11 марта 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 07.03.2011 N 23-ФЗ, который установил новый порядок налогообложения субсидий, получаемых организациями и предпринимателями в рамках специальных программ финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.
Напомним, что указанные субсидии предоставляются из регионального или местного бюджета в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ.
Согласно ранее действовавшему законодательству данные средства включались в доходы в полном объеме в периоде их получения, поскольку никаких особенностей их учета Налоговый кодекс РФ не предусматривал. Такой порядок снижал эффективность финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства, ведь часть субсидии приходилось возвращать в бюджет в виде налогов.
Теперь порядок учета субсидий субъектами малого и среднего предпринимательства изменен. Данные средства необходимо включать в доходы пропорционально расходам, произведенным за счет этих средств. Однако этот порядок можно применять в течение не более чем двух налоговых периодов с даты получения субсидий. Если по окончании второго налогового периода сумма финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, то разницу необходимо будет включить в доходы этого периода.
Данным порядком руководствуются как организации и предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, так и субъекты малого и среднего предпринимательства - плательщики ЕСХН и налога на УСН. Кроме того, указанный порядок признания субсидий применяют также налогоплательщики, перешедшие на УСН с объектом "доходы". Но они в этом случае обязаны вести учет сумм финансовой поддержки.
Соответствующие поправки внесены в статьи. 223, 271, 273, 346.5 и 346.17 НК РФ.
Следует также отметить: если организация или предприниматель, применяющие общий режим налогообложения, приобрели за счет субсидии амортизируемое имущество, то средства финансовой поддержки учитываются в доходах по мере признания расходов на покупку данного амортизируемого имущества. Двухлетнее ограничение в такой ситуации не применяется.
Помимо прочего, названный Закон устранил следующий пробел в налоговом законодательстве. В апреле 2010 г. пункт 1 ст. 346.17 НК РФ был дополнен положениями, которые регулируют порядок учета средств, полученных в рамках государственной программы по борьбе с безработицей налогоплательщиками, применяющими УСН. Данные суммы в течение трех налоговых периодов учитываются в доходах в пределах осуществленных расходов с одновременным признанием таких затрат. При этом прежняя редакция Налогового кодекса РФ не уточняла, могут ли организации и предприниматели, применяющие УСН с объектом "доходы", использовать указанный льготный порядок. Минфин России положительно отвечал на этот вопрос (Письма от 16.09.2010 N 03-11-11/243, от 01.09.2010 N 03-11-11/230, от 27.08.2010 N 03-11-11/225). Контролирующие органы также согласны, что льготным порядком учета средств, вправе руководствоваться и налогоплательщики, применяющие УСН с объектом "доходы" (Письмо ФНС России от 19.08.2010 N ШС-37-3/9373@). Теперь данное право закреплено в п. 1 ст. 346.17 НК РФ. Отметим, что воспользоваться им можно только при условии, что ведется учет средств.
Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса С.И.Миронова
Начать дискуссию