прибыль – 4 млн.руб.
Если вызов руководителя на комиссию не приводит к желаемому результату, и у налогового органа есть основания полагать о занижении налоговой базы назначается выездная налоговая проверка убыточной организации, которая, как правило, подтверждает факты неуплаты налогов. В 2009г. налоговыми органами республики по результатам выездных налоговых проверок у 41 организации уменьшен убыток на 222 млн. руб., из них в 16 организациях установлена прибыль на общую сумму 268 млн. руб. и дополнительно исчислен налог на прибыль в сумме 76 млн. руб.
В заключение обращаем внимание, что одним из критериев риска совершения налогового правонарушения является отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Во избежание вопросов со стороны налоговых органов налогоплательщикам необходимо перед представлением отчетности проверить заявленные расходы на предмет соответствия требованиям, предусмотренных ст.252 НК РФ, а именно, их реальное осуществление, обоснованность и документальное подтверждение.
УФНС России по Республике Бурятия
УФНС по Республике Бурятия отчитывается о работе с убыточными организациями
Работа налоговых органов с убыточными организациями.
Начать дискуссию