Новости ФНС

1273 банкротных предприятия Башкирии задолжали государству около 17 млрд. рублей

О состоянии задолженности в бюджет и государственные внебюджетные фонды и выполнении прогнозных показателей по завершению процедур банкротства. Совещание УФНС России по Республике Башкорстостан.

Шестнадцатого декабря в Управлении Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан состоялось расширенное совещание по вопросу «О состоянии задолженности в бюджет и государственные внебюджетные фонды и выполнении прогнозных показателей по завершению процедур банкротства».

На совещание были приглашены начальники налоговых инспекций и специалисты рабочих групп, осуществляющих урегулирование задолженности и обеспечение процедур банкротства.

С основным докладом выступил заместитель руководителя Управления А.В.Марнюков. Он отметил, что в республике 1273 банкротных предприятия задолжали государству около 17 млрд. рублей. В отношении 405 предприятий процедуры банкротства длятся свыше двух лет.
При этом в таких сравнимых по общим социально-экономическим показателям регионах Приволжского федерального округа, как Самарская область, Республика Татарстан, Нижегородская область, число банкротов не превышает тысячи единиц. А количество затянутых свыше двух лет процедур банкротства и сумма задолженности должников в данных субъектах ниже в несколько раз.

Согласно законодательству процедура банкротства должна быть направлена на финансовое оздоровление должника, а при ее невозможности – на удовлетворение требований кредиторов, в том числе государства, за счет имеющегося у должника имущества. Однако на совещании отмечено, что в настоящее время данные цели в процедурах банкротства не преследуются как приоритетные, поскольку основные действующие лица этих процедур – арбитражные управляющие – зачастую направляют свои действия на соблюдение собственных имущественных интересов и интересов близких им лиц.

Управляющим выгодно затягивать процедуры банкротства, поскольку, чем дольше длится конкурсное производство, тем дольше арбитражный управляющий получает гарантированное вознаграждение (не менее 30 тысяч рублей в месяц с каждого предприятия) и имеет возможность списывать на должника множество других своих затрат.

В результате экономика республики не получает дополнительной возможности для роста, поскольку нереализованное имущество предприятий-должников, общая стоимость которого по предварительным оценкам оставляет несколько десятков миллиардов рублей, фактически изымается из хозяйственного оборота, обостряется социальная напряжённость, страдает бюджет.

Оборотной стороной процедур банкротства является перераспределение собственности, когда путем применения разнообразных схем имущество должника в ущерб интересам государства и иных кредиторов по заниженным ценам (в среднем в три раза дешевле рыночной цены, установленной независимой оценкой) передается связанным с арбитражными управляющими лицам. Особенно велики риски таких действий на государственных или муниципальных предприятиях.

Злоупотребления положением со стороны отдельных арбитражных управляющих, превративших процедуру банкротства в весьма доходный бизнес, являются следствием бесконтрольности и безнаказанности их деятельности. Ведь даже при привлечении их к ответственности, чаще всего арбитражные управляющие отделываются устными замечаниями. К сожалению, реальное наказание в виде дисквалификации, даже в случаях многочисленных неоднократных нарушений, за последний год судами не применяется.

Такая ситуация не может оставить равнодушными налоговые органы, уполномоченные представлять интересы государства, как крупнейшего кредитора в делах о банкротстве.

На совещании со стороны Управления прозвучала серьезная критика и в адрес налоговых инспекций. В первую очередь были отмечены недостатки работы по выявлению и инициированию пресечения фактов незаконных действий со стороны арбитражных управляющих.

Заслушаны доклады пятнадцати начальников инспекций. Им было указано на упущения, а в отдельных случаях – на некомпетентность уполномоченного органа, и на необходимость принятия мер по кардинальному изменению подходов и методов работы. При этом четыре начальника инспекций, осуществляющих налоговый контроль на территории Дуванского, Белокатайского, Бижбулякского, Ермекеевского Зианчуринского, Кигинского, Кугарчинского, Куюргазинского, Мечетлинского, Миякинского, Салаватского районов Республики Башкортостан, а также городов Белебея, Кумертау и Стерлитамака, были вынуждены объясняться по ряду вопросов.

По итогам совещания приняты решения, направленные на установление режима жесткого ответного реагирования на любые нарушения со стороны арбитражных управляющих, увеличения поступлений в бюджет от процедур банкротства и скорейшее завершение процедур, длящихся необоснованно долго. По наиболее значимым процедурам банкротства принято решение перенести оперативный контроль их исполнения на республиканский уровень.

При работе с банкротами налоговые органы должны в каждом случае вырабатывать план конкретных мероприятий и добиваться его исполнения арбитражными управляющими. Также даны поручения по усилению налогового контроля для установления реальности и обоснованности расходов, которые арбитражные управляющие производят за счет имущества должников, исходя часто только из собственных потребностей.

Особо значимые факты нарушений законодательства с сомнительной независимостью проведённых арбитражными управляющими процедур будут освещаться в средствах массовой информации.

Одним из направлений работы налоговых органов обозначено способствование формированию в республике такой судебной практики, которая не оставила бы места злоупотреблениям, сформировала бы у арбитражных управляющих понимание, что их предназначение – действовать в интересах кредиторов и самого предприятия-банкрота, а не наоборот.

С этой целью проводятся и инициируются межведомственные совещания с Арбитражным судом Республики и Управлением Росреестра, где обсуждаются способы эффективного противодействия нарушениям законодательства о банкротстве.

Проводятся мероприятия также в отношении руководителей организаций, задолжавших в бюджет крупные суммы, но не желающих, ни расплачиваться, ни подавать заявления о банкротстве. Существенную поддержку в этой работе оказывает Прокуратура республики, помогая привлекать нерадивых директоров к ответственности, вплоть до дисквалификации. Ведь сейчас, когда экономика подает сигналы о том, что кризисные явления в основном преодолены, на них уже невозможно списывать неэффективное управление.

Не забывая об общей направленности деятельности государственных органов на служение интересам общества, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан предприняло шаги по активизации взаимодействия с Администрацией Президента и Правительством Республики для работы не только по ликвидации должников-банкротов, но и по поиску возможных путей вывода предприятий из предкризисного состояния.

В связи с этим, начальникам инспекций поручено ежеквартально выявлять организации, которые находятся в предбанкротном состоянии, для анализа отраслевыми министерствами и органами по управлению государственным и муниципальным имуществом возможностей финансового оздоровления предприятий с учетом их экономической и социальной значимости.

Кроме этого, на совещании был затронут вопрос проведения территориальными налоговыми органами профилактических мероприятий по информированию и мотивации налогоплательщиков - физических лиц на уплату начисленных налогов, с целью недопущения возникновения у них недоимки в бюджет и появления у должников «непрошенных гостей» - судебных приставов.

Ведь болезнь проще предупредить, чем лечить!

Пресс-служба УФНС России
по Республике Башкортостан

Начать дискуссию