Транспортный налог

УФНС Омской области информирует об изменениях по транспортному налогу

О некоторых изменениях, внесенных в законодательную базу по транспортному налогу с 2010 года, согласно ФЗ РФ от 28.11.2009 №282-ФЗ «О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и ФЗ РФ от 28.11.2009 №283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

О некоторых изменениях, внесенных в законодательную базу по транспортному налогу с 2010 года, согласно ФЗ РФ от 28.11.2009 №282-ФЗ «О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и ФЗ РФ от 28.11.2009 №283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В размещенном в данном разделе, материале от 25.08.2009 года «О некоторых вопросах исчисления транспортного налога» был опубликован комментарий к Закону Омской области от 23.07.2009 года №1183-ОЗ, которым внесены изменения в ставки транспортного налога, установленные Законом Омской области от 18.11.2002 года. В тоже время Законодательство по транспортному налогу в 2010 году изменится и в соответствии с Законодательными актами, принятыми на федеральном уровне.

1. Изменен порядок установления ставок транспортного налога

В соответствии со ст. 361 НК РФ ставки транспортного налога утверждаются законами субъектов РФ в предусмотренных НК РФ размерах. При этом региональным властям с 1 января 2010 г. предоставлено право увеличить или уменьшить установленную в Кодексе ставку налога не более чем в 10 раз. До указанной даты субъекты РФ могли увеличить или уменьшить ставки не более чем в пять раз.
Кроме того, согласно ранее действовавшей редакции НК РФ допускалось установление дифференциации ставок в зависимости от категории и срока полезного использования транспортного средства (п. 3 ст. 361 НК РФ). С 1 января 2010 г. такое основание для разграничения ставок, как срок полезного использования автомобиля, исключено. Однако законами субъектов РФ могут быть установлены различные ставки на транспортные средства в зависимости от года их выпуска и экологического класса.

2. Установлен период, за который физические лица,
своевременно не получившие налоговые уведомления,
обязаны уплатить налог

Согласно п. 4 ст. 57 НК РФ если расчет базы налога производится инспекцией, то обязанность по уплате этого налога возникает не ранее даты получения соответствующего уведомления. На основании внесенных в п. 3 ст. 363 НК РФ изменений инспекция может направить налогоплательщику уведомления об уплате транспортного налога только за три налоговых периода, предшествующих календарному году их направления. Также установлена обязанность данных физлиц по уплате налога не более чем за три налоговых периода, предшествующих году направления уведомлений. Отметим, что налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год.
Также согласно указанным изменениям возврат суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с его перерасчетом будет осуществляться за период такого перерасчета (ст. ст. 78 и 79 НК РФ).

3. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие
перевозки, не уплачивают транспортный налог в отношении
морских, речных и воздушных судов

В пользу индивидуальных предпринимателей решился вопрос о возможности применения ими льготы по транспортному налогу. Дело в том, что до 01.01.2010 в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения не признавались пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находившиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых было осуществление пассажирских или грузовых перевозок. Аналогичной нормы в отношении индивидуальных предпринимателей Налоговый кодекс РФ не содержал. Следовательно, предприниматели-перевозчики не признавались лицами, чьи суда освобождались от обложения транспортным налогом. Подобные разъяснения давали контролирующие органы (Письма ФНС России от 10.09.2009 N ШС-20-7/1331, Минфина России от 13.11.2008 N 03-05-06-04/67), а судебная практика подтверждала такой подход (Постановления Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 N 3513/09, ФАС Поволжского округа от 22.10.2009 N А12-7381/2009, ФАС Уральского округа от 15.12.2008 N Ф09-9419/08-С3, ФАС Волго-Вятского округа от 01.10.2008 N А43-4331/2008-31-65).
Теперь согласно пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ к числу лиц, имеющих право на льготу, отнесены также индивидуальные предприниматели. Поэтому с 1 января 2010 г. они, как и организации, основным видом деятельности которых являются пассажирские или грузовые перевозки, освобождены от уплаты транспортного налога за морские, речные и воздушные суда.


Выводы:

1. Законами субъектов РФ установленную в Кодексе ставку транспортного налога можно увеличить или уменьшить не более чем в 10 раз (п. 2 ст. 361 НК РФ).
В Омской области в связи с изменением федерального законодательства не произошло ни увеличения ставок транспортного налога, ни установления различных ставок на транспортные средства в зависимости от года их выпуска и экологического класса.
2. Инспекция может направить физлицу уведомления об уплате транспортного налога только за три налоговых периода, предшествующих календарному году их направления (п. 3 ст. 363 НК РФ).
3. Индивидуальные предприниматели, основным видом деятельности которых являются пассажирские или грузовые перевозки, освобождены от уплаты транспортного налога за морские, речные и воздушные суда (пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ).


Начальник отдела налогообложения
физических лиц УФНС России по Омской области
А.В. Щеглакова

Начать дискуссию