Создание подразделений налогового аудита внутри системы налоговых органов является частью реализации общей государственной политики, направленной на снижение числа споров с участием государственных органов в арбитражных судах. Указанные подразделения созданы в налоговых органах Краснодарского края с мая 2006 года и осуществляют свою деятельность по настоящее время.
Досудебная процедура - это важнейшее средство утверждения начал законности в деятельности налоговых органов. Подразделения налогового аудита созданы для решения задачи по совершенствованию деятельности налоговых органов по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, сохраняет актуальным решение проблем, связанных с правомерностью и обоснованностью действий должностных лиц и принимаемых налоговыми органами ненормативных актов.
Целью создания подразделений налогового аудита в системе налоговых органов является совершенствование административных процедур по рассмотрению налоговых споров, утверждение начал законности в правоприменительной деятельности налоговых органов.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач: - созданием условий для реализации прав налогоплательщиков на рассмотрение их споров с налоговыми органами, заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие налоговых органов Российской Федерации (должностных лиц налоговых органов Российской Федерации). А также на акты ненормативного характера налоговых органов Российской Федерации, связанные с применением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на налоговые органы; - созданием условий для реализации прав налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов) на рассмотрение их возражений (разногласий) по актам осуществленных мероприятий налогового контроля; - информированием налогоплательщиков по результатам рассмотрения их споров с налоговыми органами, заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие налоговых органов Российской Федерации (должностных лиц налоговых органов Российской Федерации). А также на акты ненормативного характера налоговых органов Российской Федерации, связанные с применением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, либо иных актов законодательства Российской Федерации, контроль за исполнением которых, возложен на налоговые органы; - созданием условий для укрепления законности в деятельности налоговых органов, путем совершенствования их правоприменительной деятельности. В своей деятельности подразделения налогового аудита тесно связаны с подразделениями, осуществляющими налоговый контроль и контроль за работой налоговых органов.
Налоговые аудиторы призваны обеспечить важную итоговую стадию осуществленных контрольных мероприятий - вынесение законного и обоснованного решения по материалам осуществленных контрольных мероприятий.
При этом не имеет значение, какие формы налогового контроля проведены (выездная налоговая проверка, камеральная, осуществлен контроль платежной дисциплины, своевременности представления налоговой декларации и т.п.). Важен сам факт наличия производства по делу о налоговом правонарушении и наличие несогласия лица, привлекаемого к налоговой ответственности. По действующему законодательству такими лицами могут быть как налогоплательщики, плательщики сбора или налоговые агенты, так и лица, не являющиеся налогоплательщиками.
Налогоплательщики в случае несогласия с позицией налогового органа вправе реализовать свое право путем подачи письменных возражений или жалобы в порядке и сроки предусмотренные статьями 100, 101, 137, 139 Налогового кодекса Российской Федерации.
Несогласие налогоплательщика по вопросу привлечения его к налоговой ответственности, доводы, изложенные им в свою защиту, представленные возражения (объяснения) плательщика являются исходным условием начала работы и предметом исследования налогового аудитора. Поэтому, налогоплательщики, представляющие свои возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, должны серьезно подходить к вопросу подготовки указанных возражений и документов, подтверждающих правомерность своих доводов. А налоговые аудиторы и сотрудники отделов контрольной работы, в свою очередь, обязаны обеспечить качественное рассмотрение возражений и представленных с ними документов.
К особой категории налогоплательщиков при рассмотрении жалоб ФНС России относит физических лиц. Как правило, споры возникают по вопросам уплаты земельного налога, транспортного налога и налога на имущество физических лиц. Управление уделяет данному вопросу особо пристальное внимание, рекомендует налоговым органам края вести разъяснительную работу с населением, обращает внимание на то, что ответы на жалобы физических лиц должны быть написаны доступным, ясным для налогоплательщика языком. Соответственно, ведется работа, согласно которой необходимо делать все возможное для урегулирования вопроса на местах.
При подаче жалобы некоторые налогоплательщики обращались с просьбой присутствовать при рассмотрении жалобы. До недавнего времени отсутствовала единообразная судебная практика по вопросу участия налогоплательщиков в процедуре рассмотрения вышестоящим налоговым органом его жалобы.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 сентября 2010 г. N 4292/10 определило, что порядок рассмотрения жалобы на акты налогового органа, действия или бездействие его должностного лица предусмотрен главой 20 Налогового кодекса, однако обязанность обеспечения присутствия налогоплательщика при рассмотрении жалобы в данной главе не предусмотрена.
Указанным Постановлением ВАС РФ указал на то, что положения статьи 101 Налогового кодекса, регулирующие порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, не подлежат расширительному толкованию и не могут применяться к процедуре рассмотрения жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом, поскольку из норм главы 20 Кодекса возможность подобного применения не следует.
Деятельность подразделений налогового аудита направлена на утверждение законности в деятельности налоговых органов, на формирование новых подходов к результатам контрольной работы, на налоговое администрирование, реализацию стандартов обслуживания, которые позволят налоговым органам Российской Федерации эффективно реагировать на происходящие изменения в соответствии с практикой и требованиями общества и государства.
Соответственно, деятельность подразделений налогового аудита направлена в первую очередь на создание условий для вынесения решений, соответствующих законодательству Российской Федерации.
Начать дискуссию