Новости ФНС

УФНС Владимирской области сообщает об изменениях законодательства по урегулированию задолженности

Об изменениях налогового законодательства в части урегулирования задолженности.

Об изменениях налогового законодательства в части урегулирования задолженности

Федеральным Законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (Положений Законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» внесены следующие изменения:

В статью 46. Взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках

В п.2 внесли изменения в части конкретизации способа направления решения о взыскании за счет средств на счетах в банке, а именно добавлено «на бумажном носителе или в электронном виде»

Порядок направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление и денежных средств со счетов в электронном виде будет устанавливаться Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Из пункта 4 настоящей статьи исключен срок направления инкассового поручения в банк. Ранее поручение налогового органа на перечисление сумм налога должно было быть направлено в банк в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании.

В статью 47. Взыскание налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации, индивидуального предпринимателя

Согласно новой редакции пункта 1 указанной статьи годичный срок для принятия решения о взыскании налога за счет имущества является пресекательным. Решение принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

При этом налоговый орган имеет право обратится в суд с иском о взыскании задолженности в судебном порядке.Законодателем установлен срок для обращения в суд - в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Также пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В статью 59. Признание недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание

Пунктом 1 указанной статьи конкретизированы основания списания безнадежной к взысканию задолженности по налогам, пеням и штрафам:

1) ликвидация организации в соответствии с законодательством Российской Федерации - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

2) признание банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;

3) смерть физического лица или объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам и сборам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;

4) принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;

5) иные случаи, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пунктом 2 определены органы, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании.

1) налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства физического лица (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных ликвидацию организации, признание банкротом индивидуального предпринимателя, а также смерти физического лица;

2) налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных принятие судом акта о невозможности взыскания недоимки и в иных случаях, предусмотренных законодательством;

3) таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, - по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 59 в новой редакции Законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.

В статью 61 Общие условия изменения сроков уплаты

Теперь изменение срока уплаты возможно и в отношении пеней и штрафов.

Статья 61 дополнена пунктом 3.1 следующего содержания:

Лицо, претендующее на изменение срока уплаты налога и (или) сбора (далее в настоящей главе - заинтересованное лицо), вправе одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога и (или) сбора подать заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

В новой редакции содержится указание на то, что действие главы 9 Налогового кодекса не распространяется на налоговых агентов.

В статью 62 Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога

Подпункт 4 дополнен новым обстоятельством, которое исключает изменение срока уплаты налога:

В течение трех лет, предшествующих дню подачи этим лицом заявления об изменении срока уплаты налога и (или) сбора, органом, указанным в статье 63 настоящего Кодекса, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего изменения срока уплаты налога и (или) сбора.

В статью 63 Органы, уполномоченные принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов

Статья дополнена подпунктами 6 и 7:

6) по налогу на доходы физических лиц, подлежащему уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами (доход от продажи имущества, от выигрышей в лотереях, доход в порядке дарения, от продажи ценных бумаг и т.п.) - налоговые органы по месту жительства этих лиц. Решения об изменении сроков уплаты налога с указанных доходов принимаются в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

7) по налогу на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, и региональным налогам в части решений об изменении сроков уплаты указанных налогов в форме инвестиционного налогового кредита - органы, уполномоченные на это законодательством субъектов Российской Федерации

В статью 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора

Статья дополнена пунктом 2.1 следующего содержания:

При наличии оснований, указанных в подпунктах 1, 3 - 6 пункта 2 статьи (т.е кроме недофинансирования из бюджета), отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, физическому лицу - на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание.

В новой редакции данной статьи в пункте 5 настоящей статьи теперь указан перечень документов, которые необходимо представить одновременно с заявлением о предоставлении отсрочки (рассрочки). Ранее перечень необходимых документов был определен Порядком организации работы по предоставлению отсрочек (рассрочек), инвестиционного налогового кредита, утвержденным приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@.

Следует отметить, что перечень документов необходимых для предоставления отсрочек (рассрочек) претерпел изменения.

Так, к заявлению должны прилагаться:

1) справка налогового органа по месту учета этого лица о состоянии его расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

2) справка налогового органа по месту учета этого лица, содержащая перечень всех открытых указанному лицу счетов в банках;

3) справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за каждый месяц из предшествующих подаче указанного заявления шести месяцев по счетам этого лица в банках, а также о наличии его расчетных документов, помещенных в соответствующую картотеку неоплаченных расчетных документов, либо об их отсутствии в этой картотеке;

4) справки банков об остатках денежных средств на всех счетах этого лица в банках;

5) перечень контрагентов - дебиторов этого лица с указанием цен договоров, заключенных с соответствующими контрагентами - дебиторами (размеров иных обязательств и оснований их возникновения), и сроков их исполнения, а также копии данных договоров (документов, подтверждающих наличие иных оснований возникновения обязательства);

6) обязательство этого лица, предусматривающее на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, а также предполагаемый им график погашения задолженности;

7) документы, подтверждающие наличие оснований изменения срока уплаты налога, указанные в пункте 5.1 настоящей статьи.

В статью 64 добавлен новый пункт 5.1, в котором по каждому основанию предоставления отсрочки (рассрочки) определен перечень документов, подтверждающих наличие оснований. Ранее этот перечень был определен Порядком организации работы по предоставлению отсрочек (рассрочек), инвестиционного налогового кредита, утвержденным приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@.

Перечень документов также претерпел изменения.

Так, к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, прилагаются заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением, а также акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу - получателю бюджетных средств по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, прилагается документ финансового органа и (или) главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, содержащий сведения о сумме бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены (несвоевременно предоставлены) указанному лицу, и (или) о сумме предельных объемов финансирования расходов, которые не доведены (несвоевременно доведены) до этого лица в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, заинтересованному лицу, которому не перечислены (несвоевременно перечислены) денежные средства из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в том числе в счет оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд, прилагается документ получателя бюджетных средств, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, либо документ государственного, муниципального заказчика, содержащий сведения о сумме денежных средств, которая не перечислена (несвоевременно перечислена) этому лицу в объеме, достаточном для своевременного исполнения им обязанности по уплате налога, в счет оплаты оказанных таким лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд.

Наличие основания, указанного в подпункте 3 пункта 2 настоящей статьи, устанавливается по результатам анализа финансового состояния хозяйствующего субъекта, проведенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в соответствии с методикой, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 4 пункта 2 настоящей статьи, прилагаются сведения о движимом и недвижимом имуществе физического лица (за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание).

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, прилагается составленный заинтересованным лицом документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) такого лица доля его дохода от отраслей и видов деятельности, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, составляет не менее 50 процентов.

Также, статья 64 дополнена пунктом 5.2, где прописано, что в заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

Утратили силу положения пункта 7, которые предусматривали, что при отсутствии обстоятельств, исключающих изменение срока уплаты налога, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога по основаниям, указанным в подпунктах 1 или 2 пункта 2 статьи 64 кодекса, в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа.

В статью 69. Требование об уплате налогов и сборов

В пункте 1 исключено слово «письменный».

В абзаце четвертом пункта 4 изменен минимальный срок исполнения требования. Теперь, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Пунктом 6 изменен порядок вручения требования налогоплательщику.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Формы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В статью 76 Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей

Уточнены основания для приостановления операций по счетам: для обеспечения исполнения решений о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа; в связи с несвоевременным предоставлением декларации; при реализации обеспечительной меры в соответствии с подпунктом 2 пункта 10 статьи 101 Кодекса.

Добавлена обязанность банка предоставлять сведения в налоговый орган об остатках денежных средств в электронном виде (пункт 5) - не позднее следующего дня после дня получения решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке. Форматы сообщения банком сведений об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика-организации в банке, а также порядок направления банком указанного сообщения в электронном виде утверждается Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Добавлена норма о приостановлении операций по счетам, если налогоплательщик изменяет свое наименование или изменения по счету (пункт 7).

В случае, если после принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке изменились наименование налогоплательщика-организации и (или) реквизиты счета налогоплательщика-организации в банке, операции по которому приостановлены по этому решению налогового органа, указанное решение подлежит исполнению банком также в отношении налогоплательщика-организации, изменившей свое наименование, и операций по счету, имеющему измененные реквизиты.

Добавлена норма представления банками сообщения об остатках денежных средств на счетах налогоплательщиков в электронном виде (абз.3 пункт 9) - в установленном формате не позднее следующего дня после дня получения запроса налогового органа.

Конкретизированы нормы для принятия решения об отмене приостановления операций по счетам (пункт 9.1).

Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке отменяется в случаях, устранения оснований для приостановления (указанных в пунктах 3, 7 - 9 настоящей статьи и в пункте 10 статьи 101 настоящего Кодекса), а также по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами.

В случае, если отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, принятие налоговым органом решения об отмене приостановления таких операций не требуется.

Добавлена норма по начислению процентов в случае неправомерного вынесения решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (абз.2 пункт 9.2).

В случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовало указанное решение налогового органа, начисляются проценты, подлежащие уплате указанному налогоплательщику-организации за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни неправомерного приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.

В статью 77. Арест имущества

В пункт 13 внесены изменения, обязывающие налоговые органы уведомлять налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества в течение пяти дней после дня принятия данного решения.

В статью 78 Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа

В абзац 2 пункта 3 внесены изменения, согласно которых теперь при обнаружении переплаты по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, которая не требует оформления акта совместной сверки с подписями налогового органа и налогоплательщика.

Исключены положения абзаца 3 пункта 3 об утверждении формы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Кроме того, статьей 8 Федерального Закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ определено право налоговых органов на списание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по организациям, которые отвечают признакам недействующего юридического лица.

Установлено, что признается безнадежной к взысканию недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся по состоянию на 1 января 2010 года за организациями, которые отвечают признакам недействующего юридического лица, установленным Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», и не находятся в процедурах, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), и в отношении которых судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания указанных недоимок, задолженности по пеням и штрафам.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ изменения вступают в силу по истечению одного месяца со дня официального опубликования за исключением абзаца 2 п. 9.2 ст. 76 Кодекса.

Отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства

Начать дискуссию