В УФНС России по Тверской области состоялась
расширенная коллегия по итогам работы налоговых органов
Тверской области за 9 месяцев 2010 года
На коллегии было отмечено, что результаты экономического развития Тверской области за 9 месяцев 2010 года демонстрируют положительную динамику. Индекс промышленного производства за январь-сентябрь 2010 года составил 116% к уровню января-сентября 2009 года и сложился выше российского показателя (108,9%). Розничный товарооборот увеличился на 7%. Практически по всем видам экономической деятельности отмечается рост производства, в том числе: обрабатывающие производства - 120%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 108%.
На этом фоне поступления платежей во все уровни бюджетов с территории области также демонстрируют устойчивую положительную динамику, причем, не только в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, но и к уровню докризисного 2008 года.
Поступления в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 26,6 млрд. руб. и выросли по сравнению с соответствующим периодом 2009 года, а также докризисного 2008 года соответственно на 13,6% и 21%. Следует отметить, что рост поступлений превысил инфляцию на 6,6 процентных пункта.
В федеральный бюджет поступило 6,7 млрд. руб., что на 8,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года и на 29,5% больше уровня 2008 года. Основная доля доходов федерального бюджета (92,1%) сформировалась за счет налога на добавленную стоимость. Объем поступления НДС увеличился до 6,4 млрд. руб. или на 13,5% (по России – 10,2%).
Поступления в консолидированный бюджет Тверской области составили 19,9 млрд. руб., темпы роста к прошлому году - 115,4%, к уровню 2008 года - 118,4%. Основная доля доходов консолидированного бюджета Тверской области обеспечена за счет поступления налога на доходы физических лиц (42%) и налога на прибыль организаций (24%).
Объем поступления имущественных налогов составил 3,9 млрд. руб. При этом следует отметить, что в текущем году отмечается значительное увеличение поступления земельного налога - в 1,5 раза и транспортного налога - в 1,3 раза.
Управлением обеспечена собираемость налогов и сборов на уровне 97%.
В результате мер принудительного взыскания задолженности, в бюджеты всех уровней поступило 2 197 млн. руб. - на 99 млн. руб. больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Эффективность на всех стадиях взыскания задолженности в целом по Управлению составила 54% при установленном ФНС России плановом показателе 52 %.
По результатам контрольной работы налоговыми органами Тверской области дополнительно начислено в бюджеты всех уровней 1,3 млрд. рублей. При этом, как положительный факт, следует отметить, что на 9,7% вырос показатель взыскания сумм, доначисленных по результатам контрольной работы, который составил 44,5%.
В ходе обсуждения вопросов организации судебно-исковой работы, которая тесно связана с контрольной, было подчеркнуто, что в пользу налоговых органов удовлетворено 94% от рассмотренных судами исков с участием юридических лиц. Показатель соотношения суммы рассмотренных требований в пользу налоговых органов Тверской области и общей суммы рассмотренных судами требований по налоговым спорам составил 78% (745,6 млн. руб.). Эти высокие показатели свидетельствуют о повышении качества проведения контрольных мероприятий и подготовки доказательной базы по актам проверок.
На коллегии было отмечено, что в настоящее время работа налоговых органов Тверской области характеризуется снижением общего количества налоговых споров, инициированных налогоплательщиками и рассмотренных в досудебном и судебном порядке. При этом рассмотрение налоговых споров все больше смещается в досудебную процедуру. Так, общее количество рассмотренных налоговых споров, инициированных налогоплательщиками в досудебном и судебном порядке, за 9 месяцев 2010 года составило 449, из них 302 (или 67,2 %) рассмотрено в досудебном порядке, тогда как за аналогичный период прошлого года общее количество таких споров составляло 631, а в досудебном порядке было рассмотрено 389 (или 61,6 %).
На коллегии также был дан анализ причин фиктивной миграции налогоплательщиков, которая является одним из самых распространенных способов уклонения от налогообложения. В текущем году по результатам контрольно-аналитической работы выявлен ряд схем по уклонению от налогообложения. Для организации таких схем используется миграция налогоплательщиков в форме слияний и поглощений и в форме смены юридического адреса. Учитывая то, что в рамках действующего законодательства по регистрации юридических лиц все попытки выстроить барьеры для фиктивной миграции имеют низкую эффективность, в текущем году был сделан упор на организацию межрегионального взаимодействия по подготовке и пересылке «контрольных сообщений» из налогового органа, где «приземлилась» «фирма-однодневка» или фирма, обналичивающая денежные средства, в налоговый орган, где стоит на учете выгодоприобретатель, что делает миграцию налогоплательщиков нерентабельной и неэффективной, как для организаторов, так и для заказчиков этих преступных схем. Справочно следует отметить, что в текущем году направлено 90 «контрольных сообщений» по 136 налогоплательщикам на общую сумму более 1 млрд. рублей.
Рассмотрены результаты контрольно-аналитической работы по оценке рисков совершения налоговых правонарушений, проводимой налоговыми органами Тверской области, в том числе причины неприменения упрощенной системы налогообложения организациями, имеющими годовую выручку менее 60 млн. руб. Суть вопроса такова: почему 90% налогоплательщиков, которые потенциально должны находиться на этом спецрежиме, применяют общую систему налогообложения, не используя преференции «упрощенки»? Не понимают преимуществ УСН (бухгалтеры вводят в заблуждение директоров) или они являются недобросовестными и применение общего режима налогообложения для них более привлекательно в целях ухода от налогообложения. Перед налоговыми органами поставлена задача осуществить углубленный анализ финансово-хозяйственной деятельности таких налогоплательщиков, в том числе проведя их опросы.
Кроме того, на коллегии были рассмотрены новые аналитические инструменты налоговых органов Тверской области по выявлению зон налоговых рисков. Методы работы налоговых органов по отбору объектов для проверок хорошо известны налогоплательщикам, так как являются общедоступными, поэтому зачастую финансово-хозяйственные показатели деятельности организаций, задействованных в схемах ухода от налогообложения, на первый взгляд не содержат явных налоговых рисков. В целях выявления таких налогоплательщиков налоговыми органами Тверской области внедряются новые аналитические инструменты, позволяющие выявлять схемы ухода от налогообложения. Одним из них является анализ информации сайта zakupki.gov.ru. с помощью которого установлен ряд фирм - поставщиков товаров по крупным государственным контрактам, у которых объемы уплаченных налогов не соразмерны полученной выручке. К примеру, в декларации по налогу на прибыль доля расходов составляет 99,9%, т. е. организация фактически ведет бесприбыльную деятельность, уплачивая символические суммы налогов.
Возникает вопрос, какова цель деятельности таких организаций, ведь они не являются «однодневками», участвуют в конкурсах, заключают государственные контракты, получают на расчетные счета реальные (бюджетные) денежные средства? При этом следует иметь в виду, что при проведении анализа движения денежных средств по расчетным счетам данных организаций установлено, что более 20% полученных средств были обналичены. Подобная совокупность фактов, выявленных в ходе аналитической работы, указывает на серьезные налоговые риски, а это значит, что в отношении указанных налогоплательщиков будут назначены мероприятия налогового контроля.
Налоговики Тверской области мобилизовали в федеральный бюджет 6,7 млрд. рублей
В УФНС России по Тверской области состоялась расширенная коллегия по итогам работы налоговых органов Тверской области за 9 месяцев 2010 года.
Начать дискуссию