Новости ФНС

ИФНС по Заводскому району г. Орла напоминает об ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах

Регулирование ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах осуществляется в соответствии с нормами гл. 16 Налогового кодекса РФ и гл. 15 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Болезненная для налогоплательщиков тема налогового контроля не ограничивается только эффективной защитой своих прав. Рано или поздно встает вопрос об ответственности налогоплательщиков и  ее основаниях. При этом возникают сложности с разграничением таких видов ответственности, как налоговой и административной, а так же с привлечением к ответственности налогоплательщика и его должностных лиц.
Регулирование ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах осуществляется в соответствии с нормами гл. 16 Налогового кодекса РФ и гл. 15 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Сравнительный анализ указанных норм НК РФ и КоАП РФ,  свидетельствует о наличии схожих составов правонарушений:
- ст. 15.3 КоАП РФ "Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе" - ст. 116 НК РФ "Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе";
- ст. 15.4 КоАП РФ "Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации" - ст. 118 НК РФ "Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке";
- ст. 15.5 КоАП РФ "Нарушение сроков представления налоговой декларации" - ст. 119 НК РФ "Непредставление налоговой декларации";
- ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ "Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" - ст. 126 НК РФ "Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля";
- ст. 15.11 КоАП РФ "Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности" - ст. 120 НК РФ "Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения";
- ст. 122 НК РФ "Неуплата или неполная уплата сумм налога".
На разграничение налоговой и административной ответственности указывает п. 4 ст. 108 НК РФ, из которого следует, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной ответственности.
Основное отличие налоговой от административной ответственности за совершение правонарушений в области налогов и сборов заключается в субъектном составе, иначе говоря, в том, кто является субъектом правонарушения.
В отношении налоговой ответственности лицом, к которому она применяется, то есть субъектом правонарушения, в силу ст. ст. 106 и 107 НК РФ является налогоплательщик - организация или физическое лицо.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо при совершении им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Физические лица - налогоплательщики, как осуществляющие в установленном порядке предпринимательскую деятельность, так и не осуществляющие таковую, за нарушение законодательства о налогах и сборах несут только налоговую ответственность и не привлекаются к административной (примечание к ст. 15.3 КоАП РФ).Таким образом, индивидуальные предприниматели за нарушение законодательства о налогах и сборах несут только налоговую ответственность и не привлекаются к административной ответственности как должностные лица.
Указанное правило относится и к случаям, когда индивидуальный предприниматель, не заключая трудовых договоров для исполнения обязанностей руководителя, главного бухгалтера и иных должностных лиц, сам осуществляет права и обязанности названных должностных лиц (п. 23 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", далее - Постановление N 18).
В отношении налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся предпринимателями, в п. 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопросов о разграничении налоговой и иной ответственности физических лиц судам следует исходить из того, что одно и то же правоотношение не может одновременно квалифицироваться как налоговое и иное, не являющееся налоговым, в связи с чем налогоплательщик - физическое лицо за совершенное им деяние не может быть одновременно привлечен к налоговой и иной ответственности. Поэтому, если выявленное налоговым органом деяние совершено налогоплательщиком - физическим лицом в рамках налоговых правоотношений, определение которых дано в ст. 2 НК РФ, вопрос о квалификации этого деяния как правонарушения и его последствиях должен решаться только в соответствии с положениями НК РФ. То есть при рассмотрении вопроса об административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах необходимо вести речь лишь об ответственности должностных лиц налогоплательщика-организации.
Должностным лицом в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ является лицо, состоящее с организацией в трудовых отношениях и наделенное организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями.
С учетом этого в круг возможных субъектов административной ответственности в области налогов и сборов попадают, прежде всего, руководитель и главный бухгалтер как основные должностные лица организации.
В соответствии с п. 1 ст. 6 и п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Поэтому,  характер возложенных на должностных лиц организации служебных обязанностей повлияет на то, кто из них будет нести ответственность за нарушение налогового законодательства.Только исходя из этого можно определить, входит ли в компетенцию должностного лица организации обеспечение выполнения тех правил, которые нарушены, и является ли оно вследствие этого ответственным  за нарушения организацией законодательства о налогах и сборах.
Если между руководителем организации и главным бухгалтером имеется несогласованность мнений, следует принимать во внимание п. 4 ст. 7 Федерального закона №129 –ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которому в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.
Если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представляли их с нарушением установленного законодательством срока или грубо нарушали правила ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, то это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной ст. ст. 15.6 и 15.11 КоАП РФ, поскольку именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета (п. 26 Постановления N 18).
Законодательно закреплены и различные сроки давности привлечения к налоговой и административной ответственности. Статья 4.5 КоАП РФ устанавливает общий срок давности - два месяца со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства о налогах и сборах - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. В то же время ст. 113 НК РФ закрепляет срок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения в три года.
Налоговая и административная ответственность различаются также и по целям привлечения. Налоговые правоотношения в силу своей природы имеют имущественный характер, поэтому правонарушения в данной сфере всегда наносят определенный имущественный вред государству и всему обществу в целом. Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения является налоговая санкция, которая устанавливается и применяется в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных НК РФ (пункты 1 - 2 статьи 114 НК РФ). Иной меры налоговой ответственности, чем штраф, НК РФ не предусматривает. Целью же административной ответственности является, прежде всего, пресечение (предупреждение) и наказание, а не восстановление нарушенных прав.
Кроме того, привлечь к налоговой ответственности могут налоговые органы государства в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ, а применение мер налоговой ответственности (наложение взысканий) производит только суд.
Таким образом, неисполнение обязанностей либо нарушение запретов квалифицируется как правонарушение и поэтому влечет неблагоприятные последствия для нарушителя. При этом ответственность за нарушение законодательства  о налогах и сборах предусмотрена не только налоговым законодательством, но и административным.
Каждый должен понимать, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной ответственности.

Зам. начальника ИФНС России    
по Заводскому району г. Орла                                   
Куликова Г.И.

Начать дискуссию